Моё второе Я

Леонид Фульштинский
               
               
      Не знаю, как у кого, но с недавних пор, рядом со мной, на моей, можно сказать, жилплощади поселилось второе Я. Нахально обосновалось, живёт себе, квартплату не платит, только грызёт меня, тычет пальцем, суёт нос не в свои дела. Оно вечно спорит со мной, противоречит мне, пытается навязать свою точку зрения. Прямо не личный ингредиент, а какая-то парламентская оппозиция. Как в Соединённых Штатах. У Президента Трампа. Когда чересчур меня «достаёт», я срываюсь, рычу: «Заткнись! Знай своё место!»
      - А какое у меня место? – ехидно спрашивает оно.
      - Какое-какое? Второе! Вот и стой, помалкивай, пока не спросят.
      Иногда я напоминаю ему его эго, «ху из ху», другими словами:
      - По порядку номеров рассчитайсь! Я – Первый.
      - Я – Второй!
      - То-то же. Теперь дошло до тебя, понял, наконец, кто ты есть. ВТОРОЙ! И не более того. А ты вечно высовываешься. И не лезь поперед батька в пекло.
«Батько» - это значит Я. А «пекло» там, где меня нет.
        Как-то раньше, я этого «дублёра» не замечал. «Я» это был «Я». А сейчас, как позывные у космонавтов, «Я-1», «Я-2». С чего бы это? Возраст, наверное, поджимает. Ну да, раньше был молодой, заводной, горячий, всё трын-трава, не в ту ногу шагнул, так можно потом исправить, времени навалом, вся жизнь впереди. А сейчас…
      Между прочим, спор с самим собой самый продуктивный и объективный. Все доказательства в одних руках. И прокурор, и адвокат в одном лице. И не помогают ложные показания, подставные свидетели, личные знакомства и связи. «Кого ты, гад, пытаешься обмануть, ввести в заблуждение? наш самый справедливый Басманный суд?» - сурово спрашивает обвинитель.
      И подсудимый, то есть Я, вместе с адвокатом, что-то блеют в оправдание, пытаясь отрицать неопровержимые факты, смягчить вину, напирают на моральное снисхождение. Но прокурор неумолим. И вот он приговор. И ты поник головой и осознал, ну, может не до конца, глубину своего падения, и лишь слабо бормочешь: «Такое больше не повторится». И ты уходишь на полусогнутых к месту отбывания наказания. Какого? Самого сурового, безжалостного, беспощадного. Угрызений совести. Если она у тебя ещё осталась. Думаешь, что осталась. Сколько? Проводишь переучёт, сводишь в таблицу дебет, кредит, сальдо-бульдо, осуществляешь полную инвентаризацию, в общем, всё как положено. А ты как думал. Со своим вторым «Я» шутки плохи.
    По характеру я однолюб. То есть, люблю лишь одного человека. Себя. И не надо мне говорить, что это эгоизм. Что «это неприлично и негигиенично» как в «Школе танцев» у Соломона Пляра, что это мелкое, отвратительное, предосудительное чувство, которое отвергает мораль советского человека. Вот и думай после этого. Юлиан Тувим придумал: «Эгоист – это человек, который себя любит больше, чем меня». Я тоже убеждён: себя надо любить, высоко, как знамя, держать своё Я. «Первое» Я. А «Второе» – так не считает. Оно с пеной у рта доказывает, что в первую очередь надо любить людей, вообще людей, человечество в целом, все 150 миллионов, если говорить о нашей стране, среди них найдётся место и для меня, любимого. Даже патриотический гимн мне напевает: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Когда это «потом? – спрашиваю.
      - В нашем прекрасном светлом «завтра». Ты, что не веришь в него?
      - Верю, а как же. Но при нынешнем «сегодня», боюсь, что до этого «завтра» не дотяну.
      - Да ты пессимист. Небось, начитался враждебной пропагандистской литературы.
      - Как раз наоборот. Старался читать бодрую, жизнеутверждающую.
      - Значит, мозги у тебя набекрень. Реальную действительность воспринимают в чёрном цвете.
      Приходится соглашаться. Тем более, что мой собственный жизненный опыт подтверждает, да, раньше солнце светило ярче, воздух был чище, лестничные пролёты короче, а девчонки! Девчонки! все красавицы как на подбор, и оптом и порознь, и в группе, и в одиночку.
      Со своей Люсей, я познакомился, когда мне было почти 18. Хотя мы учились на одном потоке, нередко встречались в студенческой толпе, «Привет» - «Привет», «Как жизнь?» - «Бьёт ключом», «Ну, пока» - «Пока».  Это ещё не знакомство. Так, нечто «шапочное», пристрелка.  А знакомство, в подлинном смысле этого слова, наступает не тогда, когда ты проводил её домой, даже не тогда, когда поцеловал её, больше того, не тогда даже, когда был очарован блеском её глаз и осиной талией. Это всё лишь подготовительный этап. А подлинное знакомство начинается тогда, когда вы РАЗГОВОРИЛИСЬ, и поняли, что говорите на одном языке, что вам интересно друг с другом, что вы взаимно обогащаетесь от общения, а не становитесь беднее. Иногда бывает, что по внешним данным он и она как нельзя подходят друг другу, ан, нет, она вдруг, или он, рвут отношения и завязывают новое, главное условие которого, чтобы тебя понимали. В одном из лучших советских фильмов – фильме Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника», один из учеников – Гена Шестопал – произносит фразу, которую можно считать аксиомой:  «Счастье – это, когда тебя понимают».
     Наверное, так часто пары «разбегаются», и причина бывает не столько в бытовых неурядицах, хотя, конечно, быт может раздробить в куски даже самую прочную любовь, но зато сколько случаев, когда «несмотря на…», они сохранили в душе и привязанность и любовь, которая осветила их первые встречи.
     Вот так сейчас и живу между первым и вторым Я. Самое же обидное, что у моего второго Я появился союзник. Раньше, как только мы поженились, никакого второго не было, было одно общее – «мы», потому что нам вдвоём было лучше, чем каждому порознь. Ведь не зря же в серьёзной государственной организации – ЗАГСЕ - нас торжественно объявили мужем и женой, и пожелали много чего хорошего.
      Но потом, позже… Есть хорошая песня «Куда уходит детство». Очень интересный вопрос. Его бы можно было продолжить: «Куда уходит юность», «Куда уходит зрелость», «Куда уходят годы семейной жизни». Ну, «Куда уходит старость», все и так хорошо знают. А до того надо жить и уметь мириться с изменениями не только во внешнем облике, но и в характере. Увы,  с годами, хочешь – не хочешь, он тоже меняется. И не всегда в лучшую сторону.
      Завидуешь иногда тем несгибаемым, рыцарям «без страха и упрёка», живущим без сомнений и колебаний. А может и у них есть какое-то своё второе Я. Только они умеют уживаться с ним. Не демонстрировать его на публике, не превращать раздирающие изнутри противоречия в развлекательное шоу, действующее как на собственный имидж, так и на нервы окружающим. Что ж, будем учиться, тренироваться, извлекать взаимную пользу: Я от второго Я, а оно от первого.
    Так-то оно, наверное, лучше.