Бабушка

Александр Финогеев
    Говорят, интеллигентность является продуктом воспитания человека. Абсолютно с этим не согласен. Можно и хама научить говорить «Спасибо», держать вилку в левой руке и изысканно улыбаться, поддерживая светский разговор. Но это - притворная наигранность павлина и не более. Истинно интеллигентный человек излучает только добро и теплоту. Он лишен тщеславия, зависти и лицемерия. В нем нет гонора выскочки и актерского позерства. Его отличает природный ум, порядочность и такт во всех делах и поступках. И для всего этого не обязательно иметь наивысшее образование.

   Считаю, и вряд ли кто сможет меня в этом переубедить, - интеллигентом рождаются, а не становятся. А настоящая интеллигентность передается только генетическим путем.

   Именно такой и была моя бабушка, Климова (Любавская) Александра Петровна, которую я очень сильно любил.

   Бабуля родилась 20 апреля 1898 года в крестьянской семье восьмым ребенком, где всех детей было шестнадцать человек.

   Пройдя невероятно сложный жизненный путь, она не ожесточилась и осталась добрым и отзывчивым человеком до конца своих дней. А путь был действительно тяжел: в двенадцать лет лишившись матери, на ее хрупкие плечики взвалился тяжелый крестьянский труд, домашние заботы о малых детях… Потом шли нелегкие вехи истории: революция, гражданская война, коллективизация, голод, Отечественная война и период развитого социализма. Ее мужеству и жизнелюбию можно только позавидовать.

   Закончила бабушка церковно-приходскую школу, что по тогдашним меркам было не так и мало. Ее отец не владел грамотой, но любил книги и заставлял маленькую Шуру читать их вслух. Долгими зимними вечерами, при свете керосиновой лампы, вся семья собиралась за большим столом, и бабуля читала.

   В двадцать пять лет она вышла замуж за лесника и уехала с ним жить на кордон. Прожив с мужем чуть более пятнадцати лет, и родив от него трех детей, двух девочек и мальчика, она в сороковом году овдовела. Через год грянула война. И на руках - трое несовершеннолетних детей, младшей из которых было всего лишь три года.

   Рассказывать, как трудно довелось жить, какие лишения испытывали, как перебивались с мерзлой картошки на хлеб из лебеды, как пухли от голода и мерзли от холода, как падали в голодный обморок, не буду. Не потому, что не хочу, а потому, что не сумею. Все это очень страшно. И всё это показано в хронике Великой Отечественной войны. Слава Богу, все остались живы. Всем детям бабуля дала образование, все стали настоящими людьми.

   Потом бабушка воспитывала сначала меня, а затем Вову, тети Ритиного сына.

   Должен сказать, что дамское воспитание дало свои результаты. Я умею сварить вкусный борщ или заштопать носки, но прибивая гвоздь, непременно ударю себя по пальцу. Я, абсолютно, не способен починить текущий кран, а о большем просто молчу. Наверное, женское начало во мне сидит куда сильнее, чем мужское.

   Бабуля для меня была всем, ибо большую часть времени я проводил с ней. И всегда мы с ней что-то делали: пилили и кололи дрова, рвали коровке траву, пололи огород, поливали его, носили с колонки воду и еще сотни дел по мелочи. И всем этим я занимался лет с пяти. После обеда, каждый божий день, мы ложились с ней на кровать, она надевала очки и тихим голосом читала про Ивана-дурака, дядю Степу, Морозко, Незнайку, Буратино, Айболита…

   - А теперь, Шурик, - она клала очки и книгу на рядом стоящий стул, - поворачивайся к стеночке, закрывай глазки, немного поспим.

   И мы из одной сказки переходили в другую.

   И до конца дней своих, а умерла она 4 мая 1989 года, бабуля читала. И всегда была тихой, кроткой и разумной. И никогда я не слышал от нее ни одного грубого слова. И никогда ни на кого не повышала голос.