Супервизия Кельвина. Гл. 2. Океан

Геннадий Федотов
                Прямая дорога кишит призраками
                Прошлого и настоящего,
                Но человек на то и прям,
                Чтобы ходить по ней.

                "Путь" Бродячий Философ



Персонажи:
Крис Кельвин - психолог, вернувшийся на Землю после миссии на орбитальную научную станцию возле планеты "Солярис". Миссия подробно описана в одноименной  повести Станислава Лема.
Док - супервизор (супервизия - это процедура диагностики и реабилитации  психологов, имевших длительные напряженные контакты в стрессовой обстановке).
Океан - разумный океан Соляриса.
"Профессор кислых щей" - земная подружка Криса Кельвина.



- О! Всё же Вы пришли на второй сеанс супервизии, Кельвин. Я очень рад. Видимо Вы преодолели некоторые предубеждения, а это снимает барьеры и, надеюсь, облегчает дальнейшую супервизию. Мне интересно, Крис, планируете ли Вы заняться практической работой психолога? Повышаете ли Вы свою квалификацию в этой области? Ведь с времён Фрейда прошло много времени. Многое чего нового открыли и в самом человеке и в представлениях об окружающей  действительности.
- Конечно же, планирую, но думаю мне еще рано работать.  Я много читаю, док, изучаю... Феноменология, структурализм, постмодерн, постнеклассическая онтология, коллективное бессознательное, трансперсональная и квантовая психология… Собственно, поэтому я и пришел. Хочу поговорить с Вами о разумном океане Соляриса.
-Конечно же поговорим, Крис, но немного позже. Поначалу хотелось бы узнать, как Вы живете, как обустроились?  Вы преодолели расстояние в 20 световых лет, возвращаясь с межпланетной станции, и прошло 65 лет, на Земле произошли разительные перемены за это время, не правда ли?
-Многое изменилось, док, я согласен… А у меня подружка появилась. Прикинулась поначалу простушкой, изъясняется, как провинциалка - «то да сё», «айда, гулять», а сама математик, доктор философии, профессор кафедры рационального питания в Пищевой Академии. Как начала мне про эйдетическую редукцию хаоса «вправлять» в явлениях турбулентности при  улучшении качества вишнёвого компота путем его структурирования во фрактальную систему странных аттракторов .  Феноменологию виртуальности туда же присовокупила … У меня голова пошла  кругом от этих интеллектуалных вывертов, стал дразнить её «профессором кислых щей», чтоб разозлилась и сбежала. А она ни в какую. - Редкий ты экземпляр по своей дремучести, - говорит,- прямо-таки находка для исследователя.  Отвечаю ей: «Вместо того, чтобы собственные мозги в проходной двор превращать и гонять своё глупое альтер-эго за клубничкой в интернете, тебе надо было отправить его за доказательствами теории хаоса в примордиальный мир, чтобы «вчувствовало» суть проблемы. Это было бы аналогизирующим переносом.  Ведь тогда появятся не одно доказательство, полученное с помощью эйдетической редукции, но еще и – с помощью примордиальной. То есть, получишь второй взгляд, из другого ракурса (с позиции альте-эго). Это  как бы верифицирует правильность твоих эмпирических построений … А иначе проблематичность достоверности интерсубъективности (то есть присутствие твоего субъекта в виртуальном объекте исследований) так и остается проблемой. Шатковато выглядят доказательства, добытые подобным образом»…  Сцепились мы, в общем, как два бульдога под ковром. Весело… Так и живу, док.   
- Я рад, Крис, что Вы с юмором начинаете воспринимать окружающую действительность. Это добрый знак. Но мне кажется, что Вы слишком перетруждаете свой мозг. Вот, например,  последние слова. На каком языке Вы их только что произносили?
Крис смущенно:
-Извините, пожалуйста, меня «заносит» иногда.  И все же об Океане хочу сказать. Никак не отвяжусь от крамольной мысли, что разумный Океан причудился мне во время предыдущего сеанса.  А сам я просто-напросто сумасшедший, поэтому Вы меня лечите, а супервизия – лишь прикрытие. То есть, Вы, док, не так просты,  каким стараетесь казаться…
-Ну что Вы, Крис.  Всё так, как было изначально. Вы пережили сильный стресс на Солярисе.  Есть некоторые последствия, это неизбежно. Например, считать людей не такими, какими их наблюдаете, а обманщиками, - это шизоидные проявления. Но это не латентное, а пограничное состояние, обусловленное стрессом, и не более. В клинических же проявлениях сюда добавляются моральное безумие, бездушие и еще многое чего другого. Но это не о Вас, Крис.  А иначе бы нас всех поголовно следует признать сумасшедшими. Ведь всем нам без исключения жизнь постоянно преподносит сюрпризы, выбивающие из колеи.
-Извините, док.
-Коли наша беседа, Кельвин, развивается в этом направлении, хочу сказать, что теоретически не я, а Вы сами могли создать разумный океан. Такой вывод был бы корректен в рамках одного из тех научных направлений, которые Вы перечислили выше. Оно предполагает, что мы сами создаём окружающий мир. Посмотел в одну сторону – там, что-то появилось, типа домов, людей, природы (вернее проявилось из виртуального, вероятного, переходного состояния из физического в виртуальное … фактически из пустоты), а отвернулся – все это исчезло, вернулось в свою прежнюю размытую бесформенность, как Ваш разумный Океан.  И получается, что каждый из нас – это галлюцинирующая галлюцинация.
Лично я отношусь к подобным философским построениям с определенной долей скепсиса. И даже не потому, что не верю. Тут другие сомнения – ведь тогда получается, что это не Вы, а я придумал и Вас, и Ваш Солярис, и Ваши проблемы, а зачем это мне?.. То есть, в какие бы лабиринты не завел нас разум в своем познавательном порыве, отделившись от тела, от физической реальности, - в конечном итоге мы упираемся в подобный парадокс, и хорошо ещё, если движение происходит по восходящей спирали, а не по кругу. Недаром, на востоке говорят: будь здесь и сейчас. Это очень мудрые слова. Немного позже мы еще вернемся  к этой теме…
- Док, сейчас я с огромным интересом штудирую Карла Густава Юнга. Хочу сказать, что его рассуждение о коллективном бессознательном напоминают мне о разумном океане Соляриса. Бесформенное бессознательное, действительно, подобно бескрайнему океану. Человеческая культура закладывает в бессознательное свои артефакты и «правильные» сквозь фильтр общественных табу. Отсюда и  синхронистичность в социуме, одинаковые даже бессознательные действия. А на Солярисе Океан легко вскрывал бессознательное космических путешественников.
Вы не находите ничего странного, док? Некое сродство бессознательного и Океана? А иначе, как бы он проделывал все эти штучки? Своевольный Океан Соляриса похож на гигантский планетарный мозг во многом потому, что очень напоминает наше неуправляемое бессознательное.
- Нахожу, дорогой Крис. Конечно же, нахожу. И вижу, что времени Вы зря не теряли в истекший  период.  Меня даже приводит в восторг Ваше сравнение Океана с мозгом. Представьте наш мозг, миллиарды нейронов, а связей между ними больше, чем атомов во Вселенной. А у  мозга Соляриса возможности будут безграничны, они распространяются за пределы Вселенной. Такой мозг мог породить весь мир и нас с Вами. Тогда Вы встречались с богом Крис… Быть может, Вы теперь и не совсем человек. То есть, человек конечно же, но только не в обыденном земном понимании.
-Вы опять испытываете меня, док, на адекватность? Дудки! Не поведусь на Ваши уловки. Вы говорите, что океан - это мозг, но обычный человеческий мозг состоит в основном из жирных кислот, а они хороший полиэлектролит, который обеспечивает прохождение электроипульсов, обеспечивающих мыслительную деятельность. В масштабах планеты сигналы через весь мозг будут проходить очень долго. Ведь такая среда обладает электрическим сопротивлением, а расстояния огромны. Потребуется огромное время, чтобы сформировать даже самую простую мысль, не говоря уже о манипуляция которые Океан проделал с нами.
-Вы рассуждаете очень логично, Крис, но я думаю, что всё выглядит гораздо сложнее, а может быть, наоборот, проще. Это как посмотреть, из какой позиции наблюдателя, из какого измерения. Наверняка, Океану достаточно  задействовать какие-то локальные участки, чтобы мыслить над такими проблемами, как пришлые существа, типа Вас. Или материализация Вашего бессознательного. Странные аттракторы во фрактальной структуре вишневого сиропа у Вашей подружки – это нечто подобное мыслящему Океану. Это модель мыслительной деятельности, но это же и способ существования, бытия.
-Но это очень далекие ассоциации, док, очень далекие…
- Вспомните, откуда Вы прилетели, Крис, и что пережили, прежде чем говорить, что я фантазирую. Вы ведь знаете, Крис, как устроен любой плод, например, яблоко или вишенка. Внутри косточка – зерно, а снаружи оболочка. Так вот, Океан – это сироп, сделанный из вишневых оболочек, а косточки улетели порождать новую жизнь, вырасти вишневым садом, так сказать... или яблоневым.  Но на месте косточек сохранилась пустоты, вакуум, готовая родить новые косточки. Математические выкладки Перельмана доказывают, что такие пустоты во Вселенной существуют, они не «размазываются» при перемешивании. То есть они «помнят» все то, что породили, помнят всех нас. Перельман назвал их «душами».
-Док, у меня и от теорий моей подружки голова кругом идет, а Вы меня добить окончательно, наверное,  решили.
-Уверяю Вас, Крис, я не делаю ничего такого, что могло бы Вам навредить. Напротив. Быть может когда-то Вы научитесь ходить не по кругу, не по спирали, а прямо, сквозь стены…
В отношении гигантских расстояний, препятствующих мыслительной деятельности Океана. – В некоторых измерениях расстояний не существует, впрочем, так же как и времени. И взрыва не было из точки.  Мы многое придумали в силу особенностей нашего восприятия. Как-то так…
Приходите на следующий сеанс, Крис, мы сменим тему. Мы поговорим о "запутанности" и нашей связи через нее с упомянутыми "душами"...



Картинка из интернета