Пту - альтернатива будущего

Сергей Анкудинов
    Из Послания Президента РФ Путина В.В. Федеральному собранию:
«… Мы должны… укреплять прочную духовно-нравственную основу общества.
Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».
     В данном случае речь хочу повести о ПТУ. Да-да! Именно о них. И, в частности, о
ГПТУ- 41г. Горького, в котором я учился  с 1975 по 1978 год.
     Теперь с высоты своих прожитых лет я с полной уверенностью могу сказать, что ПТУ были ни больше ни меньше как «школой жизни». Школой жизни – в первую очередь. А во вторую – это обучение выбранной специальности и получение знаний на уровне среднего образования.
     Странное дело? Почему прошлое нас ничему не учит? Почему и зачем нам надо сначала всё разрушить, а потом хвататься за голову и восклицать: что мы наделали? Что мы натворили? Но уж что сделано, то сделано. И теперь нам всем миром надо думать о том, как всё добропорядочное и позитивное всех сфер деятельности советского общества
вернуть назад. На сегодня наше общество похоже на заблудшего путника, сошедшего в определённый момент с своей заветной тропы. Чтоб выйти к дому, очутиться в своих родных пенатах, надо по своим собственным следам вернуться назад. Снова встать на знакомую до боли всем нам дорожку, продолжить по ней путь, чтоб благополучно выйти из дремучего заколдованного леса в чистое ромашковое поле, с прямой столбовой дорогой,  ведущей в наш родной роднущий дом, в котором всем нам снова станет хорошо и уютно. Блуждания наобум ни к чему хорошему не приведут. Только ещё больше заблудимся и больше (невесть сколько) будем блуждать и мытариться. Так вот: мои первые шаги назад, в плане профессионально технического образования, неплохо было бы сделать такими.  Начать восстанавливать профессионально-технические училища. Ввести, как и ранее, в этих образовательных учреждениях удобную красивую и строгую форму. Обучение, как и в советское время, сделать трехгодичным и бесплатным.  (В принципе, сейчас все это восстанавливается и перелицовывается). Введение формы сгладило бы социальное неравенство среди учащихся этих заведений. В этом видится один положительный момент. Второй момент тот, что многих малообеспеченных родителей также частично избавило бы от семейной проблемы, как и на что купить дочке, сыну к первому сентября наряды, чтобы он был одет не хуже детей людей обеспеченных и богатых. А то ведь родители со скудным достатком по этой причине рвутся, душатся, лезут из кожи вон, чтоб одеть своих чад, не хуже других. Если обновки чуть скромней, то тут уж сами дети закатывают истерику по поводу того, что у них одежда не соответствует нынешней моде. Дети озлобляются на своих родителей, начинают вести себя  и в учебных заведениях, и на улице вызывающе. Ведь им психологически надо уравнять себя со своими сверстниками. Пример, конечно, далеко не классический, но я, думаю, он отражает суть нашей незавидной повседневности, то не благополучие, которое мы имеем. Кстати, введение формы надо ввести во всех образовательных учреждениях.
     Другим этапом надо, несомненно, ввести жесткую дисциплину, как на уроках, так и на территории училищ. Это, пожалуй, самое главное. И в нынешней  обстановке, где расхристанность, вседозволенность, хамство имеют место, кажется невозможным. Но это вещи вполне реализуемы и выполнимы. Как говорится:  было бы желание.
    Восстановление профтехучилищ будет прекрасной альтернативой для тех учащихся школ, кто не желает заканчивать 11 классов.  Уверен, желающих найдется немало. И не потому что кто-то просто не хочет учиться, а потому, что многим ребятам захочется получить специальность по душе. Имея специальность, молодому человеку гораздо проще будет устроиться на работу, нежели простому учащемуся школы. Имеешь специальность – значит, имеешь работу! А это очень большой жизненный плюс.
     Во всех образовательных учреждениях ввести производственную практику. В СПТУ в летний период сроком не менее полутора месяцев; причем учащиеся должны направляться на практики в существующие колхозы и совхозы. В городских профтех образовательных заведениях молодежь должна направляться на те объекты работа, на которых соответствовала бы освоению той профессии, которую выбрал тот или иной индивид. Желательно это делать с выездом в другие близлежащие моногорода и посёлки. На производственных практиках мастерам и учителям надо также поддерживать жесткую дисциплину и порядок. Объяснять и показывать, что любая работа, любой труд почётен, полезен и жизненно важен для человека и страны, в которой он живёт. Нам во что бы то ни стало надо вернуть уважение именно к человеку труда и к его профессии. Работа – главное! Задача научить человека работать физически, а ведь эта проблема тоже из области педагогики, чтоб молодой человек не боялся и не чурался работы неблагодарной и тяжелой. Через физический, тяжелый труд при жесткой дисциплине к молодым людям будет приходить жизненный опыт, формироваться свое мировоззрение и нравы, т.к. они бок о бок будут трудиться со взрослыми, а они, по большому счету, плохому не научат. Хотя и взрослые сейчас бывают такие, что оторви да брось. С этим мне самому приходилось сталкиваться не раз.
     Всякая непотребность, чернуха и порнография, весь морально-нравственный негатив, свалившиеся на нас с развалом Советского Союза – должны кануть в Лету. Нам надо произвести переоценку ценностей в сторону прекрасного и вечного. Поднять нашу мораль на качественно новый духовный уровень. Остановить деградацию нашего сознания. Выработать новую идеологию, с конкретно намеченными целями.
     Да! Что мы потеряли и к чему пришли? Это же ужас. Я вспоминаю свою пэтэушную жизнь и опять же с гордостью произношу, что это была ШКОЛА ЖИЗНИ. Да-да! Мы учились, копили знания, осваивали свои будущие профессии. Конечно же, у кого какое прилежание было. А уж какое там прилежание, если мы в пятнадцать лет были оторваны по сути дела от дома и семьи. Жили в общагах. Причем, я и мои сверстники жили в рабочей общаге рядом с мужским контингентом разного возрастного уровня и были предоставлены сами себе. Но… все же учились! и… почему-то думали только о хорошем!
     Не знаю как в других ПТУ, но в нашем все было, (имеется ввиду образовательный процесс), на высшем уровне. И уж явно на уровень выше, нежели в сельской школе, где я заканчивал восьмилетку. Лично я горд ещё и тем, что нам, деревенщине, в течение всего первого курса преподавали ЭСТЭТИКУ.
Как сейчас вижу, как преподаватель  буквально на первом уроке спрашивает одного из учащихся нашей группы:
     - Василий, скажи, пожалуйста, что такое эстетика?
     И Василий встал и дал точное определение этого слова. Мне тогда подумалось: «Откуда он это знает?»
     И я сейчас тоже точно знаю другое, что вот задай этот вопрос, допустим, студенту университета или любого другого образовательного учреждения, и ведь редко кто сможет  на него ответить, то есть дать точное определение этого слова. И это о многом говорит. И мы тогда знали, как правильно пройти в кинотеатре между рядами и сесть на своё место. И даже самое элементарное: как правильно держать вилку и ложку – мы тоже знали. И многое другое, что нас возвышало и отличало от наших сверстников заканчивающих десятилетку, а  не профтехучилища.
     Странно, что о ПТУ сложилась некая негативная составляющая. И даже когда их (ПТУ)практически нет, но это мнение до сих пор бытует. Так недавно мне довелось затронуть тему о проблеме ПТУ в кругу интеллигентных, образованных людей. И вдруг услышал для себя ошарашивающий вопрос:
     - И вы не стесняетесь об этом говорить?
     - Нет, не стесняюсь, - ответил я, немного сам, изумившись этому с их стороны вопросу тоже.
     Это прозвучало так, будто я учился в школе для умственно-отсталых. Да и «стесняюсь»? Как это понимать? Это значит, что мне надо стесняться ещё и того, что я хотел стать рабочим,  что я хотел трудиться на благо Родины, хотел созидать и стать Человеком. И ведь так и было. Мы рано мужали. В 18 лет мы были, можно сказать, настоящими мужиками. Когда я пришел на службу и попал на корабль, несмотря на свою шустрость и пэтэушную закалку, годки нам казались такими дядями, что не передать. Нас завели в ЦПУ и Сашака Токарев, старшина второй статьи, командир отделения мотористов, уставившись на меня, указывая пальцем, произносит:
     - О-о, вот этого по харе видно – жизнь видел.
     Да, были ерничанья  и нелицеприятные высказывания в адрес пэтэушников, всё на фоне того же нашего низкого социального положения; насмешечки разного рода: ПТУ – приют тупых учеников и т.д. Но никто от этого не комплексовал и уж тем более никто на это не обижался. Хотя «институтские» к нам и относились, если не с презрением, то как-то пренебрежительно. Не обходилось и без курьёзов. Мы как-то попали на танцы в общежитие института Физкультуры и спорта Я пригласил на танец симпатичную
статную девушку. Танцуем. Она возьми да и спроси меня: на каком факультете я учусь.
Мне бы соврать, а я по простоте душевной с откровенничал и брякнул:
   

     - … Да я из сорок первого училища!
     Она как рванет от меня, будто её кипятком ошпарили. Да и сам от стыда юркнул в толпу. Явно, что она про этику и эстетику и слыхом не слыхивала. Нам, как тогда,  и тем более сейчас, не хватает элементарной человеческой культуры. Когда я вижу, как, стоя на светофоре, водитель открывает окно и выкидывает в него пустую пивную банку на асфальт. Я негодую и говорю: «Да-а долго мы еще не увидим никаких перемен в лучшую сторону». В принципе, этот «нехороший товарищ» олицетворяет своим поступком моральное состояние нашего общества в целом и наше бескультурье. А вот если бы в школе, лицее, колледже, да и в наших вузах учили хорошим манерам, многие бы так не поступали. И наши города стали бы намного чище и краше. А люди: добрей, приветливей, а главное Культурней. Культурный человек уважает сам себя. Уважает себя, значит, уважает и окружающих его людей. Культурный и уважающий себя и других человек никогда не позволит обращаться с собой, кому как вздумается. Он не позволит проводить над собой эксперименты и разные социальные выкрутасы. Такой сразу воспрянет против грязи и несправедливости; ибо Культура и непорядочность вещи суть антагонистические. Вывод всё тот же: в нас нет или мало Культуры. Её надо прививать и воспитывать.

     Но мне снова хочется вернуться в прошлое. Теперь многие из нас (в том числе и я) кусаем локти, думая о том, какое добропорядочное общество мы потеряли. Сколько прекрасного и незабвенного осталось в том прошлом, несмотря на разного рода издержки и недочёты. Да, и там (в Союзе) были перекосы. Да никто и не скажет, что Советское общество было идеальным. Но в нём (в этом обществе) были: порядок, дисциплина, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, работа, бесплатное обучение, бесплатная медицина, одним словом всё то, чего нет в ныне существующем обществе. Напротив, мы сейчас живем в не спокойствии и нестабильности, в хаосе и правовом беспределе, в коррупции и нищете. Все это угнетает и накладывает свой негативный отпечаток на наше настроение и на наше сознание. Причем на все слои нашего общества. Не думаю, что человеку с достатком будет житься весело  и хорошо, когда вокруг другие нищенствуют, мытарятся и деградируют. В таком обществе любой порядочный и честный человек будет всегда испытывать дискомфорт. Поэтому, нам всем надо думать о том, как в своем доме навести порядок и, самое главное, создать в нем ту благостную атмосферу, чтоб нам всем в нем было хорошо и комфортно.

* * *

     Даже сейчас многие уцелевшие фабрики и заводы испытывают нехватку самых распространенных профессий: токарей, слесарей, наладчиков, инструментальщиков…
Стройке недостает каменщиков, плиточников, мозаечников, плотников, столяров,
бетонщиков. Чем раньше мы возродим профтех образовательный сегмент, тем легче нашей молодежи будет в ближайшей перспективе вписаться в модернизационный процесс. Он у нас только-только зарождается, но настанет момент, когда он как гром средь ясного неба обрушиться на нашу Россию и нам всем неистово и боговдохновенно придется трудиться, чтоб преодолеть то чудовищное отставание, в которое мы впали, разрушив некогда Советский Союз и его инфраструктуру.
     Мне представляется: во всех областях и сферах нашей деятельности будут руководить «технари». Эпоха «юристов» - канет  в Лету. Технари выйдут из  средне-специальных и средне-технических учебных заведений. Это будут практики высшего масштаба. Они получат колоссальную трудовую закалку. Из них же в последующем сформируется и управляющая прослойка (Элита) нашей многострадальной России. Только технари, практики и трудяги могут грамотно, жестко и умело управлять нашей огромной страной. Наша прошлая история этому подтверждение. Вспомним того же Петра Первого, как он через топор, через физический труд приходил к осмыслению грамотного, глубоко продуманного подхода к управлению нашей великой державой. А руководители того же Советского Союза? Почему раньше на слуху была такая поговорка: «Крепка Советская власть». Да, действительно она до определенного момента была крепка. Почему крепка? Да потому что те, кто управлял страной, имели колоссальнейший жизненный опыт. У них у всех была медвежья хватка. А почему у них всё это было? И опыт, и провидение, и четкие властные ориентиры? Да потому что всех их в детстве, в юности и в более взрослой жизни – окрестили плуг да борона! Они от них вышли в жизнь. И почему мы сейчас в нашей стране живем, как на пороховой бочке, не имея никакой жизненной стабильности? Лично для меня ответ исключительно ясен. Потому что государством управляют дилетанты, т.е. позавчерашние школьники.


     Вкратце хочется рассказать, как закончилась наша учёба в училище, после которого мы шагнули в самостоятельную жизнь. Но она нас уже нисколечко не пугала – мы умели жить. В мае 1978 года нас закинули на практику п. Починки, на юге Горьковской области, что на границе с Мордовией. Работали на строительстве местного СПТУ. Практика наша затянулась на всё лето, аж до середины августа. В училище все группы третьего курса уже защитили свои дипломы, а мы всё работали и работали. О нас как бы все позабыли. Но мы особо назад и не торопились. Там  было так здорово, что не передать. На эту стройку съехалось много молодежи, студентов. Каждый вечер танцы, знакомства, гулянья под луной, песни под гитару… Был там стройотряд и из университета им. Лобачевского.
Наш командир группы Василий Куприянов влюбился в командира группы университетского стройотряда. Кто бы мог подумать, что с нашим Васей может такое случиться? Но ведь случилось же! Наш Вася красавец мужчина! Точнее было бы сказать «юноша». Вася – высокого роста, в плечах косая сажень. Очень умный и ясный взгляд. Василий всегда одет в костюмчик и опрятную наглаженную рубашечку. Туфельки всегда начищены и блестят. Вася врожденный интеллигент и эстет. Он скромен и опрятен.
Василий выглядел немного старше своих имеющихся лет. Самое позитивное в Василии для нас было то, что он в группе не делил нас на хороших и плохих, на отстающих и успевающих. Мы для него были все одинаковыми, и он каждому из нас всегда был готов прийти на помощь.
     Она же напротив: толстенькая, неуклюженькая, не красавица, по годам старше Василия. Мы все поражались Васиному выбору. Но видимо это был тот случай, про который говорят: любовь зла – полюбишь и козла.
     В конце концов, наша преддипломная практика закончилась. По приезду в училище нам дали десять дней для написания дипломных работ. Точнее на их доработку. Якобы они у нас уже были в завершающей стадии. Ну откуда руководству училища знать, что нам в Починках было не до дипломных работ. Все это нам пришлось наверстывать в отведенные десять дней. Это был тоже ответственный момент в нашей жизни. И заметьте: «Защита диплома?!» Вся наша группа каменщиков-монтажников успешно защитила свои «аттестаты зрелости».
     Не знаю почему, но мне своё повествование хочется закончить есенинскими строками. Наверное, потому, что память периодически возвращает нас в то незабвенное прошлое, когда мы были отчаянно дерзкими, молодыми и… счастливыми!


…Далёкие милые были!..
Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.

    
   СЕРГЕЙ АНКУДИНОВ