Вниз по течению

Валентина Гусева -Рыбакова
Предисловие к рассказу «Вниз по течению»

Дело было летом, я только что закончила рассказ и бездельничала,  сидя у палисадника под сиренью и рассматривая сорванную сиреневую кисть.  Вот если найду пятилепестковый цветок, -загадала я, - то в голову мне придет интересная тема для моего нового рассказа. И нашла.   Только не  пять лепестков было у цветка, а целых восемь.  Значит, рассказ будет очень оригинальный, обрадовалась я, сжевала цветок и стала ждать тему.
Ждать мне пришлось не очень долго.
Вижу, по улице в мою сторону идут  один за другим  двое. И что-то несут. Когда первый поравнялся со  мной, я увидела, что это  был довольно-таки молодой бомжеватого вида мужчина с охапкой металлолома в руках.  Он постоянно оглядывался на женщину, тащившуюся метрах в  20-и от него и, поджидая, орал на нее. Женщина сердито отвечала матом. Она тоже несла какое-то  вываливающееся у нее из рук железо. Она наклонялась, подбирала какие-то выпавшие железные  трубки и детали, пыталась догнать мужчину, а у нее снова все падало и падало. Мужчина, наконец, зло выругался и, не оборачиваясь больше,  быстро пошел в сторону приемного пункта, который был уже близко.
Перед моим домом у женщины рассыпалась вся охапка. Я пригласила ее отдохнуть.  На мой громкий оклик «девушка», она как-то  испуганно недоверчиво оглянулась на меня, вроде бы даже вздрогнула, выронила еще какую-то железку, бросила всю охапку на обочину и подошла. Ее действительно можно было бы назвать девушкой,  если бы не неряшливая одежда,  неприбранные волосы и испитое лицо алкоголички.
«Вынеси мне хлеба»,- неожиданно и сразу сказала она мне.  Я вбежала в дом, побросала из холодильника в пакет что попало и отдала ей. Поблагодарив, она улыбнулась  и сказала, что  никто уже давно не окликал ее девушкой, все –«эй, тетка». А то еще и хуже. «А как хуже?» Ну,  шалава». « Потому что  пьете», - сказала я ей. «А как вас звать?»   Она сказала – Танька, потом поправилась – Таня.  И сразу: «У тебя не будет 50 рублей на сигареты?»  Я вынесла.  Таня подобрала металлолом и , матерясь,  потащила его дальше.
 «А вот тебе и тема  для рассказа,» - глядя ей в след, вдруг  подумала я .   Почему бы мне не написать рассказ  об этой Тане? Где и как она живет, отчего спилась, кто ей этот мужчина? Интересный же рассказ может получиться. Я стала ждать,  когда они пройдут обратно, но они так и не прошли.
 Тем не менее, меня не оставляла мысль узнать побольше об  этой  Тане и написать о ней рассказ. Самое сложное – узнать,  где она живет. Но оказалось, что это не было самым сложным.  Танька  оказывается  была знаменитостью в нашем  районе и я без особого труда нашла дом этих двоих. Дом был на замке, но его внешние данные уже дали мне материал  для характеристики героини. В одном окне вместо  стекла – фанера, в палисаднике в нескольких местах выломан штакетник, в до предела запущенном огороде – часть забора упала. На  веранде одна рама выломана, в остальных выбиты почти все стекла.  Кроме того, довольно-таки ценный материал для рассказа мне предоставили соседи.  Они поинтересовались, зачем мне нужна Танька, и, узнав, что я хочу отдать ей ненужные мне вещи, безнадежно осуждающе махнули рукой. « Бесполезно, - сказала соседка,-  сколько мы ей давали, она не берегла, все «спускала». «Нам она во как надоела, - сказала другая – Наглая попрошайка и пьяница. А работать не хотят.  Видите, дрова год лежат не пилены. Пьют, дерутся. Танька-то не жена хозяину, сожительница. Жена ушла. А эту то примет, то выгонит. Так и живут».  Через несколько  дней я снова  пошла к этому дому , чтобы познакомиться с Танькой поближе,  а заодно  предложить ей кой какую одежду и обувь. Дверь открыл хозяин, но меня не впустил, а позвал  Таню. Она, стоя на пороге, выслушала , а когда вспомнила меня , подошла и мы договорились о времени прихода ко мне.  Когда я уходила, она попросила  50 рублей на сигареты. Я дала. На следующий день она пришла во-время. Я  ее накормила ( она  была здорово голодна) , кое что поспрашивала ее, но Танька была не очень разговорчива,  вещи не стала рассматривать, решила забрать все и попросила веревку. Зачем? – спросила я. « Чтобы связать.»  Я дала ей два больших пакета, а шубу она  надела на себя.  Стоял жаркий июнь. Уходя она попросила « хоть  20 рублей на сигареты». Я дала. Таким образом, материала у меня уже поднакопилось, но  меня заинтересовало, почему они не пустили меня в дом. На следующий день я набрала еще  кое каких тряпок и снова пошла к моим новым знакомым. На этот раз дверь была нараспашку и я вошла. Я не буду описывать , что я там увидела,  скажу только что было хуже, чем я думала. Но меня встретили приветливо. Сесть было не на что, и я распрощалась. В  дверях Таня попросила  рублей 20 на сигареты. У меня с собой денег не было и я сказала,  чтобы зашла завтра. Мне хотелось узнать, как Таня дошла до такой жизни,  с чего все началось.  А чтобы она была более разговорчивой, я решила угостить ее вином. Я ее покормила, она  была опять очень голодна. Но с вином я, вероятно, переборщила,  потому что Таня стала  заливать такое… В основном, она похвалялась мужчинами, которые ее любили. Уважаемые  люди областного  города   вставали перед ней на колени в ресторане и просили ее руки, но она ни кого не любила и от их  приставаний сбежала в наш маленький городок. И сейчас только свистни, сказала Танька,  и они будут у ее ног. А  вообще- то, кто знает,  что-то симпатичное в ее лице еще проглядывало. Уходя, она попросила 50 рублей на сигареты и что-нибудь с собой. Я дала. В калитке Танька сказала, что теперь будем общаться, от чего сердце мое чуть дрогнуло. После ее посещения я долго проветривала комнату.
 Знакомство  с Танькой было мне не очень приятно. Она вызывала во мне сложные чувства.  Порой омерзение. А порой и жалость. Неужели никто не может ей помочь.  И я подумала – может. мне рассказ написать для нее. Написать так, чтобы она увидела как бы со стороны весь ужас своего существования.  И , может, задумалась бы. Ведь она как-то обмолвилась, что неплохо бы полечиться.  А ведь ей еще только  тридцать. И она далеко не дура. Мне кажется в ней дремлет хороший психолог. Например, Танька  сообразила,  сколько у меня можно просить денег, чтобы я не отказала. Не 100 и не больше, а 50  или 20. И я не отказывала.
После того, как я узнала, что до бесчувствия пьяную Таньку периодически подбирает полиция  и помещает в изолятор (камеру-одиночку) , мне захотелось отразить эти моменты ее жизни в рассказе. Но, чтобы отразить это художественно, я должна была познакомиться с помещением и условиями содержания в нем. И я пошла в дежурную часть полиции.  Я заглянула в окошечко дежурного помещения и изложила свою просьбу,  честно сказав, что пишу  рассказ о вашей подопечной, и мне  нужны сведения о ней а также посмотреть помещение, где ее содержат.
«Как же, знаем  такую, - вздохнула  женщина – участковый инспектор, - частый гость она у нас. А более подробно  вот эти ребята о ней расскажут».  И она кивнула в сторону двух молодых полицейских . Увидев, как ребята понимающе  ухмыльнулись друг другу и цинично захохотали,  я перевела разговор на осмотр изолятора. Все сразу посерьезнели и сказали, что вход посторонним в камеры категорически запрещен. Эти помещения только для преступников.  Я продолжала настаивать и, видя, что от меня не отвязаться, отправили к начальнику полиции. Пока я поднималась на второй этаж, начальнику , видимо сообщили по телефону о причине моего посещения,  потому что он не удивился моей просьбе и заявил что  - нельзя. Неужели ни при каких обстоятельствах нельзя, -  разочарованно произнесла я .  «Ну только, если совершите убийство, - сказал он. «А если я напьюсь или  раздерусь? – спросила я.  «Тогда только штраф». Почему Таньке можно, а мне нельзя?» А она штраф не платит, не с чего. Поэтому и сажаем ее на двое суток.» Тогда придется мне описать помещение со слов Таньки»,-  вздохнула я. «А вы мне принесите рассказик-то посмотреть». На этом и расстались.
 Когда я спустилась вниз, там был какой-то переполох,  двери камер были раскрыты, из одной выбежал дежурный со шваброй и ведром. «Не разрешил, - вроде как с облегчением, кладя телефонную трубку, кивнула участковый инспектор дежурному. Тот досадливо сплюнул,  кидая швабру и ведро в угол. « Выпусти ее, -  кивнула инспектор на меня. Прежде чем выйти,  я пообещала дать им почитать черновик рассказа. «Мне первой», сказала инспектор. И меня почти вытолкали на улицу.
Рассказ подходил к концу, но перечитав его, я осталась  им не  довольна.  У меня не получилось художественного образа Таньки. Я вспомнила,  как пишут  рассказы мои любимые писатели, Бунин, Чехов, Казаков. Они глубоко знают то, о чем пишут.  Вот, например, Ю. Казаков.  Почему его рассказы так глубоки,  так любимы  читателем, так близки ему, так трогают его душу?   Да потому что он пишет в своих рассказах о том,  что знал и пережил сам. Почему он так впечатляюще писал об охоте, о природе.  Да потому что сам был страстным охотником, и то, о чем он писал, он знал изнутри, То есть, он не только увидел, но и прочувствовал это.  А я?  Как могла  я создать  художественный  образ  пьяного,  опустившегося человека, если я не знала его жизни изнутри, не прочувствовала его состояние. И я вдруг подумала.  А не  предложить ли мне  написать  рассказ о жизни  Таньки самой Таньке.  Может, это занятие заставит ее задуматься.  А чтобы она не отказалась, я предложу ей деньги.              Нет, телепатия, видимо, действительно  существует -  только я об этом подумала,  как в  ворота постучали. Так стучала только Танька. Разговор с ней был  жесткий и  короткий.  Я предложила ей письменно  изложить историю ее жизни.  Подробно и не врать.  И принести мне. - Пусть это будет художественный рассказ, -  сказала я – ты умная, ты сможешь.  И чтобы конец был трагический. Поняла? - Поняла, -  сказала ошарашенная Танька. - Возьми  бумагу и ручку – показала ей на стол. Она взяла ручку и один лист бумаги.-  За каждый лист правды я плачу тебе по 100 рублей.  Она взяла пять листов.  Затем посмотрела на меня и взяла еще пять.
 Танька пришла ко мне  недели через две  и молча положила передо мной тетрадку. Я открыла ее.  Тетрадка была исписана от начала до конца. После этого между нами состоялся такой диалог. 
-А где мои десять  листов? – спросила я.
-Игорь  сжег.
--Почему?
-Потому что там была правда.
-А тетрадку почему не сжег?
-Я ушла от него, писала у Гальки. Тут  все - правда. Кроме конца.
 Прочитав тетрадку,  я дала ей две купюры по  500р.  Она взяла одну.  И сказала:  «С получки верну».
-С какой получки, - удивилась я.
-Уже два дня работаю.
-Где?
-Неважно.
После ее ухода я перепечатала рассказ и, почти ничего не меняя, переправила его  в один престижный журнал. Обещали напечатать.  Рассказ называется «Вниз по течению»


    Вниз по  течению.        В. Гусева               
          
                Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто  духом упал. (пословица)
Кто-то бухает кулаком во входную дверь. Или это  стучит у нее в голове. Любка с  трудом открывает мутные глаза. Тяжело садится на кровать. Сильно болит голова. Стучит в висках.  Стучат и в дверь, кажется ,сапогом.  Любка морщится, оглядывает неприбранную комнату , ищет одежду. Почему-то на стуле ее нет. Оказывается, она спала не раздеваясь. Со стороны  неубранного стола доносится стон и ругань. Это просыпается перевыпивший вчера  Игорь. Он  сонно грозит кому-то, пытается подняться из-за стола, но снова тяжело шлепается на табуретку.  Задетая его ногами бутылка катится из-под стола к входной двери.  За ней уже никто не стучит.  На звук катящейся бутылки из кухни неслышно появляется тощий полосатый котенок. Он провожает бутылку глазами.,  подходит к столу, запрыгивает на него.  Обнюхивает чашки, фыркает, лижет пустую сковородку. Пищит,  спрыгивает со стола, бежит к  Любке.   Любка гладит его, котенок начинает потихоньку мурлыкать. Любка вздыхает, кладет котенка на кровать, прикрывает своим трепаным одеялом, подходит к столу, берет большой чайник и долго жадно пьет. Снова садится на кровать.  Долго сидит неподвижно, сжав голову  руками. В голове мутные тоскливые мысли. Она опять напилась. Подружка Галя уже два месяца не пьет, нашла работу, жизнерадостная такая стала, хвасталась Любке, что  запретила себе даже ругаться матом. Вот, говорит, еще курить бы  бросить и тогда,  может, осуществиться мечта выйти замуж за  одного очень порядочного человека. Он не пьет и не курит.  Но пока бросить курить не получается. Советует и Любке бросить пить , уйти от Игоря,  ехать подлечиться в областной наркоцентр, коль сама не можешь справиться.  «Да возьми ты себя в руки,»- ругает она помрачневшую Любку. Не получается у Любки  взять себя в руки. Несет ее куда-то  все дальше и дальше, все глубже и глубже. Как тогда в детстве на речке.
Любке вспоминается случай из ее далекой детской жизни. 
Среди ватаги таких же,  как она, ребятишек Любка бежит на речку. Жарко палит солнце.  Сбросив на ходу легкие сарафаны- рубашонки  все с разбегу бултыхаются в воду. Любка еще не умеет плавать, но также вместе со всеми  бежит в обжигающей тело холодной воде все дальше и дальше от берега. Все глубже и  глубже. Ноги ее уже не чувствуют дна, а ей весело, легко, и быстрое  течение несет ее вместе со всеми. Любка оглядывается:  берег далеко, а вода тащит ее куда-то  все быстрее и быстрее. Она  пытается сопротивляться, ей становится страшно, не хватает воздуха, она захлебывается,  кричит…
Очнулась Любка уже на берегу.  Вокруг растерянные , нет,  уже хохочущие друзья.  Ругают ее: « Куда ты полезла, дура!»
 В это лето она научилась плавать.
«Вот также и в моей сегодняшней бестолковой жизни,-  глядя на неубранный стол и сопящего за ним Игоря, думает Любка, -  тащит  меня по легким волнам пьянки  все дальше и дальше,  все глубже и глубже и  не видно уже берега,  и нет уже сил сопротивляться. И  никто не крикнет ей: « куда ты полезла, дура!»
Хотя как это никто не крикнет, а подруга Галя,  а  Татьяна Александровна, участковый инспектор. Сколько раз она с ней беседовала, выпуская ее из вытрезвителя. «  Ты же умница, Люба,  отличницей в школе была, бросишь пить, учиться заочно будешь,   работу найдешь, большим человеком станешь.»
Выслушивает всех Люба, соглашается со всеми, слово всем и себе дает,  вроде бы и собирается воспрянуть духом.  И не пьет несколько дней, хотя так хочется выпить, и так мучительно ходить трезвой. Какая там работа, о которой все твердят. Руки дрожат, глаза ни на что не смотрят и в первую очередь на  Игоря, которого уговорила тоже не пить , но хватило его только на два дня, после чего так где-то набрался,  что в ответ на Любкино замечание  запустил в нее сапогом, а после этого последовала обычная брань  с изысканными эпитетами в ее адрес и с пожеланием убраться из его « плохого» дома в свой «хороший».
Любка вспомнила свой дом, мимо которого недавно решилась пройти.  Нет, она не остановилась, но и боковым зрением  видела черные провалы окон с  выбитыми стеклами, жалкие  обломки заросшего бурьяном палисадника, страшный дверной проем со снятой кем-то дверью и полурухнувшую крышу. Со щемящей болью  в сердце прошла она мимо дома   не останавливаясь  , да и стыдно было остановиться – вдруг, не дай бог, соседи увидят ее такую – в истрепанном пальто, из милости данном  кем-то, которое она подпоясывала  ремнем Игоря, потому что молния не застегивалась, в  дырявых  сапогах. Разве такую они знали ее.
Любкины воспоминания  прерывает окрик проснувшегося  Игоря: « Затопи печку ,- крикнул он,- холодно!»  « Дров принеси, лодырь»,- ответила Любка. Но  оба вспомнили, что дрова-то надо еще пилить. Как-то по осени по заказу  матери Игоря привезли им машину пиленого горбыля. Да так он и лежит под снегом. Надо печку истопить, выйдут, счистят снег, попилят немного, на день – два хватит,  и ладно.  А чтобы все распилить, как-то не выходит. Как-то не выходит и выбитое, закрытое фанерой  стекло вставить. « Ты выбила, ты и вставляй», - назидательно говорит Любке Игорь.  «Драться будешь и остальные выбью»,- сердито отвечает Любка. Поспорят они, поругаются и дальше живут с разбитыми стеклами, с заросшим огородом, с выломанными досками у палисадника, с осуждающими взглядами соседей.

У Игоря была семья, но год назад  жена ушла от него, забрав  детей и выделив ему комнату, в которую он и привел Любку. Недружно жили они с Любкой, то выгонит Игорь ее , то снова  примет. Что-то все же держало их рядом, не давая  расстаться.  Может, что-то родственное чувствовали они друг в друге или просто  вместе заглушали тревогу своей неразумной жизни, как заглушал ее дрянной спирт, на который они перешли. Хотя и принял ее Игорь, но пить они не перестали.  Смутно представляемую трезвую  жизнь они отложили  на далекое потом.  И она, эта жизнь, становилась  все призрачней, все несбыточней,  пожалуй, уж где-то в другом измерении. Жили на случайные заработки.  Чаще всего это была колка и уборка дров. Иногда Любку звали  помочь  посадить картошку,  поклеить обои,  принести воды или дров,  скосить траву у дома.  Соседи уже знали, что она это делала быстро и умело, знали также – много ей можно не платить. А куда она денется.  Поэтому чаще  просто кормили и совали что-нибудь с собой -  прокисшее варенье,  вздувшуюся банку позапрошлогодних соленых огурцов, залежавшийся батон или черствую буханку хлеба. Иногда приходила  мать Игоря , кидала  на стол  какой-нибудь еды,  проходила на кухню, ахала, ругала за кавардак в квартире. Игорь просил денег, но денег она не давала, ругала его и Любку, умоляла жить как люди и ,плача,  уходила.   
Сердобольные люди давали Любке кой-какую  одежду  и обувь, посылали в соцзащиту, куда горожане валом валили все ненужное.  Любку одевали, читая ей наставления.  Но она ничего не берегла , не стирала, как говорили, все «спускала» и снова появлялась на улице в таком виде,  что проходящие мимо  мужики презрительно сплевывали,  а женщины  брезгливо,  осуждающе оборачивались  и хихикали между собой.

Так прошла полуголодная, полухолодная зима. Весна принесла крупицу счастья  в ее  безалаберную ненадежную  жизнь и наметила, было, поворот  к другой, толковой жизни, которая еще чуть брезжила  в Любкином затуманенном сознании. Приближалась пасха, в квартирах наводили порядок, и, бывало, что на свалку, образовавшуюся у гаражей,  выбрасывали  довольно-таки приличную утварь.  Любке тоже хотелось навести порядок да и  Игорь матерился : « Что за бардак ты развела, в дом не войти». И Любка искала, не выбросил ли кто  старый ковер или палас. Стульями-то они уже обзавелись, даже старое кресло со сломанными ножками приволокли. И Любка нет-нет да и пройдет мимо свалки. Вот и в этот раз она свернула к гаражам и увидела там котенка, маленького, тощего, костлявого. Котенок ожидающе смотрел на Любку  с мусорной кучи и  громко , жалобно пищал. Как она могла не взять его, пищащего, дрожащего, бегущего следом за ней. Она и посадила его к себе за пазуху. Правда, Игорь ругнулся – самим жрать нечего,  тем не менее , котенок остался у них жить. Любка в нем души не чаяла. У нее даже как-то изменилось выражение лица, стали более спокойными недоверчивые пугливые глаза. Особенно, когда она гладила котенка и он благодарно  мурлыкал у нее на груди. Может, он заменил ей ребенка, которого  она несколько лет назад оставила в роддоме. И Любка очень старалась не оставлять котенка голодным и вместо хлеба  просила у знакомых молока. Мурыга – назвала она его. Одна женщина обещала давать Любке  молоко, если та бросит пить. Любка пообещала и не пила , тем более, что работы по весне было много. То там, то там  на соседних  улицах  сгружали самосвалы дров, и Любка с Игорем нанимались их колоть и убирать. Работа была нелегкая, но платили хорошо,   а кто знал их,  кормили еще  обедом. И они, изголодавшиеся за зиму , были почти счастливы. Накупали впрок продуктов, Любка делала свою любимую селедку под шубой, а Игорь покупал водку. Любка возражать не смела. К водке всегда находились друзья. Такие же горемычные, неудачливые, опустившиеся. Каким-то чутьем узнавали они, что именно здесь  сегодня можно поживиться. Да ведь и Любка с Игорем,  бывало,  ходили по друзьям, чтобы выпить на халяву.
В этот день Любка помогла молочнице  убрать сено. Кроме молока она получила ведро картошки. В приподнятом настроении Любка  возвращалась домой. «Сейчас сварю   картошки,-  рассуждала дорогой Любка, - куплю селедки, может быть, даже сыра ( в заначке у нее  осталось немного денег)  и накормлю злого со вчерашнего похмелья муженька.  И еще раз попробую поговорить с ним о их будущей жизни, о том ,что они оба перестанут пить». Еще не войдя в дверь, она услышала в комнате громкий пьяный говор.  За голым столом, со сдвинутой на край немытой посудой сидел красный с посоловелыми глазами Игорь. А по другую сторону стола, стуча в грудь кулаком, что-то доказывал ему  их давнишний собутыльник, худой, небритый Леха,  приехавший недавно из туберкулезного диспансера. У Любки ослабли ноги, она спихнула с табуретки Лехину куртку, села у порога. «А заначка?» - вдруг спохватилась она,  увидев уже пустую бутылку под столом,  кусок колбасы на столе.  Она кинулась к шкафу:  карман праздничной  кофты, подаренной ей  молочницей,   был  расстегнут, денег там не было. Привычная тоска сдавила грудь. Напиться и мне что ли? Раньше Любка так и делала и  тоску сменяло тяжелое забытье.  Но  после встречи с  тетей Шурой,  которая  хорошо поговорила с ней, подарила кофту , накормила и  дала котенку молока,  Любка не пила уже больше месяца и не хотела сдаваться. «Буду держаться, - сказала она себе.-   Помою посуду, наведу порядок в комнате».  Между тем, спор за столом не утихал, перерастая в ссору, в возможную драку. Что нередко и бывало. Голодный  котенок вился у гостя  под ногами,  затем вскочил к нему на колени,  перебрался на стол и, схватив кусок колбасы,  хотел уже спрыгнуть со стола, но не успел.  Игорь,  ругнувшись, схватил его и со страшной силой  швырнул в сторону печки.  Котенок ударился об обитый железом угол печки, коротко вякнул, упал на пол и забился в судорогах. Когда  Любка  выбежала на писк котенка, он уже лежал неподвижно, только коротко и часто дергались его лапы. Схватив котенка и прижав его к груди, Любка завыла. У котенка откинулась голова,  закатились глаза, через пару минут лишь слегка подрагивали лапы да судорога пробегала по телу. Любка положила  котенка на кровать ,  схватила кочергу,   размахнулась,  вскрикнула и размозжила бы голову муженьку, но он перехватил кочергу,  вскочил из-за стола и сильно толкнул Любку. Любка упала. Леха, подхватив куртку, быстро ушел.  За ним выбежал и Игорь. Любка тяжело поднялась с пола,  посмотрела на мертвого котенка, подошла к столу и  равнодушно  выпила из стакана   мутные остатки какой- то гадости,  затем упала на кровать.    Она  долго и безнадежно плакала,  проклиная свою  неудавшуюся жизнь и не находя из нее выхода. Потом уснула.
Проснувшись на следующий день с   сильной головной болью,  она встала, завернула котенка в тряпочку, положила в полиэтиленоввый пакет   и пошла в сторону кладбища.  В лесу, недалеко от могил Любка   нашла ямку,  разрыла в ней мох,  разгребла руками желтый песок,  углубив ямку, положила в нее  пакет с котенком , засыпала его песком, затем мхом, сравняла ямку с землей и  уже хотела уходить, но вспомнила про собак.  Долго искала камень. Найдя его, положила на ямку. Домой идти не хотелось.  Стоял теплый августовский день.  Любка сняла  кофту , постелила ее  рядом с зарытым котенком. Легла на спину.   Над нею сквозь верхушки сосен голубело небо. Сосны тихо шумели.
 И то ли от  этой лесной тишины или от этого  высокого чистого голубого неба, а может быть, от  умиротворяющей тихой жизни леса  Любка вдруг ощутила  такое беспредельное одиночество, такую сдавливающую грудь тоску и жалость к себе,  что слезы брызнули у нее из глаз,  она зарылась лицом в жесткую траву и  зарыдала. Зарыдала горько и безутешно, сотрясаясь всем телом и хватая руками траву. 
Наплакавшись, она встала, вытрясла кофту,  судорожно вздохнула и не торопясь пошла домой. Игоря не было.  Любка бесцельно походила по комнате и снова легла на кровать.
Она лежала и думала.

 О чем?  Думала о многом. О детстве, о родителях. О своей неудавшейся жизни. Как она пришла к ней, с чего началось?  Ведь все было как у всех. Она очень хорошо училась в школе. Родители гордились ее успехами.  Правда, Любка не очень гордилась родителями. Мама не раз выходила замуж. Любкин отец был у нее уже третьим. И ревновал  к тем первым, хотя и не знал их. Особенно, когда выпивал. А выпивали они оба. Иногда, будучи совсем маленькой,  она просыпалась от громкого крика родителей. Любке становилось очень тоскливо и одиноко. Она брала из- под подушки  свою плюшевую ворону- каркушу,  обнимала ее и, гладя  ее мягкие крылышки, шептала: « Сделай так, чтобы  папа с мамой помирились.  Тогда я возьму тебя с собой гулять,  посажу высоко на дерево и отпущу полетать».  Каркуша соглашалась и, Любка , засыпая, уже не слышала  грохота летящей в маму табуретки, засыпая, думала,  почему у других на столе красивая скатерть, на полу такой пушистый ковер, и почему  Наташкины родители, когда она приходила к Наташке,  называли Любку « бедная девочка».
Любка любила школу, там ей было хорошо и спокойно, уроки учила в продленке,  окончила школу  без троек. Родители хотели,  чтобы она шла по стопам матери учиться на ветеринарного фельдшера и  жила бы во время  учебы  в областном городе у тетки. « Квартиру или общежитие,- сказала  ей мать, - мы  оплатить не можем. Сама знаешь,   только на « клюкве» да на «корзинах» и держимся. Зарабатывали родители, действительно, немного.  Мать не доработала до пенсии, она была уволена из ветлечебницы за частое появление на работе в нетрезвом виде. Отец  ранее работал в деревне трактористом, но когда колхоз развалился,  стал зарабатывать клюквой и плетением корзин. Корзины получались у него мастерские,  отец обучил этому мастерству и дочь и обещал помогать ей в учебе.  А Любка хоть и любила животных, но еще больше любила  литературу, читала много, и хотелось ей  поступить в институт на филологический. Но смолчала, чтобы мама не скандалила,  и  поехала, куда велели. И быть бы Любке ветеринаром,  да было в ее характере какое-то  своеволие или непредсказуемость в принятии решений и еще легкая их переменчивость. Это и провело ее мимо зоотехнического факультета  и остановило у двери с надписью « филологический» .Здесь дрогнуло ее сердце, она проскользнула в аудиторию вместе с другими оробелыми абитуриентами и облегченно вздохнула.  Но так как летом не готовилась, надеясь на свои хорошие знания, то не прошла по конкурсу. Домой решила не ехать , а устроиться на работу и понемногу готовиться  к поступлению на филолога  на следующий год.  Тетка не возражала.  Любку взяли на работу горничной в гостиницу. Д а и как ее не взять, симпатичную, застенчивую, не -накрашенную , да еще из провинции,  значит, неизбалованную. А  подружку ее, тоже не поступившую, взяли посудомойкой в гостиничный ресторан.
И началась у Любки новая жизнь.
Работа горничной оказалась  не очень обременительной. Любка с ней легко справлялась. У нее оказались свободными вечера,  которые она решила посвятить  подготовке в вуз.  Правда, это решение все откладывалось: то  подружка придет, на танцы пригласит, или в «свой» ресторан, бесплатно ее обедом накормит, со своими дружками познакомит. Заметила подружка Света , что посетители гостиничного  ресторана   заглядываются  на Любку.  «Смотри, как вылупился на тебя вон тот  со столика у окна», - говорит она Любке. И как на нее не вылупиться, если было в Любке, кроме  скромности и тоненькой стройной фигуры, нечто, что привлекало к ней внимание мужчин. Это нечто были ее глаза,  особенные, темные, широко распахнутые с голубыми , а не белыми, как у всех, белками. И еще застенчивые.  Все девчонки в школе удивлялись  этим глазам. И она это знала.   И от нее не ускользали внимательные взгляды мужчин. И этот, что за столиком у окна, пригласил ее на танец.  А затем попросил сесть за его столик:  скучно ему, из другого города он, в командировке,  никого здесь не знает.  Любка и села.  А угостил он ее вином с таким названием, которое запомнилось ей навсегда и которым хвасталась она потом перед своими подругами.  Мартини – было это вино. Про вкус она не помнит, но  название – то какое - мартини. «А  у вас  мартини нет?»,- ,  предварительно узнав, что его нет,    небрежно буднично спрашивала Любка у официанта в своей будущей ресторанной жизни.
Этот  симпатичный с  тихим приятным голосом дяденька оказался жильцом комнаты, где Любка убиралась. И очень обрадовался, узнав об этом. Попросил сменить полотенце.  Любка сменила и… осталась у него ночевать.  Потому что «ну куда же вы пойдете так поздно,  да и тетку вашу тревожить нехорошо – спит уже». Да и то правда.  Да к тому же так дурманяще пахло от него сигаретами, когда он доверительно наклонялся к ней,  шепча на ушко комплименты и нежно поправляя ее волосы. У Любки голова кружилась от запаха этих явно дорогих сигарет. На следующую    ночь Любка снова  осталась у него.  И еще на следующую, пока не закончилась у Виталия командировка. Договорились перезваниваться. Тетка очень не довольна была ночевками Любки у «подруги». Видимо, догадывалась.  «Не по той дорожке пошла, племянница», - сурово говорила она ей. Но Любке не до  теткиных слов было:   телефон-то  Виталия оказался « недоступен»   И имени такого в гостиничном списке не оказалось. А фамилию не спросила. Подруга Света успокаивала  ее: «Брось ты  переживать из-за него, мне он сразу не понравился. Да и стар он для тебя. Не влюбилась же ты в него». А Любке казалось, что влюбилась. Но время шло, и образ интеллигентного  Виталия   стал стираться из памяти Любки. Она было решила уже сесть за учебники,  да помешал дружок Светкиного дружка,   который явно влюбился в Любку и буквально не давал ей прохода. На танцы в клуб вчетвером стали ходить. Здорово, оказывается, Дима танцует и до  теткиной  квартиры такую даль  не ленится проводить. И постепенно привыкла к нему Любка. Пожалуй, полюбила. И все бы хорошо, да через какое-то время почувствовала себя Любка какой-то нездоровой.  Тошнить ее от еды стало.  «Так ты хоть не беременная ли?», – догадалась тетка. Так оно и оказалось. Димка сразу слинял – зачем я чужого ребенка  буду воспитывать. «Да твой он, - пыталась урезонить Диму Светка,-  мы точно знаем. Жениться  тебе на ней надо». Но рассудительного Диму как ветром сдуло  в другой город.
Осталась Любка одна. Аборт делать тетка отсоветовала, сказала, чтобы ехала домой – пусть твоя мама     с малым нянчится. А то, я вижу, совсем они тебя     забросили и от безделья спились.       Наверное, действительно так, потому что  через некоторое время после этого разговора позвонила мать чтобы приезжала – умер отец. Выпил что-то не то, и сердце не выдержало Любка очень переживала смерть отца, хоть и выпивал он , но любила она его. Подолгу летом жила в его деревне. Подальше от крикливой матери.  За  ягодами, за грибами  по лесам, по болотам много  километров проходили. Лучше отца никто  не знал местные леса  И Любка любила лес.
Похоронив отца, Любка  в областной город не вернулась, на работу устраиваться не стала,  так как подходило время рожать. Договорились с  мамой, что рожать она будет  у тетки, ребенка оставит в роддоме. Не хочу, чтоб с таких лет ты матерью – одиночкой стала. Кому ты будешь с ребенком нужна?  - сказала мама. Любка, уяснив, что мать с ребенком возиться не будет,  согласилась. К тому же, она скучала в их захолустном городке и хотела еще пожить в большом  городе.   И не оставляла мысль об учебе. Родив Сашу и оставив его в роддоме, Любка хотела пожить у тетки, но та воспротивилась, и Любка вынуждена была вернуться домой.  В институт поступить она опоздала, надо было устраиваться на работу. Но горничные в их городке не требовались, к другой работе ее не тянуло и в ожидании приличной работы жила пока  у  матери,  а время проводила у подруги Гали, которая также не имела постоянной работы и жила на подвернувшиеся халтуры. Расставшись с гражданским  мужем,  Галя вела не очень серьезный образ жизни. Этот образ жизни напомнил Любке  прежнюю ресторанную жизнь, о которой она часто вспоминала , скучая дома и выслушивая надоевшие нотации матери. Освободившись от сына, Любка почувствовала свободу и какую-то легкость, легкость стрекозы или бабочки, которая , выпорхнув из тесной  темноты куколки и  расправив красивые крылья, перелетает с цветка на цветок,  не зная, где ей остановиться и какой цветок предпочесть. Таинственные соблазны ресторанной жизни привлекали Любку, и она,  как та бабочка, стала перелетать с цветка на цветок, от одного к другому, из ресторана в ресторан, увязая тонкими лапками все глубже и глубже в этом ядовитом нектаре. А время шло, проходил год за годом, одну временную работу Любка сменяла,  другой,  но и та ей не нравилась, она переходила на другую и все реже и реже  думала об учебе.      Когда она  за столиком  кафе познакомилась с Игорем,  ее легкие изящные крылышки были уже не так легки и изящны, их, только ей присущий рисунок, потускнел, они потяжелели и стали бесцветными.  Другие бабочки опережали ее в полете, мотыльки больше не оборачивались на нее с восхищением,  и,  попадая в стайку красивых бабочек, она уже ловила их насмешливые взгляды и слышала презрительное «моль».  Да еще с эпитетом «драная». Им с подругой надо было уже прилагать немало усилий, чтобы их пригласили за столик. Игорь пригласил. Месяца за два до этого Любка серьезно поссорилась с мамой.
Как-то вечером Любка вызвала такси, чтобы доехать до  ресторана, где ожидал ее  новый очень перспективный знакомый. И просил не опаздывать. Деньги на такси Любка  выпросила у матери, та вынуждена была их дать, но с таким грязным напутствием в дверях,  что дочь, выходя, ударила матушку замком по голове. «Замочек-то был маленький, алюминиевый»-, убеждала полицейских потом дочка, ибо мать  утром вызвала полицию. Дочь поместили на двое суток в изолятор,  а мать стала оформлять документы в  дом престарелых, причем в другой город, подальше от распустившей руки дочери.
До зимы Любка жила одна, а к зиме перешла   к Игорю.      

После гибели котенка Любка резко изменилась. Она снова начала пить.  Но пила не так как раньше – за столом, с закуской, с  друзьями.  Пила равнодушно, где придется, как придется – дома или  у кафешек, где выпрашивала вино и курево у  пьяных посетителей.     Полиция не раз  подбирала ее, лежащую  пьяной на улице и доставляла в вытрезвитель,  где  держали ее по  двое суток, и где ей даже  нравилось -  чистая постель, накормят,  и даже добродушный дежурный  милостиво даст ей  покурить, и где нет Игоря, от участившихся побоев которого  сильно болела голова и который заставлял ее работать, но в наклонку работать она уже не могла. Когда поспели ягоды и они, как и раньше, уехали в деревню на заготовку клюквы,  Любка не могла наклоняться за ягодой.  Даже Игорь понял это и только ворчал, видя, как она неподвижно,  равнодушно сидит на кочке с полупустой  корзиной у пояса. Бесполезную в деревне, Игорь отправил ее домой, но равнодушие не оставляло ее и дома Она уже не боролась со страстью к алкоголю, уже не беспокоил ее беспорядок в доме,  она жила как бы по привычке, ничего не хотела, кроме того, чтобы напиться и чтоб ее оставили в покое.
Кроме того, неразборчивость в выборе ресторанных, вернее , уже околокафешных партнеров не осталась безнаказанной и привела не только к головным болям от самосуда Игоря, но и ко все более ощутимому Любкой разложению тела, что было уже заметно на лице и вызывало брезгливое отвращение окружающих и  захлопнутые двери  сердобольных соседей, к которым она, уже ставшая беззастенчивой , нагло обращалась  за  солью, спичками,  растительным маслом, стиральным порошком, хлебом, которые «забыла» купить.  Так  прошло лето, а за ним и сентябрь.
В октябре Любка пропала.
На  нее наткнулся в лесу грибник. Возвращаясь с корзиной грибов по заросшей лесной тропинке, что вилась вдоль городского кладбища, он увидел впереди себя что-то непонятное:  то  ли трухлявый обломок  упавшего дерева,  или развалившийся мешок с мусором, или кучу тряпья. Хотя  солнце еще не село и освещало осенним неярким светом верхушки деревьев, в лесу  уже стало темнеть,  Близорукий грибник не сразу рассмотрел, что перед ним, и ,  ворча на нерадивых горожан, принесших мусор в лес,  с  негодованием пнул препятствие ногой. С удивлением ощутив что-то странное и уже  почти догадавшись, что это, мужчина наклонился, всмотрелся,  повернул ногой то, что лежало перед ним,  смахнул с лица уже напавшие на труп осенние  листья и … узнал  Любку. Он знал ее,  хотя и жил не очень близко от ее дома. Да и кто не знал Любку в этом районе. Из потревоженного тела исходил трупный  запах, перебиваемый запахом спирта. Рядом у пня  валялся  облепленный муравьями,  кусок белого хлеба, рядом же пустая бутылка.
Вечерний солнечный луч прорвался сквозь крону деревьев, на мгновение осветил  серое, распухшее с провалившимся носом, мертвое лицо Любки, отразился желтым светом в ее остановившихся полуоткрытых глазах.   По лицу прополз муравей.  Вероятно, Любка очень замерзла перед смертью.  Ее руки и ноги были прижаты к животу. То есть, она лежала в той позе, в какой лежат младенцы в утробе матери.  Завершая свой неудачный жизненный цикл,  оно как бы вернулась в исходное состояние.  Вернее, вернулось ее тело. А душа? Куда вернулась ее душа?  К богу, в которого она не верила?  Или так же страдает, ищет  счастья, понимания, сочувствия,  которых искала в своей бестолковой, побежденной зеленым змием, земной жизни слабая Любка, но так и  не смогла найти. Кто знает?