Историии одного детства-100

Ладо Булах
                ГЛАВА ДЕВЯНОСТО ДЕВЯТАЯ.




................Ничего себееееееее! Вот это история! А дальше что было?!-хором выпалили ребята.


Я улыбнулся и попив минеральной воды продолжил читать.......




...........-Так случилось,что наш табор разгромили немецкие танки,они прорвались в направлении на Проскуров 1 июля 1941 года. Я и дети чудом остались живы,и отец привез меня ночью к Тихоновне,а сам ушел с другими нашими на фронт добровольцем. Мало кто знает о страшных тех днях начала войны. Мы узнав в Станиславе ,теперь Ивано-Франковск о начале войны ,стали думать что делать. Отец решил идти на Проскуров,а там свернуть на Изяслав,чтобы женщин и детей в сёлах разместить. Меня Миша,мой дорогой супруг,отвёз к сестре Тане,то есть твоей матери ,Никола,и бабушке твоей,Сашуня,там жила и Тихоновна. Вот в поле, когда до села было недалеко на табор напали немецкие танки. Они давили кибитки наши,расстреливали людей из пулемётов. Только мужество отца и других мужчин спасло нас,но очень много наших полегло в тот день. Моя мать,Камила погибла ,спасая детей. А бабушка,Веруца,она тогда была шувани страшным проклятьем прокляла гитлеровцев и самого Гитлера. Она была тяжело ранена,и умирая передала свой дар шувани мне,своей внучке. С тех пор я и стала шувани. Мы стали жить одни,растили детей,уже у Тани был сын,Толик,твой,Никола брат,и твой ,Сашуня,дядя. У племянницы Тихоновны,Веры,двоюродной сестры Тани ,была дочь Маруся.Мы как могли заботились о детях. Когда село заняли фашисты мы спрятали куда подальше все документы,потому что если бы немцы узнали что Иван Сильвестрович и Степан Фёдорович офицеры Красной Армии,тогда в званиях майора и капитана,нам бы всем не сдобровать! Шутка ли жёны красных командиров! Расстреляли бы всех! В бывшей школе и рядом в конторе совхоза немцы устроили комендатуру.Спустя время в лесу партизаны появились. А мы думали тогда только о том как бы детей прокормить,не дать им погибнуть. Однажды Тихоновна и говорит:

-Мужики наши там,у партызанах,воны прыйдуть сюды! Треба(надо) трыматыся(держаться)! Я дитэй налысо пострыжу и мы то зробымо,а як нимци зайдуть ,скажем що тиф у нас! Ци гаспыды(эти аспиды) таких болячок як чорт ладану бояться! Ясно?! -.

Мы сразу поняли вот оно спасение! Так и сделали! Детей на печку в рубашечках  посадили и наказали тихо лежать если кто войдёт.

И вот значит пораемся(хозяйничаем) мы на кухне,а тут в дверь стук-грюк-бух-бах! Тихоновна открыла ,на пороге дюжий эсэсовец.

-Слюшай,матка,коммунистен,партизанен в хата ест?-.

-Ни,пане офицере,шо вы! Тут тилькы(только) диты! Хвори воны(больные они)! Тиф проклятый! Сами бачыте(видите)! Та й мы хвори! -ответила Тихоновна.

-Вас(что)?! Тиф?! Ахтунг(внимание)! Шнеллер(быстро)шпацирен(бежим) хин аус(отсюда)! -заорал эсэсовец и их как ветром сдуло!

Долго мы хохотали потом! От всей души! А как -то вечером Тихоновна и говорит мне:

-Помнишь,Дарина,так она меня звала,батько твой сказал мне что я проживу бильше ста лет. Боюся що так и будэ! Я маю дэщо(имею кое-что) шо маю(должна) як прыйде час(как придёт время) передать наступныку(преемнику) . А отрымала(получила) я цэ(это) вид бабуси своей. Я могу бачыть всэ(видеть всё),майбутне(будущее) мынуле(прошлое) и сёгодення(настоящее)! Сама бува боюсь того шо вижу! Я знала що буде война! Знала що клятый Гитлер нападэ! Я видела оцэ(вот)недавно шо мужикы наши хоробро бьются з лютым ворогом ,та сылы покы що нэривни(силы пока что не равны)! Ворог клятый повсюду,а воны бьются! За нас,за свий дим,за Батькивыщыну(Родину) за нашу землю!Скоро побачымо наших соколив! А як як выдчую(почувствую) настуныка и передам ему свий дар ,тоди лыше спочыну(тогда лишь умру)-.

Мы были шокированы этими словами! Но мужики действительно пришли однажды ночью,в канун Нового 1942 года. Заросшие ,но живые. То что они рассказали ,потрясло нас. Мы были рады их видеть,отметили Новый Год, они ушли ,а мы стали связными партизан соединения легендарного Сидора Ковпака. А если быть точнее то партизанского отряда "За Родину!" командиром которого был сначала Иван Гутник,а потом твой  отец,Никола,и твой ,Сашуня ,дед,Степан Фёдорович,а разведкой отряда ведал Петро Колодяжный, боевой побратим и друг детства Степана Фёдоровича. Таня ,по совету Степана устроилась уборщицей в комендатуру,а это давало ей возможность собирать ценнейшие сведения. Но в середине июня Таня поняла что беременна,да и я тоже. Тогда Тихоновна спрятала нас в погреб,а в комендатуре убирать стала сама,сказав немцам что Таня и я сильно заболели и она отправила нас к сестре своей Параске на хутор Лискы(Лески). Мы очень боялись,но детей выносили,сначала 25 февраля !943 года родился ты,Никола. Да-да,Сашуня,твой отец! А потом ,3 марта родила и я сына,Миро. Мы знали что скоро придут мужики,повидать новорожденных сыновей,но Тихоновна как -то увидела полицая Юхыма(Ефима) Босяка,заклятого врага Степана Фёдоровича,и нашего тоже. Та ещё мразь была,кляузы на всех и вся писал,а Степан его был отметелил знатно чтоб неповадно было. Этот гад хотел Таню в жены взять,а она ведь Степана любила,и его женой стала. С той поры поклялся Юхым,по кличке Юшка отомстить! Тихоновна успела спрятаться в кусты ,а как домой пришла,пошла в лес,якобы за шишками на растопку печи,а сама в заветном месте партизанам весточку оставила о том кто в селе появился,да только мужики то наши раньше пришли! -сказала Даринда.

Мы замерли,не веря собственным ушам ,а тут бричка подъехала и раздался голос моего дедушки:

-Здоро(здравствуйте),ромалэ! От зайшлы до вас на вогнык(зашли к вам на огонёк)!-

На бричке с дедушкой сидели Петро Трофимович Колодяжный,и старый знатный пасечник Карп Порокопьевич Жданько. Я и Таня хорошо знали обоих стариков и уважали их. А они обожали нас.

-Здоро,Степан! Здоро,Петро! Здоро Карпо Прокоповыч! Милости просим!-сказал Лойко.

-А,Степан! Петро! Прокоповыч! Здоро! А я тут рассказываю про нас! Вот расскажи как ты в лапы немцам попал,а Степан с Прокоповычем тебя выручили!

-Здоро,Даринда! Он воно шо! Ну что ж расскажу! Давно Сашуне с Таней рассказать собирался!-сказал дедушка.

Мы приготовились слушать......