Одесская Лузановка

Любовь Матвеева-Поротикова
            "Море что горе, и берегов не видно" (русск. пог.)               

            Я всё ещё плохо сплю по ночам – за восемь дней, проведённых в дороге по пути в Одессу из Казахстана и обратно, выспалась на сто рядов. Но сегодня просыпаться не хотела – мне снилась Лузановка! Хороши все уловки  архитекторов и цивилизации, воздвигших дворцы и города, но с величием и простотой МОРЯ поспорить некому… Снова морской бриз перебирал мои волосы, я слышала крики чаек, любовалась морским прибоем и отважными "моржами", которые окунались в холодные черноморские воды.
             - Как вас звать?- подошла я к одному из них, крупному, хорошо сложенному мужчине средних лет.
             - Михаил, - ответил он.
             - Откуда вы приехали?
             - Из Киева.
             - А почему не в Крым? Там теплее!
             - Завтра уезжаем с товарищем в Крым, автобусом…
             Подбежал товарищ – он тоже искупался, и бегал по берегу – грелся.
             - Хорошо вам отдохнуть! – пожелала я им, и отошла.
             Все предыдущие дни были пасмурными, а сегодня небо очистилось, и солнце радостно заиграло на лицах. Всё, что способно радоваться солнцу и располагало временем, двинулось к морю. Молодые влюблённые и солидные дамы с собачками, родители с беспокойными детьми и углублённые в себя старцы. Вот всю скамейку заняла старушка со множеством кошек, штук восемнадцать. Они гуляют вокруг, потягиваются на подстилках, ластятся к прохожим.  Любители и сочувствующие подают старушке деньги на прокорм животных, она с благодарностью принимает. А вот расположилась молодая торговка с только что сваренными мелкими подсоленными рачками, очень аппетитными на вид. Я подхожу:
             - Сколько стоит удовольствие?
             - Тридцать гривен.
             - А двадцать?..
             - Что вы! И так хорошо берут!
             Беру и я – экзотика! И прошу показать, как их надо есть. Забыла… Когда-то мы с мужем, только поженившись, жили во Владивостоке.  Тогда их  продавали в бумажных кулёчках, и было это аж… в семидесятые прошлого века…
             А вообще-то я приехала в Лузановку, чтобы найти Жанну, у которой мы с шестнадцатилетней дочкой Леной когда-то, в 1994 году, останавливались. Жанну – добрую, весёлую, смешливую украиночку. Она подхватила нас сразу у поезда, и увезла к себе, соблазнив дешёвой платой за жильё, уверив, что море – рядом. Сразу подала такое огромное блюдо свежих абрикосов, что нам большого труда стоило его одолеть! Но мы одолели… Но потом равнодушно смотрели, как она собирает под деревьями по шесть вёдер прекрасных фруктов каждый день, и… выбрасывает в мусорный контейнер!
             Я нашла дом Жанны – улица Добровольского, 42… Обветшал дом, постарел, никто мне не открыл, несмотря на тревожный лай очаровательной собачки во дворе. Там явно кто-то жил… Вокруг выросли прекрасные особняки, в которые тоже не достучаться, не дозвониться… Теперь везде так вот обособленно живут... Только через три дома отозвалась хозяйка – Валентина, и объяснила, что Жанны давно нет, она умерла, а домом владеет дочь, пускает квартирантов:
              - Да вон они пошли! – и указала на группу молодых людей, которые торопливо шли к дороге. Странно… Я не меньше получаса отиралась вокруг дома, пытаясь привлечь внимание, а мне так и не открыли - молодые парни... не слепые, не глухие… Так лаяла собачка!.. Так кричала и звонила я!..
               Фотографируюсь на память на фоне моря, вон и солнце клонится к горизонту.  А пока вспоминаю слова бессмертного поэта, и, отойдя подальше от людей, громко декламирую:
                - Прощай, свободная стихия!
                Последний раз передо мной
                Ты катишь волны голубые,
                И блещешь гордою красой!..

                Прощай, Чёрное море! Надеюсь тебя и снова как-нибудь повидать!.. В прошлом году мы виделись с тобой в Сочи, а теперь вот - в Одессе. Люблю тебя, Чё-ёр-но-е мо-ре мо-ё, Чёрное море моё!.. - вокалирую я дальше, и иду к остановке автобуса. По пути набираю в сумку настоящих грецких орехов! Они просто так валяются на земле... Что за благодатный край! В кармане у меня билет в  театр оперетты, на мюзикл «Скрипач на крыше»… Завтра – на поезд, и - домой! В гостях хорошо, а дома лучше!..

         На фото тот самый день, 2017 год.