Мама

Александр Финогеев
   Моя мама, Финогеева Зоя Николаевна, в девичестве Климова, родилась 7 ноября 1925 года. Была она инженером по лесокультурам и работала в лесхозе. Она-то и кормила всю семью, работая как каторжная, находясь в постоянных командировках: весной - на посадке леса и борясь с лесными вредителями, летом - проводя инспекторские проверки, осенью - занимаясь вырубкой леса, получая за всё это мизерную заработную плату. А есть хотели все. Вот и приходилось отдавать себя работе. И только зимой ее можно было видеть дома.

   Мама была честнейшим, культурным и очень порядочным человеком. Да разве только мама! Это присуще всей нашей семье, включая и моих детей. Надеюсь, что подобное унаследуют и мои внуки. Но именно это никогда не понималось и до сих пор не понимается нашим народом, для которого обогащение за счет чужого является наивысшей целью. Так и живем… И жить будем! А те, кто всё отдает другим, ничего не беря себе, - живут бедно. Так жили и мы. И, может быть, та природная человечность, переданная по наследству мамой и закрепленная бабушкой с тетей, позволили мне быть нужным и востребованным в нашем обществе.

   И такой мама была всю свою жизнь, до самой смерти. Умерла она, не дожив до своего 56-летия три месяца, 24 июля 1981 года, сразу после выхода на пенсию от кровоизлияния в мозг, строя грандиозные планы по воспитанию внуков. Мне тогда было 28 лет.

   В это время, военный корабль, на котором я служил доктором, находился на боевой службе у африканских берегов. И на похоронах я не был. Понимаю, что по другому быть и не могло, никто в боевых условиях не оставит корабль без врача, но чувство вины постоянно присутствует во мне. Прости меня за это, мама. Царствие тебе Небесное!