Учебник музыки. Фортепианные миниатюры Шопена

Наталья Александровна Рябова
  Камерная инструментальная музыка Фортепианные миниатюры Шопена( вальсы и этюды)
Вальс в качестве бытового танца получил в первые десятилетия 19 века чрезвычайно широкое распространение во всех странах и городах Европы.В творчестве Шопена вальс-это сольная фортепианная концертная пьеса,которая утратила своё бытовое танцевальное предназначение и стала высокохудожественным произведением.Вальсы Шопена-это вдохновенная и глубокая,изящная и блестящая музыка,в которой мастерски использован весь арсенал виртуозного пианизма.У Шопена 17 вальсов.Это его любимый танцевальный жанр,к которому он обращался на протяжении всей жизни.Первый вальс был написан в 1827 году,когда Шопену было 17 лет,а три последних созданы в 1847,за 2 года до смерти.Наибольшую популярность приобрели три вальса.
Один из таких вальсов написан в 1829 году и посвящён Констанции Гладковской-студентке Венской консерватории.Вальс имеет типичное трёхчастное построение,где печаль и изящество крайних частей контрастирует с более радостным образом-воспоминанием в среднем разделе.
Один из самых красивых вальсов посвящён Марии Водзиньской.История его написания такова: по дороге в Париж Шопен останавливается в Дрёздене.И тут произошла неожиданная встреча- с лицейским другом Водзиньским.Шопен с радостью принял приглашение посетить семью Водзиньских.Семья встретили его очень ласково,он же с удивлением заметил,что сестра его друга,которую он помнил неуклюжей 11-ти летней девочкой,превратилась в юную красавицу.Быть может,эта втреча заставила Фридерика задержаться в Дрёздене.Давно уже его сердце не знало такого волнения.Прелестная Мария Водзиньская вызвала в его душе забытые чувства.Свою нежность и восхищение он выразил в вальсе,записанном на нотном листе и подаренном Марии.В ответ он получил розу.
Образ Марии Водзиньской не покидает Фридерика.Узнав,что летом 1836 года семья Водзиньских будет в Мариенбаде,Шопен едет туда и затем вместе с ними переезжает в Дрёзден,где делает Марии предложение.Каким счастьем было согласие Марии стать его женой!Правда,окончательное решение зависело от её родителей.Бракосочетание не состоялось.Нищета,незнатное происхождение Шопена,его хрупкое здоровье были причиной постепенного охлаждения интереса Водзиньских к Шопену,а затем и окончательного разрыва с ним.Трудно судить о том,насколько тяжело переживал Шопен этот разрыв,ведь он был очень сдержанным человеком.Однако известно,что после его смерти нашли пачку писем,перевязанную лентой,и засохшую розу.Сверху было написано: " моё горе".Это были письма Марии Водзиньской и роза ,которую она подарила Шопену в ответ на посвящённый ей вальс.
Один из самых популярных вальсов Шопена был написан в 1847 году в период разрыва отношений с Жорж Санд.Этот вальс был посвящён баронессе Шарлотте фон Ротшильд-дочери французских банкиров,которые поддерживали деятелей искусств(Бальзак,Делакруа,Гейне).Шопен был её учителем музыки.Вальс имеет трёхчастное строение.Изящество и печаль крайних разделов контрастирует с более медленной и светлой по настроению музыкой среднего раздела.этот вальс-шедевр мировой камерной инструментальной музыки.
                Этюды Шопена
Шопен прекрасно понимал,что создаваемая им музыка предполагает кардинальный переворот в фортепианной технике,а это требовало соответствующего педагогического репертуара.По этой причине он начинает писать этюды-упражнения для развития фортепианной техники.Шопеном написано 27 этюдов.Первые 12 он создал в 1832 году в Париже.В первой половине 19 века создавалось немало фортепианных этюдов,что было связано с бурным развитием фортепианной техники.Но только в творчестве Шопена этюд превращается из технического упражнения в высокохудожественную пьесу,которую можно использовать не только для отработки технических навыков,но и для исполнения на концертах.В этюдах Шопена есть самые разнообразные образы:Образ Родины и природы Польши,героические образы( " революционный этюд"),образы природы ( этюд " бабочки").