Ещё один рассказ о загадочном мустамякском дачнике , точнее о дачнице, за которой тянется шлейф таинственных историй , бурных романов, триумфов , огорчений и несбывшихся надежд.
На старой открытке , изображающей «средней руки» деревянный с башенкой и верандой домик, подпись : « Г.О.Калмыков. Финляндия. Дача артистки В.М. Шуваловой в Мустамяках.» Ни чем не примечательная , «типовая», сдаваемая внаем дача, стоявшая слева от дороги со станции Мустамяки к озеру Кутер –ярви .
А кто же такая артистка В.М.Шувалова ?
Биографическая справка.
Шувалова . Щегловитова (Корвин- Кохановская) Вера Михайловна 5 .04.1884 ( СПБ) - 15.05.1950 (Берлин) - артистка оперетты «сопрано» .
Училась в Петербургской консерватории (класс Н. А. Ирецкой).
С 1905 г Шувалова выступала в петербургском театре "Буфф".
В 1914-18- в московском театре Зона.
В репертуаре Шуваловой были партии: Елена, Перикола - "Прекрасная Елена" Оффенбаха, Нитуш - "Мадемуазель Нитуш" Эрве, Мимоза - "Гейша" Джонса, Валентина -«Веселая вдова" Легара и др.
После 1918 г. эмигрировала за границу.
Суховато , за строкой не видать человека. Обратимся к иным источникам.
Пызин Владимир Иосифович «Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов»
«…Труппа ( театра «Буфф» ) была хорошая. Тогда славилась примадонна Вера Михайловна Шувалова, великолепная каскадная исполнительница главных ролей. Про нее говорили, что это не женщина, а «шампанское». И действительно, когда она вылетала на сцену, все оживлялись. Она с задором, с шиком танцевала канкан или матчиш, не переходя граней приличия, но показывая, как будто ненароком, великолепные кружева своего «десу». Это была талантливая русская женщина с простым, приветливым лицом и обворожительной улыбкой. Надо было удивляться, как этот самородок без консерватории и театрального училища достиг в своем жанре такого высокого мастерства!..»
Это уже кое-что.
Леонид Власов. «Маннергейм».
«…1900 год был годом сплошных семейных конфликтов четы Маннергеймов. Мелкие стычки и постоянные взаимные обвинения дополнялись сценами ревности жены. Основанием такого поведения Анастасии были две женщины, которыми увлекался любвеобильный Густав, - графиня Елизавета Шувалова и артистка Вера Шувалова. Кому из этих двух женщин Густав отдавал предпочтение - сказать трудно, но его любила только графиня…»
Какой же Карельский перешеек без Густава Карловича…
Соловьев Ю.П. «Краткий очерк истории судоустройства на Брянской земле».
«…Эмигрантская пресса сообщила, что младший Щегловитов( К.И.Щегловитов - сын Ивана Григорьевича Щегловитова последнего председателя Госсовета Российской империи ) покончил с собой 4 февраля 1925 г. в одной из гостиниц Софии. О причине самоубийства берлинский «Руль» написал, что ею «называют» растрату Щегловитовым 137 000 болгарских левов.
Если говорить о семье уже Константина Щегловитова, то в документах ГПУ есть сообщение, что участники подпольной антибольшевистской организации «Азбука» помогли то ли в Гражданскую войну, то ли после нее бежать «из Киевского арестного дома пасынку Щегловитова, сыну Шуваловой, который в данное время (1922 г. – Ю.С.) пробрался в Баден».
Таким образом, можно предположить, что К.И. Щегловитов женился в свое время на некой даме, состоявшей до него в браке с Шуваловым и имевшей от этого брака сына…»
Дальше в лес… Не стану пересказывать интереснейшие подробности личной жизни Шуваловой, заинтересовавшиеся почитайте :
- Елена Шувалова. «Загадка Веры Михаиловны Шуваловой»
http://www.proza.ru/2017/08/27/1955
- Гелий Клейменов. « Потомки Пушкина и графии Элизы в России» http://www.proza.ru/2016/04/28/1313
Публикации о певице в интернете сопровождает большая серия фотографий ,сделанных в квартире Шуваловой в начале прошлого века :
На одной из них заснят стоящий у мольберта художник . В нем нетрудно узнать Григория Одисеевича Калмыкова, того самого Г.О.Калмыкова - автора « Мустамякской дачи».
Несколько слов о художнике .
Калмыков Григорий Одиссеевич (21.11.1873—1942)
Живописец, график, пейзажист. Брат Александра Одисеевича Калмыкова (1869—1929), оба уроженца Керчи. В 1889 году занимался у И. К. Айвазовского в Феодосии. В 1893 году окончил Одесскую рисовальную школу, где был учеником К. К. Костанди. С 1893 года учился в Императорской Академии художеств под руководством А. И. Куинджи, будучи одним из его наиболее талантливых и любимых учеников, в 1895 году получил звание классного художника 3-й степени, а 1897 году — звание художника за картины «Лунная ночь в Кикенеизе», «Туманное утро», «Прибой у железных скал» и «Сумерки».
Проживал в Петербурге и писал преимущественно пейзажи. Из-за любви к морской тематике, Григорий Одисеевич часто посещал родные места в Крыму. Отличался большой работоспособностью. В течение полугодовой командировки в Крым создал около 230 картин, в том числе, посвящённые Судаку: «Судакская бухта», «Буря у берегов Судака» (написаны в подражание Айвазовскому), «В Отузской бухте», «Отузы и мыс Меганом», «Утёс Кыз-Кая в Судаке», «Турецкие рыбачьи фелюги в Судаке», «Судак. Гора св. Георгия».
С 1892 года — постоянно представлял свои произведения на выставках в залах Императорской Академии художеств и других. В 1900 году в Санкт-Петербурге состоялась персональная выставка, в 1901 году работы экспонировались в Мюнхене. А после смерти А. И. Куинджи в 1910 году — член и участник выставок Общества имени своего учителя.
В 1930-е годы создал ряд картин для Музея Арктики и Антарктики, Музея Ленинградского горного института и других. Погиб в 1942 году во время блокады Ленинграда.
Работы демонстрировались в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее. Большая часть произведений утрачена, но сохранилось множество печатных репродукций, в особенности в виде почтовых открыток. Картины Г. О. Калмыкова можно встретить на аукционах, они высоко ценятся коллекционерами и хранятся в частных собраниях, а также музеях Петербурга и других городов России и Украины, например:
— Центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей им. академика Ф. Н. Чернышева в Санкт-Петербурге — «Крым. Керченский пролив. Вход в Азовское море», «Северный Кавказ. Тамань…», «Обрывы у Чёрного моря близ Керчи», ряд картин по истории Земли, 1930 г.
— Музей Санкт-Петербургского государственного горного института — серия картин о происхождении Солнечной системы, 1932 г.
— Государственный музей истории Санкт-Петербурга — «На набережной зимой», 1890 е гг.
— Российский государственный Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге — «Ледокол „И.Сталин“ на пути в Арктику», предположительно 1940 г.
— Ярославский художественный музей — «Персей и Андромеда».
А о том ,что заставило известного художника - мариниста написать банальный дачный домик в Мустамяках , мы можем только догадываться .