Участник трех войн -III. Белый саботаж

Владислав Дарипаско
                Глава 3. БЕЛЫЙ САБОТАЖ.
               
          Продолжение автобиографии Дарипаско Василия Алексеевича:
      
      На нашу долю совместно с моими односельчанами  и другими Ставропольцами - плановыми переселенцами выпало и здесь на Кубани бороться в 1933 году с САБОТАЖЕМ [ПР.13]. До 1933 года включительно, мы жили коммуной. А с 1934 года и по настоящее время члены колхоза, то есть перешли на колхозный артельный устав. В 1924 году вступил в Коммунистическую партию и состоял там до 1930 года. При коллективизации будучи председателем артели «Червона  Зiрка» принял заявление от лишенного избирательных прав Коростова Ивана Антоновича, чтоб восстановили его  право голоса. Он уже вступил в артель членом артели, куда и сдал свое хозяйство всех 250 штук испанских овец в 1929 году. Сыны его тоже были в артели и лишать права голоса его не стали. И за это я был исключен из членов партии в 1930 году, как раз в момент переселения. А на Кубани уже очутился в среде старого Казачества [ПР.14] .
      Дети наши все работают. Поскольку я женился второй раз, то и семья у нас сводная. Одни дети мои, другие моей жены (полусироты), а третьи общие. Семья моя два сына 1) Михаил Дарипаско работает землеустроителем в Каневском районе   2)Виталий Дарипаско  работает в Северо-Кавказской нефтеразведке город Минводы Ставропольского края. 4 замужние дочери все работают.  Елена в колхозе - садовая и полевая бригады. Люба и Алла в городе Крымске. Дина в городе Славянске на Кубани. Все на государственных предприятиях (автобусная станция, швейная фабрика и т.д.). Жена моя (ей 54 года) работает в садовой бригаде колхоза, имеет авторитет. Из хозяйства имею домик, огород, садик, больше никакой животины нет.  Заканчиваю.
                ПОДПИСЬ ДАРИПАСКО  В.А.  3 АПРЕЛЯ 1961 ГОДА
                *****************************************               
                Д О П О Л Н Е Н И Е
       Когда был в Гулькевичах хутор Мархозово 153 пехотном Бакинском полку, то стоял на квартире у гр. Рябченко Ивана Петровича. Он жив ,имел с ним переписку до переезда на Кубань. Когда был в Петропавловке стоял на квартире у Шанаева Григория (мастер бурочник, делает бурки). Когда были в Старомихайловке ,то был на квартире у работницы столовой, фамилии не помню, но дом бы указал. Жалею еще, что не смогу припомнить кто такой Меньшиков Михаил Константинович. Очень жалею, что в Тихорецке я тогда мало где ходил, кроме своей порученной мне работе. В столовую часто ходил с Мирошниченко И.И. Была знакомая молодая девчонка , тоже обедала в столовой. Чтож звать ее помню Татьяной, а фамилии и адреса нет. Все члены комитета получали бесплатно продовольственный паек, обмундирование, оружие, квартиру, постельные принадлежности и по 5 рублей денег в сутки то есть 150 рублей в месяц. Паек состоял из хлеба и консервы разной (сухой паек).
     Книжка Красного Партизана и остальные все документы из штаба 39-й дивизии погибли при оккупации немцами. Есть лишь свидетели Титенко И.И., Елисеев А.И. и архивного бюро справка г. Краснодара.
        С  ПРИВЕТОМ ДАРИПАСКО  В.А.        3 АПРЕЛЯ  1961 ГОДА
 Адрес: Краснодарский край, Красноармейский район, Старо-Нижестеблиевская, ул.Мичурина 70. Дарипаско Василий Алексеевич.
                **********************************
       « Сообщите мне что есть из памяти или что сохранилось от штаба бывшей 39 дивизии, которая в  1917 -1918 году организовывала и пополняла ряды Красной Армии путем вербовки солдат едущих из Турецкого фронта в 1917-1918 году. Я участвовал в этом вместе с другими членами комитета дивизии и если потребуется смогу кое что дополнить к тому, что необходимо для исторических памятников. С уважением Дарипаско Василий Алексеевич.                2 февраля 1961 года.»
               
- из более раннего письма в Тихорецкий исторический музей  на имя Заместителя редактора газеты «ЛЕНИНСКИЙ ПУТЬ» тов. ДЗЕКУН Г.А.
АВТОБИОГРАФИЯ  И  ДАННОЕ  ДОПОЛНЕНИЕ  К  НЕЙ                ХРАНЯТСЯ  В ТИХОРЕЦКОМ ИСТОРИЧЕСКОМ  МУЗЕЕ
                **********************************
                ПРИМЕЧАНИЯ  И  ДОПОЛНЕНИЯ  К  АВТОБИОГРАФИИ:
   
      [ПР.13] САБОТАЖЕМ… проводимой коллективизации со стороны кулачества, бывших помещиков и других богатеев, в том числе из «казацького роду». Раньше думал, как впрочем  и многие другие, что разделение на   кулаков, середняков и бедняков ввели большевики при проведении коллективизации в конце 20-х начале 30-х. Однако, это совсем не так. Развитие капитализма в России к концу 19 - началу 20 века само определило и оформило расслоение общества, богатые становились еще богаче, а бедным, да и середнякам становилось еще труднее. Такова правда капитализма. Кулак, середняк, бедняк. Может для городского жителя это было еще загадкой, но в сельской местности , в селах и станицах такое деление сложилось давным - давно. И если бы вы, скажем, предложили  сельчанам  Ставрополья или станичникам Кубани в 1916 году самим поделиться  на эти группы  (по-честному!), то они могли бы это сделать сами, быстренько как «на первый - второй рассчитайсь!». Инструкции по признакам этих прослоек в сельской местности скорее требовались городским, которые часто руководили  коллективизацией  (это  были рабочие больших заводов, фабрик, шахт, словом, пролетариям из города). Другое дело, что при коллективизации ,например, само собой разумеется кулаку выгодно выдавать себя за середняка и т.д.  Но  и в селе, и в станице все знают друг о друге больше, чем кажется со стороны. Здесь сильно не спрячешь быков или лошадей, здесь видно кто работает на поле и по хозяйству, батраки или сама семья. Инвентарь тоже не утаишь, все видно. Мельницы, амбарчики и хозпостройки тоже не для красоты стоят. Если говорить, о раскулачивании на Кубани ,то ,естественно, большая часть из них была представлена казачьим сословием, как самым  привилегированным. Буржуазные, в том числе современные казачьи (БЕЛОКАЗАЧЬИ) идеологи умышленно путают и говорят о расказачивании, а не раскулачивании богатых казаков. Дело здесь не в богатых казаках или богатых иногородних (ведь были и такие), а в количестве «прихватизированного» этими богатеями имущества, ну и ,конечно, земли. Понятно что, чем  богаче лицо, тем громче крики, что все нажито  «его непосильным трудом».  Интересно, что были  и «СОЗНАТЕЛЬНЫЕ КУЛАКИ». Сельчане и станичники относились к ним без скрытой ненависти и злобы и даже с уважением. Я прочитал об этом в замечательной, раритетной, редкой по правдивости о том времени книге: «Мой путь в авиацию» Лукьяшко А.В. Автобиографический очерк 1912-1921 г.г. Издание-2014г. Вот отрывок из нее о событиях 1918 года в станице Тихорецкая (ныне Фастовецкая): «Пашков Иван Григорьевич учел экономику станицы, а также зерновые запасы. Во время войны вывоза продовольственных товаров не было, все осело здесь, поэтому зерно и мясо было. Россия же крайне нуждалась в продовольствии. Таким образом, Пашков предложил план мероприятий  по вовлечению средств населения станицы в казну:- Мой план такой –обязать станичников выплатить определенную сумму денег, для чего  им следует продать излишки продовольствия и зерна, ведь у некоторых амбары трещат. Полные зерна, а сбыта нет. Вот , например . возьмем казака нашего четвертого квартала Ерему Бориса Ильича, у него 5 амбаров, засыпанных драгоценным кубанским зерном, и крупного рогатого скота 150 штук, остального считать не будем (свиньи,гуси,индюшки,куры) –это подсобное хозяйство. И деньги  есть, золотым монетам счета не знает. Жена Еремы говорила: - Деньги он прячет от меня, а я найду половину заберу, так он и не знает. – А попробуйте предложить продать ему хлеба или мяса - ни за что! Вот я и обязал сдать его 1000 пудов зерна и пусть вывозит своими силами. А разве он один такой в станице! А Брежнев с 1-го квартала? Так вот мой план. Первым идет  Бондаренко Иван Андреевич, с него 5000 рублей деньгами и масла подсолнечного 300 пудов, а то у него уже тары нет, но продавать не хочет. А ему везут и везут подсолнух на маслобойку. А когда мы выкачаем у него масло, то и тара освободится. Вторым – Мясоедов Николай Семенович, с него деньгами 5000 рублей и зерна 1000 пудов. Это люди не трудовые. С зажиточных казаков – понемногу, с торгашей – деньгами…Цифры взяты мною не с потолка, с Плотникова Ивана Григорьевича – 500 пудов зерна , он человек  СОЗНАТЕЛЬНЫЙ , он слова не скажет.»
И все же, пробежимся еще разок по этим трем категориям сельских жителей: В 1904 году Пётр Столыпин пишет: «В настоящее время более сильный крестьянин превращается обыкновенно в кулака, эксплуататора своих однообщиников, по образному выражению —МИРОЕДА».
Еще в 1870-е А. Н. Энгельгардт, исследующий русское крестьянство, писал: «… настоящий кулак ни земли, ни хозяйства, ни труда не любит, этот любит только деньги… Всё у кулака держится не на хозяйстве, не на труде, а на капитале, на который он торгует, который раздаёт в долг под проценты. Его кумир деньги, о приумножении которых он только и думает. Капитал ему достался по наследству, добыт неизвестно какими, но КАКИМИ-ТО НЕЧИСТЫМИ СРЕДСТВАМИ*.»   
[…КАКИМИ-ТО НЕЧИСТЫМИ СРЕДСТВАМИ.*   Посмотрите, а разве пожалованная казакам грамота Екатерины II на  Кубанские земли не из этой же «нечистой» серии? Обильно полита эта земля во время РУССКО-турецких войн кровушкой РУССКОГО солдата и матроса (того же крестьянина и того же «иногороднего»). Особенность завоевания этой земли состоит в том, что основные сражения за нее с турками произошли на Черном море. И уж поверьте ,не казаки были на тех кораблях матросами. Только о том казак и слышать  не хочет. Да, к тому же, не однажды в истории уже пытался тот казак отделиться с этой землей (Кубанская народная республика, КАЗАКИЯ…) от  самой России. То есть от того, кто эту землю и пожаловал ему во владение. Заметьте, «во владение», а не в «собственность». Забыли  «псы-атаманы», что верховным собственником Кубанских земель является только Россия. Конечно, надо  понимать  одну  вещь.  Отделяться, обособляться, создавать Кубанскую «народную!?» республику, какую - либо  КАЗАКИЮ,  автономию  хочет  как в былые времена, так и сегодня только тот, кто  уже набил свою мошну, используя   Властные возможности, тот  кто награбил  Кубанских земель,  лакомых кусков,  прочих богатств края у своих же земляков-кубанцев, включая и рядовых  казачат , которые часто даже не подозревают, что их использует  втемную  в своих  корыстных интересах  атаманская Кубанская «верхушка». И деньги там крутятся и отмываются немалые, включая и «зеленые» из-за рубежа. Ведь не для кого не секрет, что Запад давно мечтает поделить Россию на сотню удельных княжеств со своими управляемыми князьками.  На Кубани  соответственно  АТАМАН-ГУБЕРНАТОРАМИ.]               

      В 1920-е годы удельный вес сельских жителей в стране превышал 80 % всего населения, что делало проблему крестьянства наиболее значимой в государстве.
                И.В. Сталин писал о «кулаках»:
"Многие еще до сих пор не могут объяснить того факта, что кулак давал хлеб в порядке самотека до 1927 года, а после 1927 года он перестал давать хлеб в порядке самотека. Но в этом обстоятельстве нет ничего удивительного. Если раньше кулак был еще сравнительно слаб, не имел возможности серьезно устроить свое хозяйство, не имел достаточных капиталов для укрепления своего хозяйства, ввиду чего он был вынужден вывозить все или почти все излишки своего хлебного производства на рынок, то теперь, после ряда урожайных годов, когда он успел обустроиться хозяйственно, когда ему удалось накопить необходимые капиталы,- он получил возможность маневрировать на рынке, он получил возможность отложить хлеб, эту валюту валют, в резерв для себя, предпочитая вывозить на рынок мясо, овес, ячмень и прочие второстепенные культуры. Смешно было бы теперь надеяться, что можно взять хлеб у кулака добровольно. Вот где корень того сопротивления, которое оказывает теперь кулак политике Советской власти.   ("О правом уклоне в ВКП(б)" т.12 стр.15.)
          В. И. Ленин указывал на определённый признак кулачества — эксплуатацию труда  и   разграничивал его с середняком: «Середняк — это такой крестьянин, который не эксплуатирует чужого труда, не живёт чужим трудом, не пользуется ни в какой мере никоим образом плодами чужого труда, а работает сам, живёт собственным трудом… Средний крестьянин, это тот, кто не эксплуатирует и сам не подвергается эксплуатации, который живёт мелким хозяйством, своим трудом… середняк не прибегает к эксплуатации чужого труда…, живёт своим хозяйством.»
«Власть обкладывала кулака повышенным налогом, требовала продажи хлеба государству по твёрдым ценам, ограничивала кулацкое землепользование, ограничивала размеры кулацкого хозяйства ,но не вела ещё политики ликвидации кулачества». Однако уже в 1928 году курс на кулака был свёрнут, уступив дорогу курсу на ликвидацию кулачества как класса.
21 мая 1929 года СНК СССР издаёт Постановление «О признаках кулацких хозяйств, в которых должен применяться Кодекс Законов о труде», где впервые законодательно определены некоторые критерии определения термина «КУЛАК» в контексте признаков кулацкого хозяйства.
 1. СИСТЕМАТИЧЕСКИ ПРИМЕНЯЕТСЯ НАЕМНЫЙ ТРУД;               
 2. НАЛИЧИЕ МЕЛЬНИЦЫ, МАСЛОБОЙНИ, КРУПОРУШКИ, ПРОСУШКИ…,ПРИМЕНЕНИЕ         МЕХАНИЧЕСКОГО ДВИГАТЕЛЯ…;               
 3. СДАЧА В НАЕМ СЛОЖНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН С МЕХАНИЧЕСКИМИ    ДВИГАТЕЛЯМИ; 
 4. СДАЧА В НАЕМ ПОМЕЩЕНИЙ;
 5. ЗАНЯТИЕ ТОРГОВЛЕЙ, РОСТОВЩИЧЕСТВОМ, ПОСРЕДНИЧЕСТВОМ, НАЛИЧИЕ НЕТРУДОВЫХ  ДОХОДОВ (К ПРИМЕРУ СЛУЖИТЕЛИ КУЛЬТА).
 30 января 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло Постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации».
Последовавшее за статьей И. В. Сталина «Головокружение от успехов» Постановление ЦИК и Совнаркома СССР от 13 октября 1930 года изменило критерии отнесения крестьянских хозяйств к кулацким, в частности, хозяйства служителей культа более кулацкими не считались. Например, церквушка  в Малой Джалге на Ставрополье имела во владении по-прежнему 100 десятин земли ( Примерно 109 га; казенная десятина = 1,09га).
24 мая 1934 ЦИК СССР принимает Постановление «О порядке восстановления в гражданских правах бывших кулаков», в соответствии с которым кулаки-спецпоселенцы, ранее лишенные ряда гражданских прав в индивидуальном порядке восстанавливаются.
   
    [ПР.14]  ОЧУТИЛСЯ В СРЕДЕ СТАРОГО КАЗАЧЕСТВА –   не просто в среде старого казачества, а в «осином» затаившемся гнезде Кубанского белоказачества и атаманщины (ст.Полтавская и прилегающие станицы).