Два мандарина

Ирина Горбань
(Зарисовка акварелью)

Холодно, сыро, дождливо. У подъезда пожилая женщина кормит стаю голубей.

- Последние пакеты гуманитарки были с такими странными макаронами, что не поняла, как их варить, повернулась ко мне соседка.

- А постным маслом смазывать?
- Какой там? Они мгновенно в кашу превращаются, только попав в кипяток. Так я их через мясорубку прокручиваю и кормлю голубей. Им нравятся. А я теперь побирушка.
- Не поняла. У вас пенсия. Вижу в окно, как на рынок ходите, в магазин.

- Я специально ежедневно выхожу из дому на местный рынок. Ноги болят – подагра вывернула в разные стороны – но ходить надо, чтобы не свалиться в постель. А чтобы был интерес ходить по торговым рядам, я покупаю себе чего-нибудь вкусного совсем мало, чтобы снова вернуться за свеженьким.

Стою я, значит, в очереди за мандаринами. Выбрала предварительно парочку и не знаю, разрешит ли продавец их взвесить или отнимет и выбросит в коробку, а даст то, что под руку попадет. И тут ко мне подходит незнакомая девушка и вкладывает мне в руку, в которой были мандарины, 50 рублей. Я испугалась и сказала, что мне не надо. У меня хватит денег. Но она так настойчиво сжала мой кулак, что я перестала сопротивляться.

Девушка ушла из очереди. Я купила мандарины именно те, которые держала в руке, а чужие 50 рублей решила потратить на другие надобности. Есть у нас в дальнем уголочке рынка женщина, торгующая дешевыми церковными свечами. Я на все деньги купила. Я ведь дома решила молитвы читать. Кроссворды не разгадываю. Не хочется.

 Раньше индивидуально со школьниками занималась, учителем была, теперь трудно стало. Да и дети не те. Трудно с ними. Всегда была атеисткой, а тут что-то произошло. Возраст, что ли? Почему свечи на базаре беру? Расскажу. Пришла как-то в церковь поставить свечи родителям своим, протянула деньги в свечную лавку, а там такую сумму назвали, что я испугалась, хватит ли заказать литургию.

Купила две свечи, хотела зажечь, но мне не позволили. Там дежурная стоит и не разрешает, говорит, что сама потом зажжет свечи, когда вставленные догорят. А зачем мне незажженные свечи? Я маме хотела, папе…

Час на скамейке в углу просидела, и ко мне подошла та женщина. Сказала, чтобы зажгла. Спасибо ей.

А теперь я придумала: езжу в центр города на самый большой рынок и покупаю свечи. Дома есть молитвослов, иконки, доставшиеся от родителей. Им больше ста лет сейчас. Вот и нашла выход. Не хожу в церковь. Дорого там. Правда, на остановке долго стою. Не хотят водители брать нас стареньких с палочками бесплатно. А мне десять рублей за проезд дорого платить, я бы эти деньги на свечечку потратила и за здравие водителя зажгла. Было бы проще, если бы и с Украины получала пенсию. Ведь ветеран труда, и медаль хранится. Но как туда ехать, если ноги не слушаются. А на границе, говорят, некоторые и умирают. А я пожить хочу. Ведь не жила всю жизнь – всё к чему-то стремилась. Сейчас бы пожить, да война не дает.

- Что-то я хотела тебя спросить… Ах, да, я теперь побирушка, если мне дали деньги на мандарины?

- Глупости, Наталья Ивановна.

- А люди что говорят? Это уже голод или еще подождать? Умирать-то я еще не собираюсь. Хоть и 80, но жить еще хочется. Помню те времена, когда было голодно. Но не помню, чтобы именно так. Да и нищих на три села было два человека. А сейчас столько по мусорным бакам ковыряются. Деточка,  жить-то как?

- Жить? Как всю жизнь жили. Холодильник не пустой, овощи и окорочка есть, кусочек сала всегда найдется. А девушке спасибо. Есть сейчас у молодежи доброе увлечение – помогать стареньким бабушкам копеечкой.

- Хорошее увлечение. А говорят, вокруг наркоманы развелись.
- А вы не слушайте тех, кто говорит.

- Соседка из нашего подъезда рассказывала. Да ты ее знаешь. Внук у нее наркоман. Из дому выносит всё, что не успеет спрятать. Я ей помогаю. Куплю литр молока, обязательно ей стакан налью. Похоже, мало ей осталось. Жаль, что все так вышло. Она две пенсии получает, а ни одной не остается. Вот и думаю, может хорошо, что у меня одна?

Есть у меня секрет. На днях поеду в Красный Лиман. Мне пообещали помочь с пенсией. Не знаю, вернусь ли. Кто тогда голубей кормить будет?

Что-то я долго живу. Война, а я живу. Не обижайся. Я ведь пожить хочу. Не жила еще.

23.11.2017


Ирина Горбань