Преподаватель истории и грустная история

Мариф Кадимов
     Исамудин Шахисмаилович вернулся в нашу школу по окончании исторического факультета университета во Владикавказе (Орджоникидзе). До университета у него за плечами были учеба в педучилище и опыт преподавания в школе. Он всегда ходил в синем костюме, в белой нейлоновой рубашке и галстуке. Появление в сельской школе симпатичного молодого преподавателя истории с быстрой походкой, из которого энергия била фонтаном, произвело в школе всеобщую эмоциональную встряску и подъем.
Помню, его первый урок в девятом классе и какое он произвел впечатление на меня, на человека, никогда особо не увлекавшегося историей. Я, как и все мои одноклассники, весь тот урок просидел с открытым ртом. Исамудин Шахисмаилович, стоя с длинной указкой в руке у большой карты мира, которая висела поверх школьной доски, провел этот урок на одном дыхании. Тот эмоциональный настрой, которым он тогда нас зарядил, могу сравнить только с одним случаем из моей жизни, когда позже в Москве, в театре одного актера слушал народного артиста С. Юрского, рассказывавшего со сцены «Одесские рассказы» Исаака Бабеля. Как и там, когда через пару минут я оказался одним из свидетелей сочных картин самобытной одесской жизни, так и здесь, Исамудин Шахисмаилович превратил нас в участников средневекового театра действий в Европе. В конце урока, он, подобно гипнотизеру, выводящему аудиторию из состояния гипноза, поставив руки на колени, в полусогнутой позе и глядя в глаза ученикам, чеканно произнес свою заключительную фразу: «Ну что, мои дорогие, нравится вам такой стиль изложения?» Нам, очевидно, это очень понравилось!
Очень скоро директор школы нашел его неуемной энергии еще одно правильное применение. Он назначил его на должность организатора внеклассной работы (по совместительству). Здесь Исамудин Шахисмаилович развернулся в полную силу. Активный участник художественной самодеятельности в училище и вузе, человек, который даже успел немного поработать в ансамбле «Лезгинка», серьезно взялся за работу. Привлекая всю молодежь села, включая и самую ее неуправляемую часть, он поставил зажигательный танец под названием «Танец с саблями», который на районном смотре художественной самодеятельности занял первое место и удостоился специального приза в Махачкале. Помню какая вдохновенно приподнятая атмосфера была на репетициях, с каким увлечением ребята из подручных материалов делали «сабли и щиты». Помню рассказы участников ансамбля о том, как бурно им хлопали в Ахтах и Махачкале.
Многие помнят его высказывания типа «Эх, ты швед!», которые, очевидно, были навеяны историями и событиями из его предметной области. Так он часто обращался к детям, когда что-то в их поведении его не устраивало. Или, как он зимой в коридоре школы ловил кого-нибудь из учеников в папахе из овечьей шкуры, снимая ее и, держа двумя руками над ним, тряс, приговаривая при этом: «Ты что в барашке ходишь, смотри на Исамудина Шахисмаиловича, он ведь, тоже не железный!»
Кстати, это его и сломало. Дело в том, что в следующем году зима пришла холодная, дровяные печи – буржуйки в классах не могли как следует обогреть школу, особенно холодно было в коридорах. А Исамудин Шахисмаилович продолжал ходить без головного убора, в костюме и рубашке. Предупреждения коллег, которые сами вынужденно ходили в головном уборе и верхней одежде, он не принимал. Он приводил им слова великого полководца Суворова, который говорил своим солдатам, что «голову надо держать в холоде, а ноги – в тепле». В ту зиму он сильно заболел. Пролежал в больницах. Пришлось пропустить много занятий. Затем и дома у него начались проблемы: разошелся с женой, умерла мать. Хотя и женился второй раз и дети появились, но психологический стресс и затяжная болезнь сделали свое дело – потух огонь в его глазах. После многих месяцев больничных, он ушел на пенсию по инвалидности и перестал преподавать.
Вот такой был человек, наш преподаватель истории Гаджимурадов Исамудин Шахисмаилович!
Мне кажется, хорошие люди принадлежат не только себе, но и обществу. Пренебрегая собой, своим здоровьем, они лишают и нас того хорошего и замечательного, что придает их присутствие нашей жизни. При этом, общество часто не в силах что-либо изменить. Жаль.