Бумажные воины

Александр Финогеев
То ли это повелось со времен основания флота, то ли ее потом придумали современные начальники, которые росли из года в год, словно грибы после дождя, но документации на кораблях было очень много.

Наверное, много – сказано слишком мягко.

Очень много!

Тысячи всяких журналов, планов, актов, обязательств и прочее и прочее...

Если подойти бюрократически, то все это, безусловно, нужно.

Просто необходимо.

Один журнал – где ведется боевая деятельность, другой – как хранится оружие, третий, как сдается дежурство и вахта, четвертый… и пошло, и пошло, и пошло.

Теперь планы.

Конечно же, первый – это план партийно-политической работы, который дробится на годовой, полугодовой, квартальный и месячный. Вторым идет, он никак не может быть первым, поскольку это противоречит марксистско-ленинской идеологии, план боевой подготовки корабля. Ибо партия, все-таки, есть ум, честь и совесть какой-то эпохи.

И каких только планов на кораблях нет: планы учений, тренировок, летучек, занятий; зачетных учений, тренировок, летучек, занятий; планы устранений замечаний по проведению учений (соответственно здесь сразу же подразумеваются и зачетные все мероприятия), тренировок, летучек, занятий.

Есть еще и перспективные планы на все, что угодно: и по борьбе с пьянством, и по борьбе с неуставными взаимоотношениями, по борьбе с травматизмом, венерическими заболеваниями, электро травматизмом, просто травматизмом и даже… план роста рядов партии.

Кто когда-либо сталкивался в своей жизни с каким-нибудь планом, тот знает, что в нем, кроме шаровых, всеобъемлющих пунктов, есть конкретные    задачи,    типа    «вырастить»,    «подготовить», «принять», «завершить». Так вот, эти самые «вырастить – завершить» являются толчком или поводом к написанию очередной, новой бумаги, которая бы позволила и вырастить, и завершить.

А сколько приказов издается по кораблю за год?

А акты проверок?

Акты списания, инвентаризации и еще полтора миллиона таких же?

Да, чуть не забыл про акты административных и партийных расследований. Без них-то как обойтись? Нет таких кораблей на флотах, чтобы кого-то не разбирали.

Не встречал я в своей долгой службе, в которой половину сам ходил в начальниках, чтобы хоть кто-то, хоть раз, ну для приличия, прочитал бы какой-нибудь из этих планов.

Вот когда приходит на корабль или в часть молодой лейтенант и начальник хочет показать себя начальником, он, морща лоб и ища знакомые буквы, с «умным» видом изрыгивает из себя в атмосферу, что- то типа: «Это мне не нравится», «Вот это надо переделать» и, наконец, негодующе: «Да откуда вы все это взяли?».

Но лейтенант к этому не имеет никакого значения. Он ничего из этого не писал. Он все это тупо передрал с прошлогоднего плана.

Начальник довольный уходит, а злой лейтенант, читает этот план, скудным умом видит ошибки, что-то черкает и перепечатывает.

Второй раз начальник его уже читать не будет.

Зачем?
 
План пишется ради плана, ради галочки.

В жизни же происходит все по-другому. Она сама диктует свои планы.

И все это огромное количество бумаг готовится к первому декабря, к новому учебному году.

Сидит старпом. У него на огромном ватмане написано кто, когда и что должен ему представить.

- Что вы, доктор, мне сегодня принесли? Так! Ученья по борьбе за живучесть вижу, план оргпериода вижу, журнал боевой подготовки старшины вижу. А где акт проверки шкиперского имущества?

- У меня его в заведовании нет.

- Вот и напишите мне бумагу, что шкиперского имущества в медслужбе нет.

- Но в прошлом году этот вопрос даже не возникал.

- В прошлом году не возникал, а в этом возник. Пока у меня не будет этой бумаги, сходу вашему, товарищ старший лейтенант, на берег – дробь, он выпускает мне в лицо струю табачного дыма и радостно смеется.

Все остальные мои бумаги он подписывает, даже не заглядывая  в них.
 
Точно так же поступают все, включая командующего и главкома.

Принцип: «***ню требуют, хуйню и дают» -  незыблем.

Будучи авантюристом в жизни, искателем не жемчуга, а приключений, и чтобы еще раз убедиться в нашем всеобщем долбоебизме, я провел эксперимент.

На вечерний доклад к старпому командиры боевых частей и начальники служб приходят опять же, с кипой бумаг, включая и суточный план на следующий день. И в каждой принесенной ему бумаге отражена личная фантазия того, кто ее принес.Все это с умным видом, с целеустремленностью делового человека.

Флот – это театр, причем не всегда боевых действий, и играть в этом театре нужно так, чтобы и режиссер, и зритель, и актер, все эти люди, свято верили в то, во что и как они играют и чтобы, в конце спектакля, обязательно услышать аплодисменты, а лучше овации и получить   звание «Народного артиста».

Наконец подходит моя очередь выхода на сцену. Медслужба, как второстепенное звено, выступает последней.

Я с негодованием говорю о качестве проведения утреннего осмотра  в БЧ-2 и РТС. Указанные начальники вторят мне жалким повизгиванием. Указываю на низкое качество мытья посуды в БЧ-5 и отсутствие крышки на питьевом бачке в кубрике №1.

- У вас все? – старпому все надоело и он спешит на доклад к командиру, чтобы с умным видом вылить всю эту муть на его голову.

- Нет. Суточный план подпишите.

Он, не глядя, расписывается в журнале, где шестым пунктом, синим по белому, написано: «21.00-22.00 Принять участие в убийстве старпома». Ответственный Волнухин, командир БЧ-5. Участники: Васянович, командир БЧ-2, начальник РТС Хайкин, начальник медицинской службы Финогеев»

Документ подписан.

А подписанный документ имеет силу закона.

Смешно?

Смешно.

До слез.

До икотки.
 
И вот вам школьный вопрос: «А зачем тратить столько бумаги, если можно сделать восемьдесят процентов всех этих планов штатными, переходящими из года в год?».
Вот тогда бы ежегодно не вырубались соловьиные рощи, а тайга до сих пор была бы непроходимой.