О самосовершенствовании и следовании лучш образцам

Лев Балашов
О САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ И СЛЕДОВАНИИ ЛУЧШИМ ОБРАЗЦАМ
(Из переписки со студенткой Евгенией)

Евгения:  «Как-то Вы говорили: «Найди себе героя. Стремись к нему, поравняйся с ним, обгони его», что-то в этом духе. А где его найти-то, кого, например, по Вашему мнению? Как насчёт людей искусства? И не поздно ли в 18-20 лет?»

— Про героя – слова А.В.Суворова. А вообще-то я имел в виду ЛЮБЫХ творческих-сильных людей, на которых можно равняться. Я об этом говорил!  Дети, молодежь благодаря подражанию-следованию лучшим образцам сами становятся лучше. Это закон жизни. ЕСЛИ НЕТ ПОДРАЖАНИЯ-СЛЕДОВАНИЯ ЛУЧШИМ ОБРАЗЦАМ, ТО НЕТ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ПРОГРЕССА ЖИЗНИ.

У А.В.Суворова речь идет не только о подражании герою. Его фраза требует от человека, чтобы он, в конечном счете, превзошел героя, пошел дальше. Иначе нет движения вперед, нет прогресса, нет развития и становления.

Вы спрашиваете: где найти героя? Очень жаль, что Вы задаете этот вопрос. Действительно, к 18-20 годам человек непременно должен найти себе героя и не обязательно одного. Я, например, будучи студентом, составил себе список  примерно из двадцати имен лучших людей мира и всё время помнил о них, они жили в моей душе и помогали мне жить, дерзать.
Например, в этом списке был композитор Бетховен. Я постоянно слушал его музыку, она вдохновляла меня и вдохновляет до сих пор.
В этом списке был и А.В.Суворов. Я много читал о нем.

Жизнь замечательных людей — вдохновляющий пример истинной жизни. Конечно, каждый из них в отдельности обладает не только достоинствами, но и недостатками. И в этом смысле равняться только на одного из них не стоит. Можно повторить его ошибки и недостатки. Тут нужно брать всё лучшее от разных людей и создавать некий обобщенный, идеальный портрет замечательного человека.

КОГДА МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК СТАРАЕТСЯ БЫТЬ РЯДОМ С СИЛЬНЫМ, ОН САМ СТАНОВИТСЯ СИЛЬНЕЕ.

Вы спрашиваете: почему Суворов — пример для подражания? Да, конечно, он и пример для подражания. Ведь Суворов не только воин, полководец. Он умный, творческий, волевой человек. Его деяния, его мысли — кладезь опыта и мудрости. Например, его фраза из "Науки побеждать" "Каждый воин должен знать свой маневр" гениальна и очень много дает для понимания искусства жизни и борьбы. А для меня как философа она — неисчерпаемый источник новых мыслей.

ТЕПЕРЬ НАСЧЕТ ИСТИННОЙ ЖИЗНИ. Жизнь может быть плохая и хорошая, счастливая и несчастная, подлинная и неподлинная, истинная и не очень истинная или вообще ложная (как у преступников, например). Жизнь — это деятельность, форма деятельности. И в качестве таковой она регулируется некоторыми правилами, нормами. Жизнь может быть нормальной и ненормальной. Под истинной жизнью я понимаю нормальную жизнь, такую какой она бывает большей частью и какой она ДОЛЖНА быть! Я уже говорил в своих лекциях (и в учебнике), что смысл жизни — в любви и творчестве[1]. Если нет того и другого — это неистинная жизнь. Если присутствует только один момент — это не вполне истинная жизнь. Надо добиваться того, что называется ПОЛНОТОЙ ЖИЗНИ. Это и есть СЧАСТЬЕ!
_____________________________________________

[1] Ремарка: под творчеством я понимаю всё, что приводит к новому, что расширяет-раздвигает пределы жизни. А не только художественное или научное творчество.

___________________________________________________________

См. также "Об идеале, добре, философии и религии" здесь, в Проза.ру:  http://www.proza.ru/2012/12/13/914

См. еще "«СМИРЕНИЕ» Л.Н.ТОЛСТОГО И ПРОБЛЕМА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ": http://www.proza.ru/2013/12/12/2126