Леонардо да Винчи Спаситель мира

Наталия Лазуренко
    Вода имеет три состояния - твердое, жидкое и газообразное. Но, все-таки, Спаситель держит,наверное, хрустальный шар, и, на мой взгляд, никаких противоречий действительности на картине нет, Отраженное изображение выглядит перевернутым, если оно находится в отдалении. А в практически плотном соприкосновении с предметами, в данном случае, ладонью Спасителя и складками материи, изображение почти не искажается. Сама знаю, потому что тоже люблю заглядывать в хрустальную сферу. В картине столько говорящих деталей, что хочется надеяться, что картина попала в хорошие руки, Вот так проявляется относительность и взаимозависимость всего сущего на земле... Хотя, как сказал Господь, каждое изображение не должно быть идолом, поскольку это изделие рук человеческих.
     "Учитель" - называли Христа его ученики, Апостолы. Чему же учил Христос, что Его приняли в штыки даже его родственники, так, что он ушел из своего поселения, сказав,что "нет пророка в отечестве своем"? В свою очередь, Христос не вышел к своим родным, когда, во время Проповеди, Ему сообщили о том, что пришли за ним мать его и братья его, зовут на похороны какого-то умершего родственника, сказав, что идущие за ним и исполняющие волю Его - его мать и братья. и что "пусть мертвые хоронят своих мертвецов". Фарисеи и другие священники израильские также приняли учение Христа в штыки, так что даже распяли Его от страха того, что беды обрушатся на весь израильский народ из-за него, так как Христос нарушал законы Ветхого Завета, по которым жил Израиль. Многое из того, чему Он учил, сказалось на Его собственной судьбе. "Не мир я пришел принести вам, но - меч!" - опять-таки, Его слова. На этой картине Леонардо нет меча, есть хрустальная сфера, в которой Прорицатель видит судьбу мира, да и, вообще, то, о чем желает знать.Если под словом "меч" понимать оружие, в целом, то одна рука благословляет, а другая держит информационное поле в виде шара. Других видов оружия что-то не наблюдается. Хотя, даже камень может стать оружием пролетариата...
     На этой картине цвет хитона Христа - морской волны, цвет моря, мира. Ассоциации с Его матушкой, Марией. Он, как бы, находится в "ее шкуре", проявляется через нее, и под ее покровительством, защитой. В картинах, изображающих снятие Христа с креста, он почти обнажен, и лишь тряпица (тоже материя - символ матери) прикрывает Его чресла. Так что значение символа материи, материального мира, матери - очень важное. Его хитон имеет обрамление в виде окантовки и крестообразной перевязи через грудь, как бы намекая на те рамки, которые ограничивают земное бытие (цвета земли - коричневых оттенков), Как море и суша являются рамками друг для друга.  Небольшое украшение в виде камня на лоскутке ткани, в виде чаши , так же земного цвета намекает на то, что истинное сокровище сокрыто в земле (талант, зарытый в землю? Божественное Семя в Матери- Земле? Карма Христа?). Возможно, это чаша Грааля и намек на то, что Христос мертв, Его распяли. Он, по существу,  является мертвым по плоти, и камень чистой воды в твердом состоянии тоже указывает на мертвое, замороженное состояние Христа. Но Он живой, хотя и взгляд Его отстранено-затуманенный, да и весь Его облик полон спокойствия и лишен жизненных страстей.  "На сем камне я создам свою церковь" - сказал Он про Петра. Не этот ли камень, что Он держит в руке, является основой Его Церкви? "Я - свет миру и свет истинный" - говорит Он о себе. На картине Он, и правда, выглядит сгустком света, проявившегося из темноты. Ровного, золотого свечения, как пламя свечи в темноте. От картины, в целом, веет покоем и безмятежностью.Что же касается изображения в сфере, то оно напоминает исход евреев через пустыню. Ладонь Христа выглядит через хрусталь как песок. Три световые точки тоже интересный символ. Три - число жизни. Жизнь света находится в руке Спасителя. И если Он уронит этот шар или повернет его, то этого изображения уже не будет. Художник зафиксировал именно это состояние Жизни Света, чтобы не случилось Конца Света.  Такова наивная вера людей в святое и стремление что-то сделать для Бога, может быть, даже бессознательно. Поэтому Леонардо тоже, своего рода, Спаситель Мира, потому что он видит это так, и зафиксировал это свое видение на холсте..
    Но, все-так, Учение Христа расплывчато, он предпочитал изъясняться не напрямую, а притчами, образами, картинками жизни, ситуациями. Скорее всего, Его просто не воспринимали всерьез, недооценивали, иначе бы не распяли на кресте. Но, когда это случилось, то потрясения и чудеса, явленные при этом, показали, что Он был истинно Сын Божий, особенно то, что могилы разверзлись и мертвецы ожили.