Истории одного детства-101

Ладо Булах
                ГЛАВА СОТАЯ.




..........Ой,пап,а что твой дедушка,а наш стало быть прадедушка,Степан Фёдорович рассказал?-спросила Женя.

-Да,папа,почитай ещё! -хором выпалили Соня,Настя и Костик.

-Да,ещё почитайте,Александр Николаевич!-хором попросили ребята.

-Дорогой,придётся читать,а то ребятки не отстанут! Это факт! -улыбнулась Таня.

-Вот это да! А мы и не знали!-хором выпалили Ира и Натка.

-Ну хорошо,я расскажу ,вернее почитаю историю ,рассказанную мне дедушкой моим,светлой памяти Степаном Фёдоровичем.-ласково сказал я.

-Дидуню,а дэ вы вийну стрилы(дедушка,а где вы войну встретили)? -сказал я.


-Сашуню,Танечка,друзи! Я служил под Станиславом с сентября 1939 года,после присоединения Западной Украины и Белоруссии. 28 сентября 1939 года между Германией и СССР был подписан большой Договор о Дружбе и Границах. Мы укрепляли новые границы. Тогда я був лейтенантом,зам командира батальона мотострелкового полка пограничных войск. Мий цимбора(друг) Петро Колодяжный был разведчиком,тоже лейтенантом,командиром роты. Мы знали що ворог хытрый и пидступный(коварный) а потому занимались всем по повний программе. А як иначе?! Надо ж было буть начеку. Тым паче що нимци почалы порушуваты наш кордон,провоцировать нас. А мы на такое не купились! Щас! В сороковому роци(году) с Финляндиею война сталася,а мы поняли что и нам надо быть до всего готовыми. Весна сорок первого года была уже неспокойной,мы не зналы шо думаты! А тут наказ(приказ) негайно(немедля) передислоцироваться пид Владимир-Волынский,там нимци всё чаще устраивали провокации. А потом пид Перемышль мы пошли,тогда часть города была нашою,а часть польскою! Польська часть называлась Пшемышль. Дэсь(где-то) 20 июня связь у нас тю-тю! Что робыть було? Ординарцев посылали да по УКВ-рациям связь держали,бо треба! На свитанку(рассвете) 22 червня (июня) слышим гул у нэби(небе) глядь а то самолёты нимэцьки(немецкие) летят бомбить наши города. Я бегом сообщил по рации в штаб доложил,мне ответили:

-Держать границу! Любой ценой!-.

Я ответил что врага не пустим! А сам в бинокль бачу що танки,бронетранспортёры,куча живой силы противника сосредоточены на том берегу! И тут бомбёжка началась. Мы вытрымалы ,и нимци пишлы на нас! Мы завязали тяжёлый бой! И даже погнали нимцив назад,перейшли мист(мост) и ворвались в Пшемышль,оо паника була у нимцив! Но нам приказали отступить назад. Мы видийшлы(отошли) окопалыся,и знову (снова) атака за атакой нимцив! Мы до ночи бились,а ночью отошли в направлении Владимир-Волынский-Луцк-Дубно-Броды. По дороге цыган наших встретил,во главе с Лойко,а там чую,речь узбекская,я понял что то капитан Алишер Дзолаев,командир батареи "сорокапяток" . Оце встреча! Мы заняли оборону,вокруг была справжня(настоящая) мясорубка! Ей ,Богу! Нимецьки танки перли как скажени(бешеные) напролом! Я приказал Алишеру бить по гусеницам,а як танк крутытыся(крутиться) начнёт бить в борт! Алишер молодец,12 танков подбил со своей батареей! Лачо со своими из ПТР семь танков запалил! Я всех к наградам представил! Тогда погибли командир мой,полковник Баранов,и начштаба, майор Копытин,я принял командование на себя. Это был один страшный бой с 23 по 30 июня,мы медленно отходили под натиском врага в направлении Ровно. Тогда три тысячи наших танков не смогли остановить семьсот немецких! Страшная была битва! Жаль наши историки о ней почему-то не упоминают,а если упоминают то одной строчкой! У нас в основном БТ были,лёгкие,почти не защищённые,Т-34/76 были,но мало,ну и тяжеленные,неповоротливые,танки КВ. Вот так. Мы получили приказ: пробиваться с боями в лес! И мы таки пробились,пушечки-сорокапятки до последнего нам служили,хоть и меленькие,а всё же дали врагу прикурить! Мы ушли в лес,в болото, там собрались разрозненные грубы бойцов и я стал их командиром,Петро-начальником штаба,Лачо возглавил роту разведчиков. Нас набралось почти батальон. Мы решили или умереть,или пробиться к своим! Несколько недель мы топали лесами до Конотопа,а там встретили партизан Сидора Артёмовича Ковпака. Там был и наш старый друг ,майор Иван Гутник,так мы сформировали наш партизанский отряд "За родину!" Иван стал его командиром,я -комиссаром,а Петро -начальником штаба! Лачо-возглавил разведку отряда. Сидор Артёмович приказал нам идти на Шепетовку и Изяслав,там на станциях стояли вагоны с архивами горкомов и райкомов партии,НКВД. Как они там остались,это надо было выяснить!Нам надо было попытаться спасти эти документы,а не получится,уничтожить! Мы марш-броском добрались туда. В Изяславе,в тупике ,нашли нужные вагоодны,часть документов удалось спасти,а дальше нарвались на немцев и их прихвостней полицаев ,пришлось дать бой и устроить на станции приличный такой пожар с фейерверком,а самим под шумок исчезнуть. Мы ушли под Шепетовку. Там мы и познакомились с сероглазым мальчишкой ,то был Валя Котик. Это он нашел в лесу замаскированный кабель прямой связи с Берлином и перерубил его,лишив немцев связи на добрых две недели! Валя собрал ценнейшие сведения,гранатой уничтожил машину вместе с местным гебит-комиссаром,именно он выведал где стоят нужные нам вагоны,на этот раз мы не стали рисковать,а нашпиговали вагоны взрывчаткой,облили бумаги бензином и подорвали,устроив приличный затор на станции. А в феврале 1943 года,я уже будучи капитаном Красной Армии пошел на разведку,дело в том что было разгромлено подполье и новый первый секретарь подпольного обкома партии Божко Павел Силантьевич предположил что подполье кто -то выдал! Это надо было проверить. Я с группой из четырёх человек пошел в Чекеренцы,проведать своих,ведь как раз ты,Мыкола ,родился. Всё было хорошо,мы провели три дня в селе,к тому времени информация о предательстве подполья подтвердилась. А когда мы шли назад,нарвались на засаду и нас схватили,меня ранило и я потерял сознание,очнулся ,дывлюся,сижу в конторе совхоза бывшей,напротив товстый(толстый) як кабан эсесовец -комендат,рядом мерзавец Юшка и...вчытелька нимецькои(учительница немецкого) Эльза Адольфовна! Я всё понял....Былы(били) страшно,те прохиндеи выдали немцам что я командир Красной Армии. Схватили меня 27 лютого(февраля) 1943 года,а 7 марта на тридцати градусном морозе босиком,с табличкой " Я коммунист,убивал немецки солдат и офицеров" повели в центр села на казнь. Там стояла виселица ,куда немцы и полицаи согнали всё село. Люди проклинали гитлеровцев и их посипак(прихвостней) полицаев. Меня вывели на эшафот. Боров эсэсовец заорал:

-Ну,красный сволоч,будешь говорит где ест партизанен?!-

Я окинул людей взглядом полным любви,затем презрительно посмотрел на палачей и сказал:

-Люды! Не бойтесь! Червона Армия вже жене ворога геть з нашои земли! Сталинград це начало конца ненавистного ворога! За мэнэ побратимы мои отомстят! И вы быйте нимцив клятых и их посипак полицаев! Наше дело правое! Победа будет за нами!-.

Эсесовец побагровел от ярости аки свёкла,и приказал кончать со мной! Эти идиоты не знали что я прекрасно знаю немецкий и потому навешал им лапши на уши с три короба. Мне накинули петлю,Тихоновна и Таня плача смотрели на меня. Я мысленно простился с ними,улыбнулся даже. И тут неожиданно раздался громовой голос...Петра Колодяжного:

-Трымайся ,друже(держись,дружище)! Людонькы добри,лягайте(Люди добрые,ложитесь)!Швидче(скорее)! -.

Я глазам своим не поверил! Началась стрельба,Лачо будто вынырнув из под земли перерезал верёвку,мы упали наземь ,а боевые побратимы в пух и прах разгромили гарнизон и полицаев. Меня отнесли домой,Тихоновна обработала мне раны,мы готовились казнить предателей,они не ушли,в том числе и боров эсесовец пытавший меня....-сказал дедушка.

Мы молчали,не веря своим ушам!.....