Царица ваз

Сергей Одзелашвили
                Царица  ваз.



Живя  в  Батуми,  будучи  совсем  молодым,  я  приобретал  в  киосках  Союзпечати  копеечные  иллюстрированные  журнальчики  по  искусству.  В  одном  из  номеров  журнала,  тема  была  посвящена  керамике  Древней  Греции.  В  купе  с  этим  журналам,  моей  настольной  книгой  была  «Легенды  и  мифы  Древней  Гре­ции»  профессора  Куна.  Книга  богата  иллюстрациями  и  там  было  огром­ное  количество  офортов  с  изумительной  керамикой.

Вот  тогда,  я  как  истинный  «Близнец»  мечтал  стать  гончаром.  Конечно  же   на  меня  повлияла  самобытная  лощённая  керамика  самой  Грузии.
Гончаром  я  не  стал  и  очень  об  этом  жалею.  Но  свою  любовь  к  керамике
 пронёс  сквозь  года.
Впервые  побывав  в  Эрмитаже,  я  попал  в  удивительный  зал  Древнегреческого  искусства.  Вот  тогда,  так  сказать  в  живую,  увидел  по­трясающую  керамику,  как  краснофигурную  так  и  чёрнофигурную.  Но  самое  главное,  я  увидел  знаменитую  гидрию  «Царицу  ваз».

 Пусть  вас  не  смущает  это  название,  потому  что  рядом,  не  далеко  от  этого  зала,  почти  на  входе,  стоит  другая  Царица  ваз  из  яшмы.  Так  называемая  Колыван­ская  ваза,  названная  по  тому  месту  где  её  изготовили.  Это  самая  большая  ваза  в  мире  из  цельного  куска  Алтайской  яшмы.  Но  это  всё  же  камень.
Гидрия,  это  сосуд  для  воды,  с  тремя  ручками.  Почему  три,  за  две  короткие  брались  руками,  когда  гидрия  была  наполнена  водой,  а  вот  за
 третью,  большую  ручку,  гидрию  несли  к  водоему,  когда  ваза  была  пустой.    И  вот  эта  ваза,  наверно  лучшая  в  мире,  по  своим  пропорциям,  красоте  и  исполнению.

В  далёком  шестьдесят  седьмом  году,  она  стояла  открытая,  а  сейчас  под  стеклянным  колпаком.  Надо  сказать,  в  наше  время  большая  удача  увидеть  её.  Она  очень  часто  вывозится  на  всевозможные  выстав­ки.
Присмотритесь,  на  фотографии  конечно  не  передать  её  объем,  блеск  лака  и  великолепные   выпуклые  фигуры,  у  самого  горлышка,  древнегреческих  богов  и  героев.  Вот  эти  идеальные  параллельные  выпук­лости  которые  делают  вазу  такой  легкой.  А  ведь  её  высота  шестьдесят  пять  сантиметров.

Многие  учёные,  алхимики  пытались  разгадать  секрет  состава  этого  чёрного  огне­стойкого  лака,  увы,  секрет  канул  в  лета.
А  ведь  этой  вазе  почти  две  тысячи  четыреста  лет.
А  знаете  откуда  пошло  название  керамика,  под  Афинами  было  место  под  названием  Керамик,  где  и  была  сосредоточена  гончарная  дея­тельность.

Надо  признать,  в  Эрмитаже,  одна  из  лучших  коллекций  керами­ки  по  своей  значимости.
Знаете  ли  вы,  что  знаменитый  англичанин  Веджвуд,  создал  уникальный  сер­виз  по  заказу  нашего  Императорского  двора,  чуть  более  шестисот  пред­метов.  Это  была  настолько  уникальная  работа,  что  в  самой  Англии  два  месяца  она  была  представлена  на  выставке.  Были  протесты  против  отъезда этого  сервиза  в  Россию. И  по  сегодняшний  день,  фирма  Дома  Веджвуд,  славится  на  весь  мир.  Только  цены  там  такие,  что  можно  сравнить  с  золотом.  Но  это  уже  другая  тема.

Я  не  вдаюсь  в  историю  Древнегреческой  керамики,  кто  захочет  в  интернете  найдёт  всеобъемлющий  материал.  Мне  хотелось  вам  расска­зать  о  вазе  которая  пленила  меня  ещё  совсем  мальчишкой  и  этой  изу­мительной  вазой  я  восхищаюсь  и  поныне.  И  каждый  раз,  посещая  Эрми­таж,  я  посещаю  этот  зал  полюбоваться  потрясающе красивой  вазой.

25  ноября  2017.