Рассказ четвертый с плюсом Жизнь моя...

Василий Иванович
Рассказ четвертый (+) Жизнь моя...
                Анне Владимировне Р.

В 1971 году я окончил железнодорожный техникум по специальности «Машинист-электромеханик рефрижераторных поездов, холодильное оборудование». И нас, 30 человек, послали, как молодых специалистов, в Азербайджан, чтобы мы начали работать на ст. Алят Азербайджанской железной дороги в рефрижераторном депо. Но это только название рефдепо. Два поваленных домика.
 Нас было трое, Фома, Чернышев Валера и я с Воронежа. Остальные ребята все были с пригородов, и то, с другой группы, а мы с самого начала обучения вместе.
У нас уже и деньги (подъемные) заканчивались. А у ребят деньги были - все из деревень.
Короче, мы втроем едем в управление Азербайджанской ж. д. в Баку из Алят. И попали мы в самую точку. В управлении был начальник отдела кадров по молодым специалистам  МПС (Министерство путей сообщения СССР) из Москвы.
Его имя буду помнить до конца жизни,- Виктор Николаевич. Фамилию не помню.
Мы все трое в кабинете у него попросили разрешения уехать в Воронеж из Баку.
Мотивировали мы все это отсутствием рабочих мест в рефдепо на ст. Алят. Он дал нам троим разрешение. Но попутно сказал:
_ Скоро, через месяц, в Алят поступят 30 единиц  5-ти вагонных рефрижираторных секций и будет некому ездить, а местные кадры не совсем готовы обслуживать эти секции. И как только они поступят, вы по телеграмме, должны будете вернуться из Воронежа обратно в Баку за свой счет.
Мы конечно с радостью согласились и уже вечером с фирменным поездом Баку-Москва отправились домой. Всё бы хорошо, но на троих мы у себя нашли денег только на два билета. Фома и Валера поехали по билетам, а я поехал «зайцем». У Валеры был железнодорожный ключ, и я со стороны туалета открыл вагон и проник в вагон незаметно для проводниц. Сразу вошёл в последнее купе.
За столом один сидел азербайджанец гораздо старше меня и перед ним закуска и  открытая бутылка коньяка.
Я ему говорю:
-Мне надо ехать в Воронеж. Билета нет.
В купе над входной дверью есть полка ниша для поклажи. Там стояли невысокие ящики с помидорами.  Я их аккуратно снял, попросил пассажира привстать, открыл рундук, сложил туда ящики и объяснил ему, что здесь прохладнее будет помидорам, дольше сохранятся. Сам залез в эту нишу и лег. Тесно, но не в обиде.
Поезд тронулся, и я в этой нише на голой твердой плоскости, лежа на спине поехал
В свой любимый город Воронеж.
Ехать предстояло полтора суток. Азербайджанец тоже лег на нижней и заснул.
Проехали 30-40 км, ст. Сумгаит. Затем опять поехали, через несколько минут в купе зашла молодая пара азербайджанцев. Как потом я узнал, они ехали в медовый месяц в Москву.
Я осторожно перевернулся на живот. Молодая женщина попросила мужа выйти из купе, затем, чтобы переодеться.
Я лежал и не шевелился, чтобы не испугать эту женщину. Она подняла глаза и все-таки увидела меня.
Спросила, улыбаясь:
-«Заяц»?
-Да.
- Отвернись «заяц».
Я отвернулся, через несколько минут она пригласила мужа и сказала:
-«Заяц», рассказывай.
Я в нескольких словах объяснил им всё, сказал:
-В соседнем вагоне едут мои однокашники.
В общем улеглись.
Женщина молодая на нижней полке, муж её над ней на верхней полке, азербайджанец на нижней полке, над ним на верхней полке его помидоры.
Их у него было почему-то много.
Может, заплатил проводницам за место.
Я уже так устал и, честно говоря, заснул в этой нише.
Разбудил меня свет от лампочки из коридора. Т.е. дверь в купе открылась, слышу тихий разговор:
-Лезь, наверх, сейчас я принесу матрас.
Смотрю, ко мне на полку лезет девчонка, проводница уже ушла, когда её голова сравнялась с уровнем моей ниши, она увидела меня и очень испугалась.
Я одной рукой взял её за шею, другой закрыл ей рот ладонью и затянул её к себе в нишу и говорю:
- Не бойся, я тоже «заяц» из Воронежа.
Она рассмеялась:
-Я тоже из Воронежа.
Лежим рядом друг с другом. Проводница принесла матрас. Просит её слезть, чтобы постелить его.
Я говорю девчонке:
-Скажи проводнице, что ты сама его постелешь, отпусти проводницу. Она так и сделала.
Лежим с ней на матрасе вдвоём, настолько всё хорошо и рассказываем друг другу, кто есть кто. Земляки оказались.
 А в это время молодая пара проснулись, смеются и разговаривают на своём языке. Потом женщина спрашивает на русском языке:
-Эй, молодежь, у кого медовый месяц, у вас или у нас?
В общем ,ночь прошла.
Утром мы с девчонкой (девчонка закончила в Воронеже  институт и по распределению попала в Баку) договорились встретиться ближе к ночи. И я перешел в соседний вагон, где со своими ребятами проехал весь день, играя с ними в шахматы.
Уже поздно вечером я вернулся в свой вагон, залез опять в нишу, лежу на матрасе, все заснули и незаметно заснул и я.
 А ночью проводница пришла за матрасом, на котором я спал. Дернула за матрас, а я на нём. Так я, как «заяц» попался. Она меня заставила вылезти из ниши и через весь вагон провела меня к своему служебному купе,- стояла девчонка, и я спросил её:
-Что же ты меня не предупредила, что проводница нашла тебе место?
-Не сообразила.
И потупила глаза.
Проводница закрыла меня в тамбуре. Передо мной только электровоз, который нас везёт. Железнодорожный ключ я оставил днём у Валеры Чернышева. Через два-три часа утром  мы в Воронеже. Поезд остановился на вокзале. Я стою в тамбуре, жду, что будет.
Открывается дверь, стоят Валера Чернышев и Фома. Валера говорит:
-Пошли.
-Сейчас проводница приведёт милицию, разберемся -  отвечаю я.
Валера:
-Пошли.
-Ну, пошли.
Вторая проводница попыталась не пустить меня в дверь. Она маленькая была. Я спереди взял её подмышки и поставил в тамбур и закрыл дверь на ключ.
Вышли из вагона, какая радость была, что я в своем родном Воронеже. Солнце, утро, класс.
Прошел месяц, телеграммы с Алят так и не было. Мы втроем сели у В. Чернышева за стол и я своей рукой написал в газету «Комсомольская правда».
Письмо начиналось так:
«Мы, молодые специалисты, строители коммунизма, не можем приступить к работе по причине» и т.д.
Через неделю я пришёл в свой техникум. Зашёл в канцелярию. ВСТРЕТИЛСЯ С СЕКРЕТАРЁМ ДИРЕКТОРА Анной Павловной.
 Рассказал ей, как обстоят дела.
 Анна Павловна выслушала и посоветовала мне ехать в Москву, в МПС.
-Вася, я тебя давно знаю, твой язык тебя до Киева доведёт.
Приезжаю домой, прошу у мамы денег на билет до Москвы и обратно. Мама отвечает:
-Вася, я тебя выучила,- всё, как хочешь, так и решай свои проблемы. У меня есть еще сын младший.
 Мама была инвалид II группы, и получала пенсию на этой группе копейки.
Отец один работал и платил ссуду за дом.
Пошёл я на работу («биржу») негласную. Взяли меня на мелькомбинат.
Мешки с мукой по 65 кг таскать - во мне самом столько было.
Грузить надо было вагон крытый 65 тонн. В вагоне четверо, а вверху,  на складе двое. Эти двое бросают один мешок по эстакаде вниз. Так детишки катаются по горке.
 Внизу стоит стол, на уровне плеча, на этом столе лежит мешок 65 кг, сверху  летит мешок, толкает мешок, лежащий на столе.
Грузчик стоит и подставляет плечо, мешок садится на плечо и грузчик с мешком побежал  в конец вагона укладывает его и бежит назад.
 Тот мешок, который прилетел сверху, лежит на столе, ждёт, когда прилетит следующий мешок, чтобы опять попасть на плечо следующему грузчику. Получается на человека 16 тонн 250 кг или 250 мешков по 65 кг.
Платили за это по 17 рублей, по 2 рубля отдавали неработающему работодателю. Оставалось 15 рублей. Три дня я походил, билет плацкарта стоил от 8 до 10 рублей в один конец.
Пришёл к своим ребятам Фоме  и Валере Чернышеву, предлагаю ехать со мной. Они резко отказываются ехать со мной в Москву, меня это поразило на всю жизнь. Из поезда меня вытаскивать не боялись, а здесь забоялись. Их уже давно нет, очень давно. Хорошие были ребята.
В Москву я поехал один.
В МПС (Министерство путей сообщения) я приехал утром, тогда была остановка «Лермонтова» в метро.
Зашёл в МПС. По центру стоит охранник в форме, с кобурой. Подхожу к нему, достаю паспорт, называю себя:
-Я приехал из Воронежа к начальнику отдела кадров  МПС по молодым специалистам, Виктору Николаевичу (фамилию сейчас не помню).
Охранник сказал мне, как идти к его кабинету. Кабинет был на первом этаже, очень широкий коридор, с одной стороны были окна. Зашёл в кабинет, с разрешения работника, который находился в кабинете и сидел за одним столом. За вторым столом не было никого.
Спросил:
-А где Виктор Михайлович?
-Сейчас подойдёт.
Вышел в светлый коридор, стою у окна. Вскоре вижу он идёт. Иду ему навстречу.
-Здравствуйте, Виктор Николаевич.
Он остановился.
-Что-то личность знакомая?
Отвечаю ему:
-В Баку мы трое у Вас отпрашивались уехать в Воронеж.
-Точно, всё,  вспомнил. Следуй за мной.
Заходим с ним в его кабинет, он достаёт документы и спрашивает:
-Кто написал в «Комсомольскую правду» это письмо? «Мы молодые строители коммунизма»
Отвечаю:
-Я.
-Молодец, не струсил, что хочешь?
-Работать в  рефрижираторном депо в г. Георгиу Деж. (Сейчас г. Лиски)
Это у нас под Воронежем в 100 км.
Он поднимает трубку телефона и просит соединить с Нач. Отдела кадров Юго-Восточной железной дороги. Через минуту: (ЮВЖД)
-Можете мне помочь устроить на работу в реф. депо ВЧД-5 молодого специалиста?
Через минуту кладёт трубку и мне говорит:
- Едешь домой, берешь три справки: первая, что работает один отец с зарплатой такой-то, вторая, что младший брат учится в техникуме, третья справка, что мать инвалид II группы. Всё это отправляешь  заказным письмом на моё имя.
Спрашиваю:
-Виктор Николаевич, мы ведь были втроём, ребятам тоже нужна работа?
-Ты приехал один, ты и получишь работу. Всё, а ребятам переда й, чтобы они ехали в Баку. Жду твоего письма.
На следующий день я приехал в Воронеж. Папу, маму и брата попросил взять справки, а сам поехал опять грузить вагоны с мукой.
Через три-четыре дня , я со справками на самолёте прилетел в Москву, точно по предыдущему сценарию жду Виктора Николаевича в коридоре МПС возле его кабинета. Он идёт. Я похожу и говорю:
-Виктор Николаевич, я прилетел, вот справки.
-Ты что миллионер?
-Будущий.
-Хорошо, давай справки, сейчас съезди, посмотри «Лужники», а в 15-00 приедешь сюда.
Поехал, по Москве побродил, в «Лужники» также ездил.
В15-00 был опять в коридоре, и опять ждал Виктора Николаевича.
Он идёт и показывает рукой, чтобы я зашёл в другой кабинет и подписал своё новое направление в Георгиу Деж.
Я зашёл, работница подаёт мне новое направление- расписываюсь.
Захожу в кабинет Виктора Николаевича, искренне благодарю.
Его ответ:
-Пошёл…., и строй свой коммунизм.
Всю жизнь я его вспоминаю и благодарю. И перед своей смертью я его вспомню добрым словом.
 Итак, я приехал в Воронеж, утром пошёл в ЮВЖД, зашёл в приёмную Начальника отдела кадров ЮВЖД Стоянова. Секретарь красавица взяла мои документы, зашла в кабинет и тут же вышла с направлением в Лиски ВЧД-5 Реф.депо.
Электричкой через два часа я был уже в Лисках, нашёл депо и пошёл к начальнику отдела кадров ВЧД-5, Марии Григорьевне Колесниковой.
Всё, что я буду говорить дальше, это было как вчера.
Её вопрос ошеломил меня:
-А Стоянов посоветовался с Кувшиновым?
Кувшинов Л.Ф. был начальником реф. депо.
-А разве начальник отдела кадров ЮВЖД обязан советоваться?
-До свиданья. – Это Мария Григорьевна мне.
 Ехать в Воронеж было не на чем.
Если электричкой, то приеду к концу рабочего дня в ЮВЖД.
Иду на станцию, спрашиваю рабочих:
-Какой товарный поезд сейчас пойдёт в Воронеж?
Они показывают, на каком пути стоит товарняк, я бегу к нему, а он начинает движение. Жду любой вагон, на котором есть тормозная площадка, что бы прыгнуть на ходу. Поезд набирает ход, наконец, вижу такой вагон с  тормозной площадкой. Бегу рядом и, взявшись за поручни, пытаюсь прыгнуть ногами на порожки. Поручни были в солярке и покрыты пылью. Руки скользят по поручням вниз. Ноги  ползут по земле, руками пытаюсь уже схватиться за порожки и подтянуться на руках, смотрю поезд выходит на стрелку, брошу руки - затянет под поезд, не брошу- по стрелкам размажет. Один выход- подтянуться на руках по порожкам. Рабочие, которые стояли и всё это видели, ничем мне помочь не могли, женщины верещали. И всё-таки я подтянулся на руках. Сам не знаю как.
Брюки ниже колен в полосы, мои модельные туфли-вдрызг.
Доехал до Воронежа, зашел в приёмную к красавице секретарю.
Сцена немая.
-Что случилось?
Отвечаю:
Ваш Стоянов не посоветовался с Кувшиновым.
-Что Выговорите? Вы понимаете, кто есть кто?
-Это не я говорю, а Мария Григорьевна.
-А кто это?
-Это начальник отдела кадров ВЧД-5 (реф. Депо)
Секретарь красавица берёт мои документы, заходит к Стоянову. Объясняет ему ситуацию. Выходит, и дверь в кабинет оставляет специально открытой, и даёт мне понять, что бы я слышал весь разговор.
Дословно было так:
Стоянов:
-Соедините с ВЧД-5, Колесниковой.(телефоны на железной дороге свои, не городские)
- Мария Григорьевна, Стоянов говорит.
Если завтра молодой специалист, которому я сегодня подписал направление, не уедет в командировку, то напишите мне заявление по собственному желанию.
Секретарь зашла к нему в кабинет, вынесла мои документы и спросила:
-Вы всё поняли?
-Понял.
На следующий день в 8-00 я был рядом с кабинетом Колесниковой. Народу было очень много к ней на приём. Все хотели устроиться на такую работу, особенно жители Георгиу Деж. Работы больше не было. В Воронеже можно было найти работу, а там нет.
Мария Григорьевна увидела меня, вышла из кабинета и язвительно сказала:
Товарищи, приехал молодой специалист, сегодня я никого не принимаю.
 В 13-00 я оформился с бригадой, и первый раз поехал в командировку. Фома и Валера Чернышев поехали в Баку.
Всё это происходило в сентябре 1971 года.
Работа моя была такая: два месяца я в командировке, а два месяца отдыхаю дома. Ребята в Баку до мая месяца 1972 года так и не поехали в командировки, их было около 30 человек. Работали они осмотрщиками вагонов. В мая 1972 г. Их призвали в Вооруженные силы. И вместо азербайджанцев послали их всех служить  в морфлот на Камчатку на три  года.
 А меня в мае 1972 года тоже призвали. И послали служить на 2 года в Баку, и вообще на Кавказ-там тепло.
После армии в мае 1974 года я вернулся  домой в Воронеж, через месяц приехал устраиваться на прежнее место работы в ВЧД-5 Георгиу Деж.
 Мария Григорьевна Колесникова уже не работала, потом я узнал, что она была женой районного прокурора. И ни одного дня ей не дали работать, как только у нее наступил пенсионный возраст. Вместо неё работала Мария Алексеевна Неумывакина, которая также заканчивала мой техникум, только чуть раньше.
Все эти события происходили, когда мне было 19 лет и в Советское время. (Продолжение будет)