Св. -Успенский храм в г. Славянске-на-Кубани

Александр Бабич
Во 2-м номере журнала «Копыл», вышедшего в 2012 году, на странице 30, я обнаружил небольшую заметку об истории Свято-Успенского храма в городе Славянске-на-Кубани. В заметке отмечалось, что «храм был заложен в 1907 г., завершен строительством и освящен 28 августа 1912 г.», а в советское время был закрыт… [Православная церковь на Кубани (конец XVIII-начало ХХ в.). Сборник документов. Краснодар. 2001. С. 711; Историко-краеведческий журнал Копыл. № 2. Июнь. 2012. С. 30].

Когда я ознакомился с этим весьма любопытным материалом, у меня возникла идея дополнить его своими изысканиями, проведенными по документам уполномоченного по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Краснодарскому краю, и более подробно рассказать об истории храма во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и в послевоенный период.

Как и большинство станичных храмов того времени, Свято-Успенская церковь в ст. Славянской Краснодарского, была закрыта в 1938 году, после чего церковное здание передали колхозу имени «Красной Армии» для использования под зернохранилище [ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 374. Л. 11]. Однако, в период гитлеровской оккупации, начавшейся в августе 1942 г., по инициативе группы верующих возглавляемых на тот момент обновленческим священником Павлом Игнатовичем Корнеевым, богослужения в Свято-Успенской церкви возобновились. В связи с этим, хотелось бы представить краткую биографическую справку об о. Павле, благодаря которому в 1942 г. был возрожден приход в ст. Славянской. 

Итак, Корнеев Павел Игнатович, протоиерей, родился 15 января 1878 г. в ст. Гурийской Майкопского отдела Кубанской области; русский; в 1900 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию; женат (жена Мария Федоровна Курдюмова, брак заключен в 1901 г.); был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1945 г.; во время оккупации служил священником в ст. Славянской.

Награды: в 1922 г. награжден палицей епископом Иоанном Краснодарским и Кубанским; в 1950 г. награжден наперсным крестом с украшениями Архиепископом Краснодарским и Кубанским Гермогеном.

Сведения о службе: с 1900 г. – учитель и регент одноклассной церковно-приходской школы села Стародубского Ставропольской губернии; с 1 сентября 1901 г.  служил диаконом Св. Михаило-Архангельской церкви в ст. Николаевской Лабинского отдела Кубанской области; с 1 сентября 1906 г.  служил священником в Св.-Николаевской церкви ст. Гривенской Кубанской области и там же законоучителем одноклассного министерского училища, с 1911 г. - высшего начального училища; с 1917 г. – священником Св.-Николаевской церкви ст. Роговской и законоучителем высшего начального училища и гимназии; с 1919 г. – благочинным 3-го округа Кубанской епархии; с 1930 г. – священником Св.-Успенской церкви ст. Кореновской и благочинным церквей Кореновского района; с 1933 г. – священником церкви ст. Северской и благочинным Северского района; с 1934 г. – священником Св.-Покровской церкви ст. Холмской; в 1938 г. вышел за штат, работал счетоводом на базе Аптекоуправления и артели «Швейник» в г. Краснодаре; с 8 августа 1942 г. по 1 марта 1944 г. служил священником Св.-Успенской церкви ст. Славянской Краснодарского края; с 1943 г. занимал должность благочинного 5 округа Кубанской епархии; 18 сентября 1945 г. осужден военным трибуналом по ст. 58-10 ч. 2 УК РСФСР со сроком лишения свободы на 10 лет,  и с поражением в правах на 5 лет; определением Военной коллегии Верховного суда от 05.11.1946 г. наказание сокращено до 3-х лет лишения свободы и, на основании Указа от 07.07.1945, освобожден из под стражи 15 января 1947 г., после чего отправлен к избранному месту жительства; 22 февраля 1947 г. приступил к исполнению богослужения и отправлению религиозных обрядов и треб при религиозной общине Св.-Покровского молитвенного дома в ст. Степной Приморско-Ахтарского района; с июня 1947 г. – настоятель св.-Вознесенского молитвенного дома в г. Ейске. По состоянию на 1952 г. служил в Вознесенском молитвенном доме г. Ейска [ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53. Оп. 2. Д. 264. Л. 28-29; Д. 297. Л. 71-73; Д. 297. Л. 105].

В это же время (с декабря 1942 г.) в церкви служил священник Константин Шутов.

Шутов Константин Трофимович, священник, родился в 1909 г. в г. Екатеринодаре Кубанской области; русский; образование неполное среднее (окончил 2-ю государственную школу в г. Краснодаре); женат (жена Анна Михайловна, дочь и сын); во время оккупации служил священником в Св.-Успенской церкви ст. Славянской Краснодарского края.

Сведения о службе: после окончания кулинарных курсов работал в г. Краснодаре. С 1929 по 1933 гг. работал зав. производством в 22-й столовой треста общественного питания; с 1934 г. работал инструктором столовой  № 43 при штабе корпуса; с 1936 г. – инструктором при ресторане НКВД г. Краснодара; с 1939 г. – инструктором при Краснодарском стрелково-минометном училище. В ноябре 1942 г. Архиепископом Краснодарским и Кубанским Владимиром (в то время обновленческим) рукоположен в сан иерея в Св.-Георгиевской церкви г. Краснодара; 30.12.1942 г. назначен в Св.-Успенскую церковь ст. Славянской; со 2 апреля 1943 г. служил настоятелем Св.-Троицкой молитвенного дома в ст. Усть-Лабинской; с 15.03.1946 г. по 05.10.1950 г. служил настоятелем Св.-Вознесенского молитвенного дома ст. Пашковской Пашковского района Краснодарского края [ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 233. Л. 28].

В марте 1944 г. настоятелем в Св.-Успенскую церковь ст. Славянской назначен священник Евгений Николаевич Высокостровский.

Отец Евгений, протоиерей, родился в 1889 г. в селе Старое Рахино Крестецкого уезда Новогородской губернии. В 1908 г. окончил Новгородскую духовную семинарию. в 1908-1909 гг. служил учителем в Графско-Слободской земской школе Новгородской губернии. в 1909-1910 гг. служил учителем и заведующим Грузинского Министерского двуклассного училища Новгородской губернии; с 1910 г. по 1911 г. служил учителем Мало-Вишерской церковно-приходской школы; с 1911 г. по 1914 г. служил диаконом Мало-Вишерской церкви и учителем пения в реальном училище; с 1914 г. по 1917 г. – священником в Александро-Невской церкви г. Архангельска и преподавателем общеобразовательных предметов высшего начального училища. С 1917 по 1920 гг. – священник церкви во имя Иоанна Рыльского в г. Архангельске; с 1920 по 1925 гг. – священником Борисовской церкви Старорусского района Лениниградской области; с 1923 по 1925 гг. – благочинный III округа Старорусского района. С 1925 г. служил священником обновленческой Введенской церкви г. Старая Русса; с 1927 г. по 1930 г. священником в Преображенском соборе г. Старая Русса; с 1930 по 1935 г. – священником Свято-Пантелеимоновской церкви в г. Ленинграде; в 1935 г. административно выслан в г. Астрахань и с 1935 г. по 1936 г. служил в Иоанно-Златоустовской церкви в г. Астрахане; с 1936 г. по 1937 г. – священник Христо-Рождественской церкви. 10 апреля 1937 г. арестован, 12 октября осужден по ст. 58 пп. 10 и 11 и присужден к 6 годам лишения свободы и поражен в гражданских правах. С 1938 по 1940 гг. находился в Котласской трудовой исправительной колонии. С 1940 г. – в Севжелдорлаг; с 1942 по 1943 г. – в с/х Межог (Коми АССР), после освобождения работал там же нормировщиком-техучетчиком по вольному найму вплоть до 14 февраля 1944 г. 10 марта назначен священником в ст. Славянскую Краснодарского края.

Семейное положение – вдовец, жена Ольга Григорьевна умерла в 1942 г. в г. Ленинграде от истощения во время блокады; сыновья (на фронте) – Виктор, 1912 г.р., Анатолий, 1914 г.р., Александр, 1915 г.р., Борис, 1923 г.р., лейтенант, дочь Галина Политыкина, 1918 г.р., вдова, директор средней школы в пос. Пестова Ленингардской области, имеет двоих малолетних детей [ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 374. Л. 12].
В 1947 г. настоятелем назначен священник Виктор Терентьевич Чмутов. Отец Виктор, священник, родился 08.11.1886 г. в с. Новоселицы Александровского уезда Ставропольской губернии; русский; в 1906 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию; женат (жена Екатерина Васильевна урожд. Михайловская); с 1933 по 1936 гг. 3 года был в за-ключении; был в обновленческом расколе; принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви (дата не указана) в Краснодарский край прибыл из Ставропольского края в 1922 г.; во время оккупации служил священником в ст. Брюховецкой.

Награды: в 1951 г. награжден скуфьей Архиепископом Краснодарским и Кубанским Гермогеном. 

Сведения о службе: с 1906 г. служил учителем в высшей начальной школе в сел. Рогули Ставропольской губернии; с 1911 г. служил псаломщиком в сел. Вознесенском Ставропольской губернии; с 1922 г. служил священником в ст. Хмельницкой Кубано-Черноморской области; с 1926 г. – в ст. Старотитаровской; с 1929 г. – в ст. Марьянской; в 1933 г. вышел за штат, работал в ст. Славянской на различных работах; с 1942 г. служил священником в ст. Брюховецкой; с 1944 г. – в ст. Новопластуновской; с 1945 г. Новониколаевской; с 1947 г. – в ст. Славянской; с 1949 г. – в ст. Красноармейской; с 24 мая 1951 г. служил в Св.-Покровском молитвенном доме ст. Федоровской Славянского района Краснодарского края (ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 268. Л. 41, 45, 46).

В 1950 г. настоятелем Славянской церкви и благочинным всех церквей Славянского района становится протоиерей Александр Никифорович Александров. Отец Александр родился 20.08.1883 г. в с. Мокиевка Лохвицкого уезда Полтавской губернии; украинец; в 1903 г. окончил Луганскую Братскую учительскую школу; в 1913 г. окончил Полтавскую духовную семинарию; не судим, в обновленческом расколе не состоял; на Кубань прибыл из Полтавской губернии в 1930 г.; во время оккупации работал секретарем научно-исследовательского института масличных культур.

Сведения о службе: до 1937 года – диакон, священник; с 1937 по 1945 гг. – на гражданской работе; с 1945 по 1952 гг. – священник, благочинный Славянского округа. По состоянию на 1952 г. служил в ст. Славянской Краснодарского края [ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 28. Л. 11; Д. 81. Л. 29-53; Д. 374 Л. 23-23-об.].

В 1955 году уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Краснодарскому краю С.Ф. Бабушкин посещал православный приход в ст. Славянской и охарактеризовал его как наиболее мощный приход в районе. Церковный доход Свято-Успенской церкви составил в 1955 году 180 тыс. рублей (по курсу цен до реформы 1961 г.), что на 42 тыс. превосходило доход 1953 года. В течении лета 1955 г. имели место три случая крещения взрослых 25-30-летнего возраста. В 1953 г. здесь крестилась студентка Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Во время Великого поста в приходе исповедовалось свыше 3000 человек, среди которых было более 200 детей. Община занимала типовое церковное здание. Здание церкви содержалось в хорошем состоянии. Внутреннее убранство хорошее, церковная площадь имела железную ограду, площадь ограды составляла около гектара. В ограде росли фруктовые деревья, были разбиты огороды, и половина территории засевалась люцерной, которую церковный совет продавал государственным учреждениям, извлекая из этого для церкви дополнительный доход. Местные советские организации недовольные этим, настаивали на том, чтобы площадь ограды была сокращена.

Учитывая, что эта площадь ограждена железной оградой, уполномоченный рекомендовал райисполкому определить для церкви необходимую для исполнения религиозных обрядов территорию, а остальную площадь использовать по своему усмотрению, не создавая при этом для общины и церковной службы каких-либо неудобств.

Под влиянием местного духовенства в 1955 году из средней школы ст. Славянской ушли в Московскую духовную семинарию 2 ученика. Из 9 класса ушел Диденко Владимир Александрович. Диденко был сиротой и воспитывался у своей тетки Малзызовой, 70-летней женщины, которая славилась в станице большой религиозностью.

Савенко Вячеслав Васильевич, 1937 г. рождения, уроженец г. Новороссийска, также сирота (родители умерли в 1954 г.), ушел из 10 класса средней школы. До ухода в семинарию он состоял в комсомоле и был секретарем комсомольской организации. Перед уходом в семинарию из комсомола вышел. Работники школы подтвердили, что родители Вячеслава особой религиозности не проявляли.

Уполномоченный беседовал об этом с протоиереем А. Александровым, благочинным и настоятелем Св.-Успенской церкви в г. Славянске, из чего узнал, что Савенко был мальчиком религиозным, и его за это в школе преследовали. Он хотел уйти на работу и поступить в вечернюю школу, но его не приняли. Тогда протоиерей А. Александров, который являлся В. Савенко дедом по материнской линии, посоветовал ему пойти в духовную семинарию, что тот и сделал.

Школьные преподавателями отрицали, что на Савенко в школе были какие-либо гонения, но, «поскольку он был комсомольцем – его старались исправить» [ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 91. Л. 89-90].

В 1955-1961 гг. Вячеслав Васильевич Савенко окончил Московскую духовную семинарию и 2 курса академии, а в 1961 г. был рукоположен в сан священника [ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 16. Л. 132-135].

В период хрущевских гонений церковь в г. Славянске-на-Кубани не закрывалась и, в последующий период здесь служили другие священники, о них также можно узнать  из документов государственного архива Краснодарского края…

Хотелось бы отметить еще один любопытный факт. В материалах по истории Славянского прихода имеется такой документ «Опись памятников истории и культуры, находящихся в Успенской церкви на 21 апреля  1987 г. РСФСР, Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Запорожская, 38». В документе содержатся сведения об иконах и росписи храма. Среди старинных икон, с левой стороны солеи, числилась икона мученика Иоанна-воина с 5-ю сценами мучений. Икона был изготовлена в 1861 г., хранилась в серебряном окладе и имела следующую надпись на нижнем торце оклада «весу 1 фунт 83 зол.». [ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 374. Л. 93].

В заключении хотелось бы сказать, что в наши дни Св.-Успенский храм в г. Славянске-на-Кубани, благодаря усилиям протоиерея Никиты Даниловича Гаврильчика и прихожан, превратился в жемчужину Славянского района. Рядом с основным зданием храма построены: крестильный храм во имя Иоанна Кронштадтского и воскресная школа с библиотекой [Историко-краеведческий журнал Копыл. № 2. Июнь. 2012. С. 30].