Я должен был вернуться... памяти Д. Хворостовского

Елена Грислис
            Ушёл Дмитрий Александрович Хворостовский... О болезни выдающегося певца стало известно в июне 2015 года.  Он сам конечно же не ожидал услышать от лондонских врачей диагноз означающий смертный приговор. Хотя уже за месяцы до этого события предчувствие надвигающейся катастрофы  не покидало, угнетая и демобилизуя его. "Я до болезни будто чувствовал, что должен заболеть. У меня появилась апатия, очень чёрное восприятие мира, не было ни радости, ни наслаждения своей работой. Я был очень уставший, пессимистичный. Я уже как бы не любил жить, — рассказывал певец.
           После выявления болезни артист во всеуслышание объявил, что он страдает от опухоли мозга и начинает лечение. Он отчётливо и сразу понял, что жизнь с этих пор разделилась на "до" и "после", из-за болезни неоднократно отменял, а потом возобновлял свои выступления. Держался  стоически 2.5 года, последний раз выступив у себя на родине - в Красноярске 2 июня 2017 года. 22 ноября, ночью его не стало.


*  *      

        Судьба Дмитрия Хворостовского была  наполнена как непрерывными творческими исканиями, взлётами и  растущим признанием, так жизненными крушениями. Хворостовский родился в 1962 году в Красноярске.  "Дима — абсолютный самородок, конечно. Но у него была и великолепная школа от его педагога в Красноярске. Плюс — огромный личный вклад родителей, потому что папа Дмитрия очень понимает в вокале и всегда увлекался оперой. И я знаю, что даже тогда, когда Дима был уже звездой, он все равно советовался с папой", - отмечал сотрудничавший с ним впоследствии руководитель московского музыкального театра «Геликон-Опера» Д.А.Бертман. После школы музыкант сначала поступил в педагогическое училище, увлекался хард-роком и пел в местной группе. «Дима пришёл после 10-го класса на дирижёрско-хоровое отделение, - вспоминает преподаватель педагогического колледжа, заслуженный педагог Красноярского края Эрика Прохорова. - Тогда он не осознавал, что станет учителем, серьёзным человеком. Как и все мальчишки, веселился, играл. Всё-таки был ещё совсем юный возраст. В школе с друзьями у него была своя джаз-банда. Уже тогда был красивый, артистичный, статный. Девчонки за ним бегали! Когда обнаружили его прекрасный тембр и слух, стало понятно: он станет певцом».

        Увлечение классикой взяло верх и он поступил на вокальный факультет Красноярского государственного института искусств. Попал к педагогу с мировым именем. Екатерина Константиновна Иофель, профессор, заслуженный деятель искусств России, родилась 12 октября 1923 года в Красноярске в семье музыкантов, а скончалась 10 января 2017 года там же в возрасте 94 лет, до последнего времени работая репетитором по вокалу в  Красноярской филармонии. Екатерина Иофель создала и в течение 20 лет возглавляла кафедру сольного пения и оперной подготовки в Красноярском государственном институте искусств, где создала свою школу и воспитала целую плеяду прекрасных певцов.  В числе их – Дмитрий Хворостовский, который уже на третьем курсе  был принят в Красноярский государственный театр оперы и балета.

                Но главное,  Дмитрий Хворостовский непрерывно учился вокальному и сценическому мастерству.  В те ешё очень молодые годы, он стремился  постичь все тайны исполнительской игры и до фанатизма работал, овладевая вокальной техникой.  Под  руководством большого педагога он научился ощущать свое певческое дыхание. Иофель говорила: "Вдохни запах цветка, - это очень помогает правильному вдоху". Но чтобы дыхания хватило, расход воздуха должен быть экономичным. В тоже время, дыхание не должно быть "запертым": оно должно быть свободным и не напирать на гортань, которая также должна быть свободной, не напряженной, хотя и пониженной как при зевке. "Это увеличивает, удлиняет ротоглоточный резонатор, что и благоприятно для голоса. Грудь, плечи - все резонирует. И как столб, резонирующий с головы, проходит в грудь - такое ощущение. Мы ощущаем, контролируем и регулируем работу дыхания и резонаторов. Это важно. Но следить за тем, как работают у тебя голосовые связки? Нет, нет. Это мне кажется совсем не нужным." - резюмировал певец. Про "школу Иофель", он также отметит, что главное, чему она научила это не рамахивать руками, а осмысленно выражать чувства голосом и поведением. Зная, как бедно жила и одевалась Екатерина Константиновна, её -ставший мировой знаменитостью - ученик пришлёт своему любимому педагогу впоследствии роскошную шубу, как скромный подарок за сделанное для него добро.

                В 1985—1990 годах Дмитрий Хворостовский был солистом Красноярского государственного театра оперы и балета. Он появлялся практически во всех крупных постановках: «Пиковая дама», «Иоланта», «Травиата» Джузеппе Верди, «Евгений Онегин», «Фауст», «Паяцы». Но начинал с партии Ёжика в детских сказках. Вот как вспоминала о Хворостовском  концертмейстер оперного класса кафедры сольного пения и подготовки Красноярского института искусств Марина Васильевна Орел, которая знала его с 1982 года. "На третьем курсе Института искусств он пришел ко мне как к концертмейстеру, и мы с ним вместе готовили сцены, – вспоминает Орел. – Дима изначально отличался своим профессионализмом. Все схватывал на лету, быстро учил музыкальный материал". Она отметила также, что Он начинал свой артистический путь, как все солисты, с небольших партий, например, партии Ежика в «Теремке». И когда он выступил на международном конкурсе в Кардиффе, то поразил всех. "Дима, помимо всего прочего, был потрясающим другом, - вспоминала недавно первая партнерша Дмитрия Александровича по сцене Красноярского театра оперы и балета Лариса Марзоева, - мы встречались каждый год, компанией ездили кататься на яхте. Он любил анекдоты, был доступен и открыт. А семья у него какая… Дима очень трепетно относился к маме и папе, родители для него — святое". И таким он оставался до конца. Лариса Владимировна, которая на протяжении долгих лет была близким другом оперного певца, отзывалась так в интервью по поводу его самого последнего приезда и выступления перед земляками : "Мы общались до его выхода на сцену, шутили, говорили о жизни, порой он уходил в себя, я заметила грусть в глазах, печаль в голосе…".

                На долю Хворостовского выпала феноменальная карьера: признание пришло к нему рано, и слава с каждым годом только росла. Иофель проводила мастер-классы за рубежом, а её ученики побеждали на международных, всесоюзных, всероссийских конкурсах. Дмитрий Хворостовский был удостоен 1-ой премии Всесоюзного конкурса певцов имени М. И. Глинки (Баку, 1987 год) и Гран-при Международного конкурса певцов в Тулузе (1988 год, Франция). Особенное дарование сибирского самородка и невероятную технику выделила прозорливая Ирина Архипова — редкий по красоте голос пленил первую меццо-сопрано Советского Союза, и она сделала очень много для его продвижения на конкурсах в Баку и в Кардиффе. Дмитрия Хворостовского можно считать законным наследником таких любимцев страны, как Павел Лисициан, Георг Отс, Юрий Гуляев, Муслим Магомаев. Любовь Казарновская вспоминала первую встречу с певцом в 1988 году, когда Дима приехал пробоваться в Кировский театр, где она служила ведущей солисткой, и они участвовали в совместном спектакле. "Думаю, - отмечала певица в соболезновании, - что главное у Хворостовского — уникальный тембр. Он словно создан для партий молодых героев. Аристократический, так называемый «кавалерский» баритон — штучный товар, таких голосов никогда не бывает много. Этторе Бастианини, Джино Беки, Павел Лисициан — вот те баритоны, тембры которых неповторимы, и Дима из их числа. И, слава Богу, что его много записывали — это достояние России, достояние всего человечества".   
 
         Мировой успех пришел к нему с победой в Международном конкурсе оперных певцов в Кардиффе в 1989 году. "Его звезда зажглась на Западе,- констатировала Любовь Казарновская, - и с русскими площадками он уже решил себя не связывать. Последовали контракты, спектакли в ведущих театрах мира, эксклюзивный контракт с «Филипс» — мировая слава". Хворостовский пел в лондонском «Ковент-Гардене», Баварской государственной опере, Берлинской государственной опере, миланской «Ла Скала», Венской государственной опере, нью-йоркской «Метрополитен-опере», Мариинском театре Санкт-Петербурга и других театрах. Чайковский и Верди были, пожалуй, главными оперными композиторами певца, партии в их произведениях наилучшим образом подходили Хворостовскому, его голос и актерская харизма буквально расцветали.

                Несмотря на то, что в 90-х годах Хворостовский переехал жить в Лондон, всегда с гордостью говорил, что он сибиряк, видит сны и думает по-прежнему на русском языке. По отзывам земляков, он приезжал в Красноярск не как звезда, а всегда сам бежал навстречу, обнимался. Он оставался  таким же обычным сибирским парнем с открытой душой и солнечной улыбкой. Покорял всех своей харизмой и был в центре внимания. Даже злопыхатели признавали это, как и его триумфальные успехи. "В России он воспринимается как национальный герой. Каждый его приезд в Москву или Петербург, а уж тем более в родную Сибирь, где он бывает всё реже и реже, подаётся прессой наравне с визитом собирающих толпы в сотни тысяч звёзд шоу-бизнеса или какого-нибудь влиятельного в мире президента или монарха. Российские СМИ не устают тиражировать его образ и его биографию, подавая сюжет в стиле диснеевской Золушки о счастливом билетике и вечном везении. Хворостовского такой образ, похоже, ничуть не смущает, и он сам в своих интервью охотно говорит о головокружительном взлёте его карьеры в конце 1980-х." .(См.:Евгений Темнозвуков. Полвека Хворостовского. Belcanto.ru  16.10.2012 ).

       А когда один из киевских корреспондентов спросил не задевает ли, когда  его сравнивают с Магомаевым, и сравнение порой не в его пользу, Хворостовский честно признался: "Об этом, я не знаю. В первый раз слышу об этом. Магомаев мало пел в опере, а я пою много. Он не пел камерно-симфонической музыки. Что касается популярной музыки, мне кажется, что у меня получается это достаточно хорошо, просто репертуара я достаточно не показал. Но, это сравнение мне лестно, потому что этого человека, артиста я очень уважаю".(Корреспондент.net, 5 декабря 2008 г.).  Более того, Дмитрий Хворостовский с большой сердечностью вспоминал о Муслиме Магомаеве. "Я считаю Муслима Магомаева своим учителем, - говорил Хворостовский. - Именно Магомаев был в жюри конкурса имени Глинки, в котором я победил в Баку. Это было эпохальным событием для меня - после этого конкурса началась карьера. Мы иногда встречались с Муслимом Магомаевым. И я его всегда боготворил. Любовь Муслима Магомаева к Марио Ланца отразилось и на моих предпочтениях, и на моей судьбе,  Магомаев был не только замечательным певцом, но и выдающимся преподавателем. Он многих поющих молодых людей своей легкой рукой направил в сферу классического пения. Миллионы мальчишек и девчонок приобщал к классике. Удивительно светлый и скромный человек, обладающий чувством меры, таким редким сейчас качеством.  Уйдя с сцены довольно рано, он совершил творческий подвиг".(Дмитрий Хворостовский: «Магомаев был моим учителем». Телебашня. 18 декабря 2008 г.).

                Хворостовский рано понял, что основная его роль, как исполнителя - научить слушателей сопереживать вместе с ним. И певец действительно овладевал залом и  фантастической силой таланта и голоса подчинял его себе. Хворостовский много пел камерных концертов, и в этом он был продолжателем великих русских исполнителей прошлого, той же Архиповой, которые всегда уделяли внимание романсовой лирике. Памятно его сотворчество с Георгием Свиридовым, который охотно писал для Хворостовского удивительно проникновенные миниатюры. Дмитрий уделял внимание популярным романсам Чайковского и Рахманинова, а также не так часто звучащим со сцены шедеврам Танеева, Мусоргского или Листа. Обращался Хворостовский и к песням военных лет, экспериментировал с эстрадой в союзе с Игорем Крутым.

                Интересную характеристику певческому мастерству уже зрелого Хворостовского дал Дмитрий Бертман, который поставил на него в 2015 году "Демона" А.Рубинштейна. "Голос его не похож ни на что, подобного нет, узнаваем сразу. Так, как мы узнаем, скажем, голос Образцовой. Происходит это благодаря невероятному тембру, пластичности, а также кантилене голоса — то есть он у него настолько ровный, как будто это компьютерное изобретение. Как певцы говорят — «дыхание»: когда сама фраза очень длинной получается, когда он может пропеть целую линию, не прервав дыхания. Этим «продыхом» он отличался от всех своих коллег, сумасшедшая техника". (Д.А.Бертман).
 

                Дмитрий Александрович последние 2 года выглядел очень истощенным, уставшим. Но ещё задолго до этого, несмотря на маску внешнего благополучия, он начинал понимать, что с ним творится что-о неладное: кружилась голова, отключалось сознание. Но оказавшись в положении тяжелобольного, он находил смысл в помощи другим. Он как будто спешил жить, чтобы успеть сделать все то доброе, что было в его оставшихся силах. И 1 июня 2016 года принял участие в благотворительном концерте «Хворостовский и друзья – детям». Его идейным вдохновителем стал бывший детский омбудсмен Павел Астахов.               

          ...Спустя два года после начала лечения певец приехал и в последний раз выступил в Красноярске. Зрители давно ждали своего земляка, ведь концерт неоднократно переносился. В последний раз это произошло в декабре 2016-го по причине ухудшения самочувствия Хворостовского. По свидетельству Павла Астахова, он сказал: «Нет, я должен ехать. Я обязан доехать до Красноярска». И вот он, наконец, в родном городе. Последние десять метров пути до кулис Большого концертного зала красноярской Филармонии даются Дмитрию Хворостовскому особенно нелегко. Шаг сбивается, золоченая лента почетного гражданина то и дело норовит сползти с плеча, затянутого черным, в цвет концертного фрака, гипсом. Дмитрий Александрович вышел на сцену в сопровождении академического симфонического оркестра. В первом отделении он исполнил каватину Алеко из оперы Рахманинова, а также арию Демона из произведения Рубинштейна.

               Поклонники отметили, что голос Хворостовского изменился, а сам он прихрамывал. На сцену мужчина вышел с поддерживающей повязкой на плече. Напомним, 27 мая артист получил травму во время выступления в Санкт-Петербурге. Он упал прямо после концерта, но не стал сразу обращаться в больницу. Оперный мэтр прибыл в клинику в Москве только на следующий день, когда боль стала невыносимой. Очевидцы утверждали, что Дмитрия Александровича сопровождал Павел Астахов.  Однако ни травма плеча, ни интенсивное лечение не помешали выступлению певца. По словам Павла Астахова,  "он на сцене буквально победил смерть тем, что, несмотря на адские боли во всем теле, вышел к зрителям".

             «Мои выступления заставляют меня двигаться дальше, идти вперед. Спасибо Вам большое за поддержку», - поделился эмоциями артист в финале концерта. В конце концерта стало понятно, чего ему это стоило, Он не смог выйти на бис. Тот единственный случай в его карьере, когда в этом не было необходимости. Он сделал на концерте больше, чем мог, — написал после концерта на своей странице в Фейсбуке директор телеканала ТВК Вадим Востров, который побывал на выступлении оперного певца. Дмитрий Александрович признался, что должен был выступить в родном городе. «Красноярск - мой родной город. Я должен был приехать и дать концерт. И приехал, несмотря ни на что. И смог выступить перед своими земляками, любовь которых ко мне невероятна и очень дорога моему сердцу. Такого потрясения, таких грандиозных чувств, на грани человеческих возможностей, я давно не испытывал», - признался Хворостовский журналистам после концерта.

           "Не каждому дано, имея голос, так светить всему миру, — с грустью констатировала Лариса Марзоева, всегда встречавшая и сопровождавшая на Красноярской земле своего бывшего партнера по сцене и друга. — Даже когда он стал гражданином мира, все равно каждый год приезжал в родной Красноярск, обязательно давал концерты. Один, конечно, ему пришлось перенести из-за известного нам недуга, но, представляете, ни один красноярец не сдал билет, хотя точно никто не знал, будет выступление или нет. И когда 2 июня оно все-таки состоялось, весь зал плакал, все понимали: Дима приехал попрощаться". Однажды он ей сказал: «Лар, у меня желание – уйти в тайгу и умереть на родной земле». Потом посмеялся и добавил: «Знаешь, а может, я еще поживу и мы встретимся». И я из Тулы не могла не отозваться на всё это в стихотворении, посвященном памяти певца.

Отменённые концерты...
Но билеты не сдавали.
Слали Дмитрию комменты:
Отмени людей печали!

Но не выдержало Дело
Хворостовского-кумира.
Не могло б любое тело
Выстоять... И плачет Лира!

Плачу я и сотни тысяч,
Кто в сердцах вершил молитвы:
Скорби, как любви, не выжечь
Покидавшим поле битвы.

Отменённые концерты...
Но билеты не сдавали.
Слали Дмитрию комменты:
Отмени людей печали!..

                (Елена Грислис)  22.11.17


             На протяжении нескольких лет Дмитрий Хворостовский боролся с раком мозга. Я каждый день просматривала по интернету сводки о его состоянии здоровья. Мысленно молилась, хотя в последний момент узнала о его неверии. Думаю, что это неправда, как и преждевременное утверждение о его кончине. 11 октября 2017 года на сайте «Комсомольской правды» появилась  новость о смерти певца , которая оказалась ложной. И, кстати, в прессе то и дело появлялась ложная информация о его смерти. Страшные «новости» опровергала жена певца Флоранс Хворостовская. А сам Дмитрий Александрович считал, что когда хоронят заживо, это к тому, что проживешь ещё долго. Все этого хотели. Но случилось непоправимое…  Артист скончался в Лондоне 22 ноября. Ему было 55 лет.


+      +      +

                Хворостовский был певцом планетарного масштаба. Это до него удалось лишь Фёдору Шаляпину, но в гораздо меньшей мере. Мировое музыкальное сообщество скорбит по великому артисту. Венская государственная опера, в которой Дмитрий Хворостовский не раз выступал, подняла в знак траура черный флаг. Об этом сообщает телеканал "Россия 24". В нью-йоркской Метрополитен-опера в память о певце четыре дня будут исполнять "Реквием" Верди. Лондонская королевская опера посвятит артисту декабрьскую премьеру оперы "Риголетто". Французский тенор Роберто Аланья назвал Дмитрия Хворостовского великим баритоном современности. В день похорон великого оперного певца и стало известно о том, что «Отчалившая Русь» в его исполнении получила мировое признание и была номинирована на премию «Грэмми». Лауреатов премии объявят 28 января 2018 года.

                Вспоминали о певце его друзья и выдающиеся российские музыканты. Адвокат, писатель, телеведущий Павел Астахов в беседе с телеканалом Царьград говорил, каким он помнит ушедшего из жизни Дмитрия Хворостовского - своего близкого друга. "К сожалению, он ушел, но он остается в наших сердцах, в нашей памяти, - говорил Павел Астахов. - Для верующих, кто знает, у него был очень сложный путь к Богу, он сам крестился в 30 с лишним лет. Сам пришел. Но до конца его мятежные сердце и душа постоянно спорили по этому вопросу. Тем не менее я считаю, что человек, который записал лучший, не побоюсь этого слова, сборник богослужебных песен, получивший награду от Святейшего Патриарха, орден Сергия Радонежского, не может быть не близок к Богу. И мы верим в то, что Дмитрия ждет Царствие небесное, Господь его утешит и утешит всех нас".         
               
           Всемирно известный пианист Денис Мацуев назвал оперного певца Дмитрия Хворостовского сибирским рыцарем, настоящим настоящим сибирским богатырем мировой оперы. "Невозможно находить слова, когда человек в расцвете сил, гениальный музыкант уходит - внутри есть только чувство несправедливости жуткой, непонимания того, почему это происходит, - сказал Мацуев о кончине уникального самородка и артиста. - Он был сильным, красивым. Никогда не смирюсь с тем, что такого гениального человека больше нет, это несправедливо. Страшное чувство нестыковки - почему это происходит с такими молодыми людьми".

                Талантливейший артист современности, для которого были открыты лучшие мировые сцены, так и не сыграл ни одного спектакля на родине в Большом театре. На главной сцене страны он участвовал в гала-концерте в честь открытия театра после реконструкции, а в июне 2016-го успел дать благотворительный концерт «Хворостовский и друзья — детям». В декабре 2016-го должны были состояться дебютные выступления 54-летнего артиста в Большом театре в опере Верди «Дон Карлос», но здоровье Хворостовского уже не позволило, было уже слишком поздно. Его мечта не осуществилась.

                Дмитрий Хворостовский всегда был русским, гордился этим и всегда возвращался на родину. И как не только завершение, но и возвращение - Зал, где собрались его земляки-красноярцы, который трещит аплодисментами, рвущими мембраны микрофонов звукозаписывающей аппаратуры. Публика благодарила артиста, примешивая к привычной признательности за феноменально проведенный концерт восхищение человеческим подвигом. А он ответил ей со слезами благодарности: «Я должен был вернуться, потому что я Вас люблю. Потому что это мой родной город».

                Его последней волей было покоиться в России. Певец завещал захоронить его прах не только в столице, а и в родном городе Красноярске. Тело Дмитрия Хворостовского было решено кремировать, а прах разделить на две части: одну урну захоронить в Москве на Новодевичьем кладбище, а вторую — на малой родине артиста, в Красноярске.  Как заявил исполняющий обязанности главы Красноярского края Александр Усс, сейчас ведутся переговоры о том, чтобы именем Хворостовского назвать Институт искусств, где Дмитрий учился, а также театр оперы и балета или Большой концертный зал, в котором легендарный артист дал свой последний концерт в июне этого года.
         С возвращением на родную землю, сибиряк!

               
                ноябрь 2017