Выступление в Германии российского школьника из Уренгоя наделало много шума. До чего только можно дойти в рассуждениях: "Подготовленного пацана вытолкнули на сцену и он зачитал текст, тщательно проработанный «технологами»". И дальше - ельциноиды, выборы, распад, покаяние, провокация, чуть ли ни предательство - чего только в высказываниях наших умников-политиков и простых граждан нет.
Да, согласен, текст, который зачитал школьник, приглашенный, (выделенный, назначенный), выступить в Бундестаге в День национального траура Германии явно готовился не им самим. Там просматривается рука опытного взрослого человека. Например, во вступлении у него:
«Мне предложили поучаствовать в проекте, посвященном солдатам, погибшим во время Второй мировой войны. Это меня очень заинтересовало, так как я с детства увлекаюсь историей и культурой и своей страны и Германии. …Позже, в сотрудничестве в Народным союзом Германии по уходу за военными захоронениями, я узнал и подробно изучил биографию Георга Йохана Рау».
Не очень похоже на уровень мышления подростка.
Тем не менее, парень, на мой взгляд, с помощью кого-то или без, без всякой задней мысли высказал то, с чем сам был согласен. То есть, согласен с тем, что в плену погиб от тяжелых условий молодой немецкий солдат (причем не сам он это сочиняет, а приводит цитату из сообщения родителям солдата от Народного союза Германии по уходу за военными захоронениями), которого только что призвали в Вермахт, погнали на фронт, а он, по недомыслию, не догадался повернуть автомат против своих однополчан и попал в плен. Что – таких солдат там не могло быть? Или так не мог подумать о том наш школьник?
Если читать и понимать его дословно: «… Я увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать», то, конечно, в первое мгновение, наш разум вскипает: как так, «невинно погибших»! Они же убивали наших! Да, это так. И всё же, если подумать, из сдавшихся в плен немецких солдат многие, или хотя бы некоторые, наверное, действительно не желали воевать и не убивали. Хотя и стреляли, фронт есть фронт, солдат есть солдат...
Возможно, так думали и те русские женщины, что подкармливали через колючую проволоку немецких пленных в лагерях после войны? И те бойцы из охраны, которые это допускали?
Многие возмущаются тем, что в речи школьника говорилось о мучениях солдата вермахта в «русском плену», но не было ни слова о том, как солдаты Красной армии отдавали свои жизни, встав на защиту Родины, как мучились выжившие в немецких концлагерях и погибали в плену у фашистов. Каково было нашим детям, женщинам, старикам в тылу.
Но, во-первых, он ничего не говорил о мучениях солдата Вермахта в советском плену, а только, повторяю, процитировал: «… лишь в прошлом году семья Георга получила информацию от Народного союза Германии по уходу за военными захоронениями, что солдат умер от тяжелых условий плена 17.03.1943 года в лагере для военнопленных».
А во-вторых, надо же учесть по какому поводу было его выступление, в какой обстановке и в какое время.
Другие негодуют по поводу употребления школьником выражения "так называемый Сталинградский котёл". Неужели непонятно, о чем речь? А переставьте слова в этом выражении: " Сталинградский, так называемый котёл", - ничего в понимании сути выражения не изменилось? Жаль. Если так, придется объяснить. Хотя я уверен, абсолютному большинству и так всё понятно. Под Сталинградом была блестяще проведена войсковая операция по окружению и уничтожению фашистских захватчиков. А разговорное, условное название операции "котёл" родилось уже в ходе её проведения. И парень, я уверен, именно так понимал это, когда сказал: "Так называемый, Сталинградский котел". По молодости и недомыслию, что такие слова могут истолковать иначе. А из взрослых, кто его доклад проверял или сочинял, очевидно, никто такой двусмысленности не заметил.
Мне кажется, парня понять можно. Поправить его, уточнить кое-что, конечно, нужно. Но не раздувать того, чего фактически не было, не набрасываться с руганью и угрозами на него и его родственников, учителей - это уж каждый из нас должен был бы понять сам.
Я бы добавил еще вот что. Послевоенный голод 1946-47 года, если кто помнит, во многих областях страны был страшный. (см. у Владимира Шаповала http://www.proza.ru/2011/02/05/797). Народ погибал тысячами. А пленных, которые сидели в наших концлагерях и работали на строительстве дорог и зданий, кормили! Худо-бедно, но кормили. Вот это надо было сказать немцам на месте ученика. А если он ничего о том не знал, могли бы добавить те, кто знал и помнил.
В заключение хочу привести мнение начальника службы по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром» Сергея Чернецкого. Он заявил, что часто общается с учениками упомянутой в СМИ гимназии и всегда гордится тем, что они патриотичны и неравнодушны к истории своей страны. По его словам, то, что подросток изучил историю немецкого солдата, пошло ему на пользу, так как он понял, война – это трагедия для всех.
С чем я полностью согласен, если уточнить, так это с тем, что любая война - трагедия для всех простых людей. К сожалению, есть и те, для кого "Война - мать родна". В частности для любителей позлословить и потоптаться на костях её жертв...
Это моё личное мнение и я не стану утверждать, что оно единственно правильное.