Смерть длинною в жизнь. 4

Алексей Студнев
*4*

В Витебск прибыли поздно ночью. Доели остатки своих скромных запасов, получили обмундирование и винтовки. И на передовую. Мишка попал в отдельный батальон ОСОАВИАХИМа.
Днями раньше после взятия Минска и разгрома основных сил советского Западного фронта большая часть группы немецкой армии «Центр» ещё участвовала в ликвидации  минского Котла.
Немецкое командование не предполагало, что на рубеже рек  Западная  Двина и Днепр, заканчивал сосредоточение Восточный  стратегический эшелон Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА),  который был передан в подчинение Западному фронту, командование которым,  принял на себя  маршал С. К. Тимошенко.
8 июля в районе Уллы немецкая танковая армия преодолела сопротивление советской 186- й стрелковой дивизии и  форсировала Западную Двину. Генерал - лейтенант Штумпф, командующий 20 танковой дивизией, похвастался тогда генерал-майору фон Фуну,  командующему 7 й танковой дивизией.
-Русские сломлены  и я уверен, что не позднее конца месяца мы будем маршировать на Красной площади.
Он тогда и не мог предположить, как он глубоко ошибается и что все только начинается. И что русского медведя надо сильно обидеть. И что через месяц как он предполагал, действительно наступит первый переломный момент  в истории Великой Отечественной войны. Что у стен Смоленска будут похоронены надежды Гитлера на блицкриг  против СССР. И что, увязнув в смоленском сражении на два месяца  войска группы армии «Центр»  потеряют время и силы, которых так не хватит немцам в дальнейшем.
А сейчас 10 июля в бой за город Витебск, вступила 220- я мотострелковая дивизия советских войск. Стремительной ночной атакой  она заняла всю восточную, левобережную часть города, форсировала реку, но к исходу дня противник отбросил советские подразделения назад.
Бой был настолько жестокий, что Мишка перестал бояться, а в ушах звучали слова сказанные командиром - отступать нам братцы не как нельзя, каждый метр земли, нашей земли,  мы будем защищать не жалея жизни.
Снаряд разорвался неожиданно совсем рядом. Раскидав по сторонам разорванные тела. В ушах стоял звон, а живот сильно жгло. Мишка наклонился и увидел  окровавленные кишки, его кишки... Он упал на колени и начал собирать их и заталкивать обратно в живот боли не было , только очень жгло, невыносимо жгло. Кишки, не слушались, и скользили в руках, вываливаясь опять на землю. В голове стояло - их же надо помыть, но чем? Воды то нет и в поезде, не было. Он продолжал собирать эту скользкую массу из кишок и земли и запихивать  обратно в живот. Со всех сторон бежали солдаты, толи наступали, толи отступали. Мишке это уже было не важно, голова кружилась, и он уже смутно понимал что происходит.
*  *  *
После обеда, перекурив  с Иваном в тени раскидистого дерева. Собираясь, было, одеваться в резиновую спецовку, Миша услышал громкий разговор на  пришвартовавшимся к прорезям  ПТСе ( плав-тех-средство).
-В общем ты Володя что хочешь,  делай, а я без моториста на «низ»  не пойду.
-Ну, где, где я тебе моториста возьму?
-А это твоё дело,  где хошь там и ищи - не унимался крепкий светловолосый, похоже капитан, в тельняшке.  - ты механик, ты и думай.
-Вася, ну подожди, придут  ПТУшники, хоть двоих забирай.
-Нет, Вова, ты мне сейчас дай, иначе караван сам потянешь.
-Чем же я его потяну? - удивился механик.
-Да хоть бударкой своей...
Миша, молча, наблюдал за происходящим.
-чего они там не поделят - поинтересовался он у Ивана.
-А, дану их. Месяц уже ругаются, моторщика найти не могут. Вот Василь и не хочет больше без моториста на  «низ»  идтить. Случись чего, унесет в море, вместе с караваном и поминай, как звали.
- А что такая проблема?
-Ну, прамблема не прамблема, а нету вот  моторщика, и взять неоткуда.
- Мне что ли податься в мотористы?- с улыбкой  надвинув кепку на нос и почесывая затылок, подумал вслух Михаил.
-А Че магёшь?
-Да магу малёхи. Ответил Миша, следя за капитаном.
-Эй, Василь, вот тебе маторщик - крикнул Иван, показывая на Михаила.
-Да не ори ты,  мать твою.
-А что сам же сказал, магёшь.
-Магешь не магешь, а что орать то.
С ПТСа на прорезь уже спускались и механик и капитан.
-Ну, здорово.  Что, правда, соображаешь?
-Да соображаю, если надо - сдержанно ответил Мхаил.
-На каких судах работал?- не унимался механик.
-Да не работал я на судах.
-А дизель, откуда знаешь? Спросил капитан.
-А я с детства смекалистый - с гонором ответил Андреич.
-Погоди Василь,- осадил кэпа механик  -  как зовут то тебя, мастер?
-Михаилом.
-Что заканчивал Миша, где учился.
-ОСОАВИАХИМ, до войны ещё.
- С дизелем справишься?
-Справлюсь, если понадобится.
-Уже понадобилось.
И уже к капитану - ну вот тебе и моторист, забирай и вводи в курс дела.
-Э-э-э, стой мужики, как это забирай? Я же на работе, меня сюда начальник поставил, он мне деньщину закрывает. А вы забирай.
-Ну, с начальством  твоим  я считай, договорился. Мотористы нам нужней, чем разнорабочие. Так что, давай Василий, оформляй механника на борт.
В каюте было прохладно, пахло речкой.
-Ну вот, твоя каюта. Располагайся, можешь сбегать в барак, вещи забрать. К вечеру, как караван сформируют, пойдём на низ.
-А с мотором то что?- спросил Андреич, рассматривая стены, оклеенные обложками журналов работница и крестьянка.
-Да с дизелем нашим ничего, пока все в порядке.
-А что ж тогда бедного механика стращал?
-А его не стращай, так он и не почешется, а когда рак на горе  в ж... клюнет поздно будет.
-тоже верно.- Заключил Андреич.- ну, пойдем, глянем, что у вас там за пламенный мотор. А потом за вещами сгоняю.
-Ты это, за вещами пойдешь в лавку «Зоренскую» зайди, возьми что- нибудь. Положено так, а то мужики обидятся.
- Чего взять то, красинькую, или беленькую?
-Да белую возьми, парочку, одной маловато будет. Деньги то у тебя есть? А то займу.
-Да найдутся.
-Ну, пошли в моторный.
Проходя вдоль кают  по борту судна, заглянули в рубку.
-А это наш командный пункт. - Заключил Василий.
В рубке было, по-флотски уютно. Чистота и порядок. Масса всевозможных приборов, среди которых Михаил сразу узнал компас. Огромный штурвал, не меньше метра в диаметре, с вытертыми до блеска  рукоятками, красовался в центре, завершая живописную картину судовой святыни.
-ну, здесь отдельная экскурсия будет, команда у нас взаимозаменяемая, так что и у штурвала постоять придется, пошли вниз.
Они прошли ещё немного к корме судна и спустились в моторный отсек. Посредине отсека стоял небольшой дизель, поблескивая  в солнечных лучах, которые  через иллюминатор, ласкали замасленную сталь мотора. В углу стоял ящик с двумя отсеками, в которых ворохом лежала ветошь. Рядом стоял ящик с аккуратно сложенными гаечными ключами разных размеров.
-Заводить не будем, пока жалоб на работу дизелька нет. Да нам и осталось на нем рейса три на низ сделать, а там будем новое судно получать. Этот ПТС на списание пойдёт. Жалко, но что поделаешь. Все имеет свой срок.
-Запчасти то, какие нибудь есть?- спросил Михаил, осматриваясь по сторонам.
- А то ведь одних ключей мало. Все может случиться.
-Да есть кое-что там, в шкафу, хочешь, глянь, а я наверх пошёл. Вообщем хозяйничай, ты теперь тут главный. И Василий стал подниматься  вверх по металлической лестнице, его шаги звонко отзывались эхом по всему машинному отделению.