Мишка и Потапка. Часть 9. Ученье свет, или мученье

Людмила Таран
 
    – Господин Ворон, пока ещё не собрались все слушатели, можно Вас спросить, – вежливо обратилась к  нему на следующий день Белобока, – Вы понимаете язык всех , кто живёт у нас в лесу – и птиц, и зверей?
Ворон кивнул.

    – Нет, Вы не подумайте, я ведь не из простого любопытства спрашиваю, – быстро заговорила сорока, – мы – сороки, тоже знаем не только птичьи языки. Я вот, например, прекрасно понимаю, о чём пищит бельчонок..

    – Я не пищу – я разговариваю,  просто у меня голос такой, – недовольно возразил бельчонок, как обычно, устроившийся рядом с Вороном.
– Ну, так вот, – не обратив внимания на бельчонка продолжала сорока, – я бы  хотела узнать, сложно ли этому  научиться – понимать  язык разных зверей?

    – Вообще - то, научиться можно всему, было бы желание, – сказал Ворон, – а не понимать язык соседей иногда бывает даже опасно для жизни.
– Смотря для кого, – возразила сорока, – медвежата вон, не понимая муравьиного языка так колотили своими лапатошками – весь муравейник разворотили! А попробовала бы я медведя клюнуть, а?

    Сойка сочувственно покачала головой, а бельчонок хихикнул.
– Вот именно, – строго глядя на него сказала сорока, – и крыльями бы не успела взмахнуть.
– Я полагаю, что ни одно разумное существо в лесу не станет даже прикасаться  к взрослому медведю, – сказал Мудрый Ворон.
– А не разумное может и клюнуть, – пропищал бельчонок.

    Все вокруг развеселились. Сорока собралась возмутиться, но белка  строго сказала ему:
– Прекрати немедленно, а то продолжение истории не узнаешь.
– Всё, я готов слушать, – почти серьёзно заявил тот.
– Если готов, тогда, пожалуй, пора начинать, – поддержал Ворон его настрой.

– Пришлось мне в тот день лететь почти через весь лес по важному делу. Возвращаясь домой, на прекрасной цветочной поляне увидел знакомую медведицу с медвежатами, устроился на близ растущей сосне и  услышал такой разговор:

    – Не хочу больше учиться. Это ученье – просто мученье, – заявил Мишка. – Мы хотим отдыхать, правда, Потапка.
– Мы тебе верим, мама, что ученье – свет, – сказал Потапка и, тяжело вздохнув, добавил:
– Но нам с Мишкой уже так светло, так светло!
– Да, у нас уже прямо солнце в голове, – не удержался Мишка.
– А по - моему, у вас там  ветра гораздо больше, чем солнца, – со смехом ответила Настасья Филипповна. – Ну, что с вами поделаешь, гуляйте.
– Ура! – дружно закричали братья и стали прыгать, кувыркаться по поляне, а потом вместе полезли на сосну.

    Мишка забрался уже довольно высоко и тут увидел меня.
– Потапка, смотри, какая чёрная птица, – крикнул он брату, – а большая какая. – Как ты думаешь, она умеет разговаривать, как мы?
– Летать она точно умеет, а вот разговаривать, как мы – не знаю, – засомневался Потапка, пристально меня разглядывая.
– А давай, проверим, – предложил Мишка.
– Давай, – как всегда, согласился с братом Потапка, – только надо сначала поздороваться, как мама учила.

    – Привет тебе, чёрная птица, – произнёс медвежонок, – меня зовут Мишка, а это – Потапка, а тебя как звать?
– И вам привет, медвежата, рад знакомству. Меня зовут Мудрый Ворон, – медленно и спокойно ответил я, чтобы не напугать малышей.
– Ага, ворон, значит, ты не птица, а птиц? – решил уточнить Мишка, нисколько не удивившись тому, что мы понимаем друг друга.
– Всё - таки, птица. Только есть птица – самка, а я – птица самец, – сказал я ему с улыбкой.
– А почему тебя зовут Мудрый, ты что ли все мудрости знаешь? – не успокаивался он.

    Я хотел засмеяться, но подумал, что это может обидеть его, и ответил вполне серьёзно:
– Думаю, всех мудростей не знает никто, но тех, кто всю жизнь учится и много знает, и называют мудрыми.
– А нам скоро будет по пол - года, а тебе? – продолжал Мишка беседу.
– Через несколько лет мне исполнится сто.
– Сто годов?
– Сто лет, – поправил я.
От удивления он забыл о безопасности и чуть не свалился с дерева.

   – Мишка, осторожно, – закричал Потапка. Увидев, что брат крепко вцепился коготками в сосну, решил тоже поддержать разговор и обратился ко мне:
– Мудрый Ворон, когда мы сегодня ходили с мамой гулять, там, далеко, видели много чёрных птиц, похожих на тебя, только они поменьше ростом. Мама сказала, что это вороны. Это твои родственники?
– Нет, мы не родственники. Они – ворОны, а я из семейства вОронов. И законы у нас другие, и живём мы дольше, в общем, много различий.

    – Ребятишки, спускайтесь, пора домой, – позвала их медведица.
– Мама, – закричал Мишка радостно, – мы с Мудрым Вороном познакомились, – ему скоро сто лет, – сразу сообщил он главную новость.
– А ещё он нам много всякого интересно – мудрого рассказал, – добавил Потапка.

    – Очень приятно, спасибо, много слышала о Вас, – вежливо сказала Настасья Филипповна,--  увидев меня сквозь ветви. Я поклонился.
– И я заочно знаком со всем Вашим семейством, Настасья Филипповна. Передавайте привет Михаилу Потапычу, когда он вернётся с охоты.
– Обязательно, он мне как - то  рассказывал о знакомстве с Вами.

    Медвежата тем временем спустились с дерева и отправились домой, помахав мне на прощанье лапками. Они бежали по лесу за мамой, а я летел к себе домой и думал: как интересна  жизнь у нас в лесу. И вообще, – на белом свете!