Омский рок. СМИ. Архив

Игорь Третий
УСИЛИТЕЛЬ СТЕПЕЙ

Музыкальный усилитель "Венец" найденный водителем
дальнобойщиком в степи (район Большеречья)
на обочине дороги около восьми лет назад
оказался непростым и имел свое продолжение.
Пять лет странный усилитель степей прослужил
удобным столиком для гаражных пикников.
Долго ли, коротко времечко шло...
Однажды усилитель попал в руки радиомастеру,
и тот его проверил. Оказалось - прибор работает!
Теперь этот прибор помогает зарабатывать деньги -
усиливает азербайджанские, индийские, таджикские
и узбекские мелодии в одном из омских
кафе-баров азербайджанской кухни.

МУЗЫКАЛЬНАЯ МУХА

27 октября в центре искусств СибАДИ прошёл
(просто на ура!) концерт омского камерного оркестра.
К середине концерта набился полный зал
любопытных студентов (ведь неслабо насладиться
живым "фирменным" звуком эпохи Ренессанса!).
Было тесно и шумно. Прозвучали произведения
Баха, Моцарта, Вивальди, Бальцони. Прекрасная
как и сама классическая музыка, ведущая, музыковед
Ольга Бурик делала атмосферу концерта
особенно возвышнной и просветлённой.
Конечно, студенты есть студенты - и не могли
не заметить, как над оркестром, сверкая в свете
прожекторов, назойливо кружилась муха.
Когда на сцену вышел, светя лысиной, солист оркестра,
флейтист Юрий Шабалкин, и зазвучала
знаменитая "Шутка" Баха, - муха особенно развеселилась.
Кто-то ехидно хихикал. Но ничего такого не произошло.
Это была "не та" муха, это была музыкальная муха
благородных кровей, она не могла себе позволить
испортить шедевр мировой классики,
тем более в исполнении мастера! По завершении
пьесы зал был взорван апплодисментами.

ВЕДЬ ЕСЛИ СВИНЬИ ЛЕТАЮТ,
ЗНАЧИТ, ЭТО КОМУ-НИБУДЬ НУЖНО!

"Пять лет свинских полётов" - так называлась рок-акция,
прошедшая 16 октября на площадке ДК "Молодёжный".
Пять лет омской группе "ЛЕТАЮЩИЕ СВИНЬИ"!
Многое, можно сказать, удалось лидеру группы -
рокеру-рэперу-панкеру по кличке "старая свинья"
http://www.stihi.ru/2013/11/06/8506. Пришли поздравить
группу многие омские музыканты, фанаты и поклонники.
В концерте принимали участие: "ШТАБЕЛЯ", "КОЛЛЕКЦИЯ БАБОЧЕК",
"КОСТЯНОВЫ ОРГАЗМЫ", "БОДИ БЭК" и др. Налетались,
насвинячились как надо! Немного, правда
подпортили казённую мебель. Но в целом
администрация ДК мероприятием осталась довольна.

ДВЕ ВЕЛИКИЕ ГРУППЫ

Посетили октябрьский район города Омска 16 октября 1999 года.
Состоялось это историческое событие на площадке
ДК «Современник». Две великие группы – ПРИЗНАК СОЛНЦА
http://www.stihi.ru/2017/09/04/6772
и НОВЫЙ ДЕНЬ! - торжественно объявил со сцены
организатор и ведущий концерта Марат Мамонов
(и это нормально для Омска - города поэтических
и музыкальных олимпов!) Ребята представили свою
концертную программу с таинственным названием
ТИШИНА МЕРТВЫХ ВОЛХВОВ. Первой на сцену вышла
группа Марата - НОВЫЙ ДЕНЬ (Марат нам уже известен
по рок-акциям памяти Курта Кобейна и Виктора Цоя,
где зарекомендовал себя как серьёзный, ответственный организатор).
Группа играла хороший мелодичный грандж,
всего три инструмента, битловская мелодика
и хороший вокал Марата делали музыку очень
насыщеной и выразительной. Прозвучали хиты группы:
"Беспородный пёс" и "Мне не нужна твоя любовь".
Второе отделение концерта открыла группа ПРИЗНАК СОЛНЦА.
Группа Димы Юферова (он же актёр театра "Группа харАктеров").
Стиль группы можно "зафиксировать" как хиппозно-этнический рок.
Ярко выраженная красивая поэзия и проникновенный
вокал Димы откровенно цепляли сознание тем более,
когда подпевал и подыгрывал Марат. Монотонный ритм
и три однообразных аккорда (волнообразный ритм Вселенной)
уводили в какой-то запредельный шаманский мир,
погружая в иррациональное. На сцене всё время стояло
в ожидании маэстро чёрное пианино с откинутой крышкой.
Однако маэстро так и не появился. Вполне возможно
на этом чёрном пианино бесшумно музицировали
никому невидимые мёртвые волхвы. Ведь концерт так и назывался -
ТИШИНА МЕРТВЫХ ВОЛХВОВ! Прозвучала одноимённая
заворачивающая сознание композиция. Когда Дима
пел песню просто под гитару, двое других музыкантов
побросали свои инструменты, подошли к барабанщику
и помогали ему извлекать из кожи и железа восточную поэзию...
(правда, издалека это действие на сцени выглядело не понятно
и больше напоминало ремонт мотоцикла или крашение батареи).
Прозвучали хиты группы: "Солнечный ветер", "Дети слов",
"Романс" и др. Последняя песня оказалась вовсе загадочной
(что ж, пусть тайное остаётся тайным): "Выше, ниже над холмами я лечу.
Ты, наверно, не узнаешь, где мой дом". Впрочем, в ту пору
по ДК ходила бабушка-реалистка (вахтёр с обходом)
и заглядывала во все "дорз", беспокоилась, как бы чего
"не свистнули". Но ничего такого не произошло
(пропала только одна единственная дубленка, у Марата,
видимо ушла на сувениры). Вскоре "Таинственное
Волшебное Путешествие" закончилось и народ счастливый
и заторможенный медленно покинул зал.      

Петр ЛУЧНИК

Из омских газет "Молодой Сибиряк",
"Торговый Город" и др. (Конец 90-х)

О РЕЛИГИИ РОКА (и об Омске)

«Это следствие поцелуя Джа!..» Так ответил на мой вопрос о названии группы ПРИЗНАК СОЛНЦА её лидер Дима Юферов. Что ж, наверное, и весь город Омск — следствие какого-то поцелуя! Тем более, если верить книгам по истории религии, язычества: на месте, где находится Омск, некогда существовал «город Богов» (Асгардт). А древнее название Иртыша (Ирий), на который мы ходим купаться и загорать, означало «Белая река» (Млечный Путь). Кто-то составляет историю, кто-то делает её. Кто-то реставрирует культ и предметы культа, кто-то раздувает очаг революции — так жить интересней! (А с легендами жить красивей!) Наша загадочная Вселенная расширяется и расширяется, и она расширяется внутри нас, душа человека как губка впитывает всё и вся. Так и сегодняшняя рок-музыка впитала в себя не только весь музыкальный опыт человечества, но и духовный тоже. И этим она универсальна. Она синтез всего и вся. Не зря Джон Леннон однажды заявил, что БИТЛЗ популярней Христа — просто Христос популярней в БИТЛЗ — просто БИТЛЗ — «жучки» от Бога и начало религии рока. Ибо гласит восточная мудрость: «Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся». И можно сегодня встретить на берегу Иртыша молодёжь, поющую песни Янки Дягилевой, Виктора Цоя, Егора Летова, Умки, Клаксонов, Гребенщикова и многих других известных и малоизвестных авторов, явно неравнодушных (не побоюсь этих высоких слов) к судьбе человечества, вольно или невольно являющихся реформаторами общественного сознания, «ловцами человеков», творцами личностей. И Омск в этом плане занимает далеко не последнее место. Не напрасно А. Троицкий назвал Егора Летова самым андеграундным российским рок-певцом. Омск называют столицей российского рок-андеграунда. И существует такое понятие как «омская рок-школа», пока никем не изученная, имеющая огромный потенциал и свой исторический архив.

Петр ЛУЧНИК (1999 г.)

Публикация: журнал (сайт) ПАТЕФОН СКВЕР
Глав. ред. Кинес Кизиитов

КРОВАВЫЙ УТРЕННИК

"Самая противная группа в мире!" (Наташа Ростова)

Вскоре после этого высказывания Наташа Ростова обрилась в панки, сильно застудила голову и умерла от менингита. Ну, а КРОВАВЫЙ УТРЕННИК, по причине своей исключительной противности, на чём стоял, на том и стоять будет! Фотографии, плакаты и календари группы можно увидеть порою в самых странных местах: в кабине водителя трамвая, в солдатской каптёрке, в женской консультации, на птицефабрике и даже в морге! Некоторые очевидцы утверждают, что видели на улицах города доброго дядьку с видом «теплотрассника» и щербатой улыбкой, который якобы спит, ест и размножается со значком КРОВАВОГО УТРЕННИКА (приспособленного на китель вместо застежки). Сами музыканты группы попытались бороться с собственной тенью, ведь популярность к хорошему не приведет, когда на тебя смотрят тысячи глаз (не то тебе морду набьют, не то автограф попросят, или то и другое одновременно). В ноябре 1997 года группа провела «молодежный старинный праздник» — музыкальную акцию РОК ПРОТИВ КУ, чем привела в замешательство всех своих недоброжелателей, некоторые из них разрушились как личности и перессорились между собой, но стали дружками с Олегом Молоковым, который при всей своей настырной кровавости, оказался в итоге миротворцем! Кстати, для панков КУ играют вполне профессионально, особенно если учитывать, что Олег Молоков использует джазовую технику игры на барабанах. Ведь настоящую музыку делает, прежде всего, не школа, а характер, в чем УТРЕННИКУ не откажешь! Если этого самого характера нет, то, извините, это уже другая тусовка, иной род творчества, основанный больше на исполнительском мастерстве традиционных стилей рока и его модных течений, конечно же, большое удовольствие — послушать живьём «местную АС/DС»! Впрочем, западный шоубизнес довольно удачно использует элементы русского фольклора, русскую мелодику. Не зря великий Фрэнк Заппа говорил: «Рок-н-ролл прирастёт Сибирью!» Россия — великая страна и имеет право на своё слово в рок-н-ролле! Как писал В. Белинский: «С одной стороны, Россия — богатырь, которому море по колено, с другой стороны — это пьяный мужик в грязной луже». Вот и поёт КУ: «Мужик, вставай!». А «Дайте мне шмайсер» Шуры Беломоина — это же классический русский мужик с ружьем (сказал бы тот же Белинский), который нажрался и решил разобраться со всеми своими обидчиками. О текстах Беломоина можно сказать так: «Народных героев не придумаешь!» Этому оригинальному автору удается сочетать в одном лице поэта, предпринимателя, культуриста и алкоголика. В свое время он закончил ОмПИ, был в раннем составе КУ шоуменом и вокалистом, автором названия и самого проекта КУ. Или другой автор КУ, Евгений Гордиевский — автор знаменитой «Королевы минета» (сюжет её, как нам известно, был взят из жизни). Впору проводить экскурсии по местам исторических событий его песен. Такие хиты, как «Теплотрассница», «Облевать», «Огненный секс» — близки не только народу, но и несчастную интеллигенцию достают натуральностью и непосредственностью русского обывателя — центральной фигуры песен КУ. Так что Гордиевский — истинно народный писатель, настоящий пролетарий. Его стиль можно характеризовать как «Русское порно». Да, быть может, в искусстве нам хотелось бы побольше видеть романтики, высокого и вечного или гражданской тематики, сознательности и ответственности. Того же социального протеста, так свойственного панку, но это уже другая тусовка и другой панк. А мы говорим об уже сложившемся имидже КУ (читай эпиграф). Есть на западе группы, близкие по характеру к КУ. Это SLADE (отличавшийся хулиганской тематикой своих песен). Это ЭКСПЛОЙД (в нем можно найти западного двойника Беломоина), это Элис КУПЕР (от которого блевали дамы) — прообраз Миши Костоглодова. В жизни Миша — прекрасный семьянин, любимый муж и отец. Однажды на гастролях в одном металлическом клубе, в финале выступления, уже изрядно выпивший Миша решил спеть «Ивушки». Музыкантам на ходу пришлось подстраиваться. В итоге местные музыкальные критики классифицировали это, как «понт-панк с элементами авангарда». В последние годы КУ много экспериментирует: группа уходила и в «арт» и в «бит», и снова возвращалась к своему раннему «кровавому» звучанию, так что Олег Молоков (директор, барабанщик, продюсер и аранжировщик КУ) руки сложа не сидит — постоянно балует публику какими-нибудь сюрпризами, меняя сценический имидж, меняя музыкантов, устраивая всяческие шоу. Один из последних составов группы: Олег Молоков — барабаны, бэк-вокал; Михаил Костоглодов — вокал, шоу; Доктор Дорис — бас-гитара, бэк-вокал; Евгений Гордиевский — гитара, вокал; Г. Сидоршин — ритм-гитара, бэк-вокал. В 2000 году группа выпустила магнитоальбом «Не на продажу» (концертная запись 1999 г.). Распространяла запись любительская студия ЭКЗОТИК ХОЛМ, альбом вошел в серию «Омская коллекция». Также идут переговоры с австралийской рок-певицей Ланой Джишкариани о возможной записи совместного магнитоальбома.

СОВНАРКОМ (Петр ЛУЧНИК. 1999 г.)

Публикация: журнал ПАТЕФОН СКВЕР 1 (06.2001)
Глав. ред. Кинес Кизиитов

Варианты статьи о "КУ" были опубликованы
еще в нескольких омских изданиях.

ЕГО СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО
(Поиски потерянного королевства)

На похоронах группы THE MILKY WAY (1976-1984)
http://music.lib.ru/editors/g/gruppa_tem_noc/
Игорь пролил скупую мужскую слезу и решил
отныне действовать самостоятельно, ни на кого ни надеясь.
Распад МЛЕЧНЫХ ПУТЕЙЦЕВ можно считать началом
самостоятельной деятельности омского барда авангардиста.
Одна за другой стали появляться песни, которые
он отыгрывал перед музыкальной тусовкой,
часто собиравшейся у него дома, в которую входила
тюзовская группа АБЗАЦ, Эдик Корсунский, Григорий Кушмет,
Александр Гладких (Македонский) и многие другие (конец 80-х).
Игорь постепенно, не торопясь, двигаясь от старого к новому,
стал находить элементы чего-то до боли родного,
что позже выкристаллизовывалось в составные
части его неповторимого музыкального стиля.
          
Первую свою вылазку после распада МЛЕЧНОГО ПУТИ
Игорь совершил в 1988, принимая участие
в различных концертах КСП при ДК им. Козицкого.
И даже побывал вместе с омскими бардами
(тогда КСП под руководством Татьяны Кассик)
на российском фестивале авторской песни
ПОЛЯНА ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ в июне 1990 г.
(XIV Ильменский фестиваль) в городе Миассе
Челябинской области, где ему удалось тогда
выступить вне конкурса, со своей песней "Сытость"
(скорее рокерской, чем бардовской).
Также было выступление на международном
фесте авторской песни СИНЕГОРЬЕ в Боровом.
          
Однако и этот путь - авторского исполнения -
не суждено было выбрать Игорю в качестве главной магистрали.
Городской КСП вскоре распался, и Игорь вновь оказался один.
Его первое выступление на рок-фестивале
в ДК Лобкова (12.1990) оказалось незапланированным,
Игорь в концерте заявлен не был, и вышел на сцену
по просьбе знакомых музыкантов, предоставивших
ему гитару для исполнения песни "НЛО"
(уже получившей признание в узких кругах).
В общем-то шагом это было рискованным.
Исполнять композицию "НЛО", построенную на нерифмованном
стихе и скорее похожую на новеллу в электрическом концерте.
Но тем не менее панкерам и рокерам заморочки
на абсурдно-космическую тематику
скромного братана с гитарой понравились.
Неформатная песня, больше похожая на импровиз цепляла.
            
Уже на следующем рок-сейшине в "КОЗЕ" (10.03.1991)
Игоря воспринимали вполне органично,
и ему пришлось в духе рок-н-ролла придумывать
себе псевдоним и образ - Игорь III, - который
и закрепился за ним с тех пор сразу и окончательно.
Старый приятель Эдик Корсунский вывел Игоря
на Павла Мошкина, председателя политеховского студклуба,
которому творчество Игоря, смело идущего по своему
никем не проторенному пути, пришлось по душе.
На политеховском концерте Игорь удачно отыграл
три тогда самых убойных своих композиции -
"01", "День рожденья" и "НЛО", которые вызвали
у музыкальной общественности студклуба желание
услышать все это в коллективном исполнении.
Так родилась группа, названная Игорем ХИЖИНА ПОЦЕЛУЕВ
http://music.lib.ru/editors/i/igorx_t/,
что было первым шагом Его Сюрреалистического Величества
к созданию собственного двора.
Гитара, скрипка, рояль и вокал в сочетании
с оригинальным, повествущим о разных разностях
простым языком создавали впечатление
некой недоговоренности и скрытости смысла
в обыкновенных, на первый взгляд, вещах.
Тогдашняя ХИЖИНА успела записать в студии омского радио
6 композициий (осень 1992) и распалась под легким дуновеним
творческих разногласий и стечения обстоятельств.

Новый проект уже носил название ГРУППА 11
и состоял частично из музыкантов других групп.
Скрипка Виталия Мещерякова все же осталась,
что вносило в электрический вариант композиций Игоря
фирменный узнаваемый звук. Выступление на РОКЕ ЗА ПИВО
в ДК Малунцева (05.1993) стало дебютом ГРУППЫ 11.
В контрасте с САНРАЙЗОМ и КРОВАВЫМ УТРЕННИКОМ
композиции Игоря, лишенные жесткой ритм-секции
привлекали к себе внимание более взрослой аудитории,
которая, ломая голову над непонятным стилем Его Величества,
быстро отнесла его в разряд белых ворон омского рок-подполья.
После РОКА ЗА ПИВО начались постоянные выступления
Игоря III и ГРУППЫ 11 на разных молодежных сейшинах.
Гвоздем его "гигов" стала композиция "АС"
на стихи Пушкина "Я вас любил...", - у одних вызывающая смех,
у других недоумение, у третьих еще что то
(в популярной программе Андрея Блохина "БМП-1"
на омском радио, песня "АС" была представлена как гимн
неформальной молодежной тусовки "Асов", - 
любителей русской поэзии и литературы).
После успешных выступлений на фестивалях
РОК В ЗАЩИТУ ЖИРАФОВ, ПРАЗДНИКА ЯПОНСКОЙ МАТЕРИ и др.
(участия в омских теле и радиопередачах)
ГРУППА 11 неожиданно распалась (май 1994),
правда летом ребята снова собрались и записали
в домашней студиии ЭКЗОТИК ХОЛМ свой единственный
магнитоальбом, который стал итогом деятельности ГРУППЫ 11.
http://music.lib.ru/g/gruppa_11/

И все же, и все же к Открытию Рок-Сезона (10.1994)
АртАгентства ВАВИЛОН (о чем мы писали в предыдущем номере),
Игорь подошел уже с новым проектом, новой ХИЖИНА ПОЦЕЛУЕВ:
гитара, скрипка, рояль, бас-гитара, бонги и вокал.
Великолепные подпевки солистки Игоря Оксаны Звягиной
(так же игравшей и на скрипке) и отшлифованный им
за все эти годы запоминающийся собственный образ
"человека из толпы", как бы случайно зашедшего на огонек
рокерской тусовки, все это, вкупе конечно же,
со всеми другими составляющими
(неуемной энергией мультиинструменталиста Андрея Алехина),
делает творчество Третьего необыкновенно интересным
и наиболее оригинальным на омской рок-сцене.
Песни чистого сознания Игоря III , конечно более тяготеют к авангарду,
чем к какому либо другому стилю современной музыки,
но что самое интересное, они отражают и нашу жизнь
со всеми ее зигзагами юмора и прямыми путями абсурда,
морями и болотами любви и любовей,
горами духа и пустынями бездуховности.
Темы вечные, неконьюктурные, незаметно ведущие
внимательного слушателя в то самое королевство,
из которого прибыл когда-то в изгнание
в наш материальный до ужаса мир
наследный принц Игорь под номером III.

Алексей ФОМИН
Коллаж Светланы СИБИНОЙ

Газета "Молодой Сибиряк" 15.10.1994
Заключительная глава из статьи
"Его Авангардное Величество"
(с небольшими сокращениями, уточнениями
и дополнениями).

ОМСКАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СЦЕНА
(выдержка из статьи на Проза.ру)

В другом направлении развивался ветеран омского рок-движения,
участник группы THE MILKY WAY, бард, а позднее авангардный поэт
и писатель Игорь Третий, ставший просто-таки символом
омской авангардной сцены 1992-96 годов. Своей отправной точкой
он неоднократно называл сюрреализм, а тексты
(не считая сонетов Шекспира и "Я вас любил" Пушкина)
были порой на грани абсурда. В музыкальном отношении
проекты Игоря Третьего после "бардовского" периода 1985-91 годов
балансировали на грани различных стилей, нередко
являя собой законченные образцы постмодернизма,
чему часто способствовали и тексты, в которых
чужие строчки обретали сугубо своё значение.

Джеймс Александр Даркфорс
(Александр Кучук) 29.01.2014

О "КОРЖИКАХ", О РОКЕРАХ, О СЛАВЕ...
(выдержка из статьи)

Несколько иное направление - роковый "сюр", так сказать, -
Игорь III и ГРУППА 11. Нарочитое цитирование известных тем,
избранных ими, видимо, с целью введения элементов пародии,
фарса и оттенков сарказма, а не из композиционных соображений,
тоже наталкивает на мысль о наличии элементов омской школы
у этого коллектива. Игорь обладает приличным вокалом,
и когда певцу удается внутренне раскрыться, то сквозь
стилистические наслоения проступает образ такого
омского полуинтеллектуала-полухулигана, задерганного,
но подтрунивающего над всеми и над собой.
Радует и работа скрипача.

Виктор ПОЛЕХИН

Газета "Молодой Сибиряк" 29.10.1994
(Рубрика "Музыкальный Курьер").

*** 

Целых два месяца Игорь III дозванивался до бас-гитариста 
по оставленному им в объявлении контактному телефону (1991 г.)
Каково же было его удивление, когда оказалось что тот
живёт в соседнем подъезде! Или вовсе странное...
Как-то летним вечером, когда уже стемнело, Игорь прогуливался
в компании знакомых, которые стали допытываться у него,
почему же он всё-таки Игорь III, а не Рудольф 47-й.
Игорь начал рассказывать свою "легенду". И в тот самый момент,
когда оставалось произнести последнюю, ключевую фразу,
проливающую свет на тайну "Его Величества",
Игорь к всеобщему испугу и замешательству
вдруг провалился в колодец. Хорошо жив остался.
(реальный факт)

***

Его Сюрреалистическое Величество король авангардной
музыки Омска Игорь III (так его окрестили омские журналисты)
вовсе не шизофреник. Как некоторые чересчур умные
товарищи почему-то считают. Игорь говорит, что не принимает
её близко к сердцу, поскольку в своём творчестве
основывается целиком и полностью на достижения
мировой науки, и в частности психологии.
Даже в простом советском учебнике психологии
по которому Игорю приходилось получать образование -
чёрным по-белому написано, что ассоциативно-абстрактное
мышление является высшей сферой деятельности
подкорки головного мозга. На фоне официально-принятого
стереотипа советского искусства это выглядит полным абсурдом.
За этот абсурд Игорь и любит свою страну
и черпает из нее вдохновение. Кстати сам Игорь говорит,
что специально авангардом он никогда не занимался,
просто писал как пишется, однако из мухи сделали слона.

***

"Я не шизофреник", - заявляет некоторым не понимающим
его творчество "критикам" известный омский
рок-авангардист Игорь III и объясняет им, что жизнь видит
в своих песнях как театр абсурда. Большинству местных рок-музыкантов
творчество певца нравится, что однако, не мешает им
обращаться к Игорю III исключительно как к Его
"Сюрреалистическому Величеству". Кстати нрав у "Величества"
и впрямь как у коронованной особы - за 15 лет выступлений
Игорь III сменил в своей группе восемь басистов,
десять барабанщиков, трёх пианистов, двух баянистов,
двух скрипачей, двух рок-певиц и двух камерных вокалисток.   

Из музыкальных новостей омских газет
"Молодой Сибиряк", "Торговый Город" и др.
(Конец 90-х)

Игорь III (Интернет-архив омских СМИ)
http://omsknews.ru/?p=36228