Принадлежит ли Спаситель мира кисти Леонардо Да Ви

Николай Векшин
Миллиардер Дмитрий Рыболовлев недавно продал картину «Спаситель  мира», приписываемую кисти Леонардо Да Винчи, за 450 миллионов долларов. Рекордная цена для произведений искусства. При этом полезно напомнить, что за пару лет до этого случился скандал вокруг обвинений в мошенничестве, выдвинутых Рыболовлевым против Ива Бувье - предыдущего хозяина картины.

Дело в том, что картина долгое время считалась копией. Цитирую Википедию: «В эпоху Контрреформации к безбородому и до странного женственному лицу Спасителя пририсовали традиционные усы и бородку. В таком виде атрибутировать картину было настолько затруднительно, что в 1958 году наследники баронета Фредерика Кука смогли реализовать её на аукционе Сотбис только за 45 фунтов, как работу миланской школы».

Заплатили ли Ив Бувье и Рыболовлев специалистам, проводившим реставрацию и экспертизу? Несомненно. Особо настораживает, что детали реставрации, которой руководила Диана Дуайер-Модестини, не раскрывались.

«Преображённый реставраторами «Спаситель» проходил экспертизу в нескольких музеях Европы и США. Из них только лондонский после консультаций с крупнейшими экспертами рискнул признать авторство Леонардо» (цит. по Википедии). Те специалисты, которых не привлекли к экспертизе, тоже не признали картину подлинником.

Какие же доказательства привели подкупленные лондонские эксперты в доказательство того, что картина не копия, а подлинник? Вот они: 1) Время создания полотна - около 1500 года, то есть, когда жил Леонардо (1452 – 1519 г.). 2) Чёрный фон говорит в пользу датировки пребыванием Леонардо в Милане. 3) Техника - специфическая филигранная: масляная живопись в стиле «сфумато». 4) Стиль картины типично «леонардовский». 5) Лик Спасителя необычно женственен. 6) Лик похож на лицо знаменитой «Джоконды». 7) Прозрачность шара исполнена мастерски. 8) При  реставрации обнаружено исправление первоначальным мастером положения большого пальца,  а исправления характерны для подлинников, но не копий. 9) У картины существует множество копий, а это означает, что они делались с подлинника. 10) Наличие значимых отклонений последующих наложений от изначального замысла свидетельствует об оригинальности исходного произведения. 11) Картина имеет сходство с эскизами из Виндзорского замка. 12) Доказано полное соответствие пигментов нью-йоркского «Спасителя» и лондонской «Мадонны в скалах», которая принадлежит кисти Да Винчи.

А вот мои контр-аргументы (думаю, что некоторые из них запросто могли высказать специалисты, не согласные с лондонскими экспертами): 1) Никакой даты мастер на полотне не поставил. Датировка по составу красок весьма спорна и произвольна. Погрешность датировки по радиоуглеродному методу обычно превышает ± 200 лет. 2) Чёрный фон в то время использовали многие живописцы. 3) Техника «сфумато» применялась многими мастерами. 4) От Леонардо сохранилось всего 18 картин, в которых сюжеты и техника варьируют весьма значительно, т.е. нет никакого «леонардовского» стиля. 5) Лик действительно женственен, но руки крупные, вряд ли женские. Одно из двух: либо мастер сознательно «скрестил» мужское и женское, либо не был мастером. 6) На «Мону Лизу» лик «Спасителя» действительно немного похож, но это не является доказательством подлинности, а говорит лишь об одной живописной школе или сходных понятиях о красоте. 7) Прозрачность шара могла быть выполнена практически любым живописцем. 8) Исправление положения пальца означает, что живописец не был мастером, рисующим легко и уверенно. 9) Все копии «Спасителя» слишком сильно отличаются друг от  друга, т.е. это по сути не копии, а вариации разных художников на один сюжет. 10) Наличие поздних «исправлений» вроде пририсовки бороды говорит не об оригинальности исходника, а о том, что хозяин картины испугался обвинения в ереси. 11) Никакого особого сходства с леонардовскими эскизами из Виндзорского замка «Спаситель»  не имеет. Скорее наоборот. Эскизы выполнены мастерски, т.к. Винчи - автор капитального атласа строения человеческого тела - был прекрасный рисовальщик и график, а в «Спасителе» нет изящности линий, филигранности, динамики, объёмности пространства. 12) Соответствие не есть совпадение. Состав красок у многих итальянских и французских живописцев того времени был сходен. Никаких «особых веществ» для красок Леонардо не использовал.
Выводы делайте сами.