21. Кто хочет быть господином - будь всем слугой

Ольга Кузнечик
"Служить бы рад - прислуживаться тошно" - наш ответ Господу на призыв подставлять щеки под моральное давление авторитетными словами из Евангелия.

В чем отличие служения от угождения?

"У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым" - послание к Галатам св. ап. Павла.

Людям ли угождать пытаюсь?

Позвольте, но как быть со второй заповедью? Как быть со страстью господства? Ибо чем сильнее она, тем более хочется не ноги мыть людям, а - пятки им вылизывать. А чего такого? Господь велел!

Странное соотношение несоотносимого: да не хочу я быть господином! С какого перепугу-то? И не потому, что не хочу служить людям, и не потому, что мне впадлу пятки лизать - за ради Господа святые угодники и не такое делали! В рабство себя продавали иноверцам в надежде обратить к Истине, и Бог - помогал!

Но - лизали ли они пятки?

Странно, но неизменным критерием является первая заповедь: Господь всему хозяин. И телам, и духам, и душам. И только Он вкладывает в нас любовь к чему-то, неприязнь к чему-то, страсти зачем-то.
Зачем?
Наверное, чтобы мы знали свое место: хочешь уподобляться Богу - уподобляйся. Превозмогай любовь, неприязнь, страсть. И - служи!

Угождение - что это за слово? Корень его в смысле: "годный раб, хороший раб, такой, какой надо!".
Рабы ли мы людей?
Отнюдь, это и из Евангелия видно, и Апостол писал про духовную доминанту свободы перед рабством.
Рабы ли мы второй заповеди?
Скорее, так. Если понимаем суть первой.

Стоит ли угождать людям?

Смотря по тому - что мы хотим людям дать и что - взять...

Наверное, это и есть главный определяющий фактор любых межличностных взаимоотношений: намерение. Странно было бы служить людям, не имея намерения стать их господином, то есть - помощником, потому что ну, а о каком господстве может идти речь, если слуги - это слуги, те, кто ниже по уровню возможностей, слабее, беспомощнее, и если господин о них не позаботится, не поможет им быть слугами - никто этого не сделает?

Вопрос в сути господства: как мы его понимаем, и как Господь - если Он наш помощник, при Всемогущести (!) и полном отсутствии корысти (только имей в виду, что Он - есть, и Он - Бог, и Он - Всесилен, и Он - Господь, и воздавай Ему должное, не присваивая себе Его славы), то не с Него ли брать пример по части господства?

За все Священное Писание не встречается ни одного случая, где Господь угождал бы людям. Служил - да. Помогал - да. Тем, кто Ему угождает, а это и логично при Его Всеблагости - Ему от нас вообще-то ничего и не может быть надо, потому что - ну, в чем может нуждаться Господь? Об этом смешно даже думать...

Наверное, правильным было бы думать так: милосердие Божие велико, и именно оно заставляет Его заботиться о нас, всячески желая нашего спасения. И служит Господь нам - ради нашего спасения. Соответственно, когда наши, людские, прихоти направлены в противоположную сторону, помощи от Бога не дождешься, Он не потакает прихотям.

Не об этом ли говорил Апостол? Служение людям - это направление их ко спасению. Угождение - отвращение от Бога и обращение лично к себе. Со всеми вытекающими...

Строптив ли поэт, заявляющий о нежелании смиряться с богопротивным?..

Служить бы рад, прислуживаться тошно...