Романо Батталия. Река жизни. Восхождение

Светлана Давыденкова
   
 Романо Батталия (1933-2012)-итальянский писатель,тележурналист,автор многочисленных книг,переведенных на разные языки мира.
 Писатель-философ,раскрывающий в книге "Река жизни" незаметные, но важные таинства жизни.

                С водными потоками уплывёт таинство ваше
                в поиске реки жизни.
                И примет река тайну сию,
                направив её к огромному морю.

               
                Жебран Халиль Джебран.(1)

                Вся жизнь зависит от детства.
   
    Долго поднимался я перед тем, как добраться до вершины горы, где рождалась река. Пока шел, вспоминал слова философа Сирио(2): «Жизнь похожа на реку, которая рождается из маленького ручья в высоких горах, где во всем -  мир,чистота и тишина. Следуя по ее течению вплоть до моря, можно познать смысл жизни."

  Отправился я в путь на заре, когда природа еще дремала с полузакрытыми глазами,и в воздухе чувствовалось неспешное дыхание Творца, размышляющего о новом дне.

 Длинная каменистая тропа вилась между оливковыми деревьями. Терпкий запах розмарина и душицы  напоминали  далекие дни, когда мы с отцом проходили по этим дорогам  в поисках чего-то съедобного.
 Шла война. В Версилии(3) остановилась линия фронта; дороги были пустынны;  почти все люди убежали в горы.

 Однажды утром и мы  были вынуждены оставить дом моей бабушки в Каприлии, потому что он перестал быть надежным. В ближайших горах, над Масса немцы стреляли из пушек.

 Мы погрузили на нашу телегу одеяла и самые необходимые  для жизни вещи. Грунтовая дорога спускалась к Валдикастелло, ближайшей укрытой горами ложбине, родине Джезуэ Кардуччи.(4)
Дорога извивалась широкими поворотами, касаясь оливковых деревьев, которые, шатаясь на ветру, казались серебряными.

 Был июнь; стрекотали цикады; в воздухе носился тополиный пух.

 Я был маленьким, не понимал того, что происходило  в мире, но, глядя в мокрые от слез глаза отца и матери, чувствовал большое горе. В завтрашнем дне уверенности не было, а праздничные дни и вовсе казались больными.
 
 Во время спуска я часто всматривался в далекое блестящее море,  чувствуя необъяснимую ностальгию. Минувшее напоминали пение цикад и запах розмарина.

 Дорога становилась все круче, а телега все тяжелее.  Неподалеку от одного из деревенских домов мы встретили крестьянина, научившего моего отца подкладывать на крутых спусках под колеса телеги толстые поленья. Так спускаться оказалось надежнее.

 По мере нашего  приближения к равнине увеличивался  страх.  Немцы прятали в горах свои пушки. Иногда над зоной взмывали английские самолеты, и мы слышали сухие непрерывные выстрели пулеметов. Иной раз среди ветвей оливковых деревьев падали гильзы. К счастью, мы добрались невредимыми до Валдикастелло.

 Сколько воспоминаний пробегают в моих мыслях во время подъема на гору в поисках реки жизни! Путешествие мое наполнено эмоциональными раздумьями о детских переживаниях и пылких порывах юности.

 " Кто я? - задаю себе вопрос, глядя на кружащего в вышине сокола.- Что ищу, и какова цель моей жизни?"

 Чем выше я поднимался, тем больше прояснялся мой ум. Далекие события детства становились все ближе: казалось,я слышал слова матери и отца, дававших мне первые жизненные наставления.

  В какой-то момент я остановился, потому что на каменистой тропке увидел   отчаянно пищавшего птенца. Это был зяблик. Я узнал его по окрасу перьев. Мальчишкой, когда наступало время гнезд, я много их разводил.

  Гора, на которую мне нужно было взобраться,  спряталась за белыми облаками. Пик ее казался фиолетовым, а  в профиль она напоминала уснувшего животного.

 Деревья, папоротники, кусты редели; то тут,то там открывались скалы. Иногда я останавливался полюбоваться равниной и необъятным внизу морем, далекими парусниками. Весь этот безмолвный  необитаемый мир казался сном.  Какое-то время я слушал только внутренний голос, повторявший слова Халиля Джебрана:
 
« Возможно,ты слышал рассказы о Священной горе. Каждый раз, поднимаясь на ее вершину, чувствуешь единственное желание: спуститься и встретиться с теми, кто живет внизу. Вот почему гора называется Священной.»

 Я начал свое путешествие, о котором давно мечтал, в поиске объяснения  тревоживших меня мыслей о бытие: "Правильно ли жил? Был ли когда-то по-настоящему счастлив?"

 Ребенком я часто убегал из дома и прятался на ели, служившей мне укрытием и утешением. Я карабкался по знакомым  веткам, часами оставаясь на них в раздумьях. Молодая ель была не только надежным укрытием, но и служила ориентиром моим мыслям.

 В восемь лет уже понимаешь многие вещи, но мир еще таит  очарование загадочности, новизны; и особенно ждешь ласковых слов, доброго расположения. Ребенок, получающий много ласк, вырастает уверенным в себе. Мои родители, будучи людьми очень добрыми, были  сдержаны в выражении чувств ко мне. Они почти не разговаривали со мной. Вот поэтому, убегая от них, я  скрывался в еловых ветках.

 Вся наша жизнь зависит от детства. Когда приходим в мир, напоминаем маленькие деликатные ростки, рожденные под небом вместе с другими животрепещущими созданиями. Если ростки получат должный уход и защиту от ветра и дождя, растения вырастут здоровыми и сильными, готовыми противостоять трудностям в будущей жизни. Если же семена сухие и рост их не получил ни любви, ни заботы, растения вырастут слабыми и неуверенными в себе.

 Сколько хрупких созданий потерялось на  большом жизненном поле!


1.Джебран Халиль Джебран (г.р.1931) - ливанский и американский художник,поэт и писатель.

2.Сирио Форель - герой из романа Джорджа Раймонда Ричарда Мартина(г.р.1949)"Игра престолов".

3.Версилия и остальные географические названия - районы Тосканы (Флоренции) в Италии.

4.Джезуэ Кардуччи (1835-1907)- итальянский поэт и критик.