Чукотка 4

Скляров Анатолий Николаевич
             Вообще Чаунский район (столица Певек) весьма богат природными ископаемыми. Золото, олово, вольфрам, ртуть, уголь, на шельфе нефть и др.. Километрах в 10-15 от Певека есть (был) поселок Транспортный. Там находилось предприятие по ремонту тракторных двигателей. Мало кто знает, что на месте этого предприятия, в конце 40-х годов, находилась обогатительная фабрика урана. Уран очень тяжелый металл и его добывают как и золото, промывкой.

            Именно из этого урана была сделана первая атомная бомба в Советском Союзе. Добывали руду на руднике Северном заключенные. Там и останки зоны сохранились, километрах в 20 от Транспортного, к северу, а промывали на Транспортном. Позднее мне довелось побывать у этого рудника. Вход в шахту заварен наглухо. Как говорят, все оборудование осталось в шахте. На Транспортном остались «хвосты» после промывки урана. На них почти ничего не растет до сих пор.

            В понедельник я появился в конторе ГРП. Встретили доброжелательно, временно поселили в старенький балОк, т.е. жилье на полозьях, рядом с ремонтно-механической базой разведки. Выдали постельное: матрац, одеяло, подушку, простыни и т.д. «Хозяин» балка находился в тундре, и я был предоставлен самому себе. БалОк не имел постоянного хозяина и конечно же был в запущенном состоянии.

            Отопление – железная печурка с железной трубой. Это была середина октября и морозы уже были приличные. К вечеру начал дуть ветерок. Конечно, протопил печку (благо что этому учить меня не нужно). Ложился спать – было жарко, а утром мои волосы примерзли к подушке. Не очень сильно, но неприятно.

            Пришлось мне заняться «текущим» ремонтом: заделывать самые большие дыры и щели. Правда, через неделю переселили меня уже на «постоянное место жительства», в балок заводского изготовления. Двухкомнатный и крохотная кухонька. Двухкомнатный – это из расчета, что я в дальнейшем буду вызывать семью.

            Что приятно, меня даже не спрашивали буду ли я ее вызывать. Балок был объединен с таким же рядом поставленным общей крышей. Получился теплый коридор приличного размера. Отопление сделано заводом водяное, для чего в кухоньке стоял титан с крохотной топкой для дров. Чтобы в балке было тепло, титан нужно постоянно топить. Явная недоработка завода - производителя.

            В общем, пришлось мне переделывать отопление на электрическое, что я благополучно и совершил. Так началась моя рационализаторская деятельность на Севере. Зима подходила к концу, и я начал заочно готовить семью к переезду. В письмах. Жена, конечно, в панике, я даже для ее успокоения ударился в поэзию. Например:
 
А у нас на Севере снег, да снег
Он до окон, до крыш, до солнышка,
А у нас на Севере год - как век
Если ты моё счастье - исполнишься.
Я за этот год всю жизнь изношу
Всё тепло золотое выстужу,
Возле самой земли рвану парашют
И секунды страха не выкажу…
Ты не веришь а я тебя так люблю:
Через ненависть и запреты,
Через жизнь, если нужно переступлю
Ничего не прося за это!

Почти не помогало, тогда я заявил, что оставайся там, а я буду жить на Севере. И сразу все получилось. Через две недели я ехал за ней и дочкой в аэропорт.

           Привез я свою драгоценную половину в балок, и начал ждать ее реакции на все окружающее. Через день она потащила меня покупать стулья и разную мелочевку по хозяйству. Ну, значит все, уже почти освоилась, настраивается жить в поселке долго.

            Что интересно, многие здесь жили как бы «временно»: вместо стульев – ящики, самодельные грубые столы и лежанки. Все «временное», как будто они собираются завтра уезжать. И это «временно» длится много лет. Практически никаких домашних удобств, все откладывается «на потом, до материка». Моя «бабушка» начала устраиваться надолго и со всеми возможными в наших условиях удобствами.

            В советское время заниматься «изобретениями» на производстве было одно удовольствие. Это поощрялось и морально и материально. И поле деятельности – непочатый край. Если прямо говорить, то техника в Союзе была на довольно примитивном уровне. Если грамотно применить свои знания, то возможности для рационализации были очень большие.

            Но тут вступают в действие еще и другие факторы, которые можно расценивать весьма неоднозначно. Такой пример. В ГРП (геологоразведочная партия) была бригада траншейной разведки. Там был передвижной комплекс по прозвищу Челленджер. В этом Челленджере, в комплекте, в одном помещении на гусеничном ходу, располагались ДЭС (дизельная электростанция), мощный дизельный турбокомпрессор и сварочный аппарат.

            ДЭСку можно запустить или аккумулятором, или вспомогательным двигателем, вручную. А компрессор, в силу его большой мощности, только четырьмя аккумуляторами также огромной мощности. В зимнее время запустить его вообще большая проблема. Масло в компрессоре замерзает и аккумуляторам элементарно не хватает мощности его провернуть. Поэтому длительные вынужденные простои, скандалы, нервотрепка.

             Это моя головная боль, как энергетика. Аккумуляторы выходят из строя, из-за перегрузок, каждый месяц и даже чаще, новые - большой дефицит (обычное дело в советское время). Выход: ремонтировать эти аккумуляторы. Для их ремонта держали человека и платили неплохие деньги, а он еще иногда и выпендривался, чтобы мне не скучно было. Конечно, мне это очень быстро надоело и пришлось начать думать.

            Поскольку ДЭС всегда запускается первой и ее легко запустить, значит, электричество есть. Я просчитал трансформатор нужной мощности и напряжения, а так-же выпрямитель к нему, для запуска компрессора, стартер ведь постоянного тока. И заказал изготовить это устройство в электроцех ГОКа. Через неделю все было готово и поставлено в Челленджер. Все заработало как часы.
            Моя «головная боль» прошла, все работало прекрасно, все довольны. Отпала надобность в аккумуляторах и в их ремонте. Странно, что конструкторы Челленджера до этого не додумались. Мое предложение применили в объединении Северовостокзолото, в Магадане и у старателей. Везде, где были подобные Челленджеры. Но… Человек по ремонту аккумуляторов остался без работы, и я стал его личным врагом.

            Другой пример. Гаражи и ремонтный бокс ГРП отапливались небольшой котельной. Там работали четыре кочегара и необходимо было непрерывно завозить уголь из Певека (180 км) и воду для котла. К тому же, от старости проржавела и рухнула труба котельной. Ставить новую трубу и долго и дорого. Пришлось поднапрячь извилины и рассчитать электрический котел.
            Благо, что наш поселок получал электроэнергию от Билибинской атомной станции, а они всячески поощряли увеличение потребления, поскольку станция всегда недогружена. В общем, все получилось, не нужен дорогой уголь, не нужны кочегары, электрокотел работает почти в автоматическом режиме, но… Пять человек осталось без работы, включая водителя. А найти работу в поселке было не так-то просто. Вот такая дилемма возникает иногда.

            Ну в общем-то особо и не напрягаясь и даже в удовольствие, я применял знания, полученные в институте. Еще небольшой пример. Буровые бригады в ГРП обычно работают далеко в тундре и там всегда имеется надобность в подъемном кране. В такой бригаде всегда есть трактор (бульдозер). На этих бульдозерах имеется гидравлика, а это уже почти готовый небольшой подъемник.

            Стрела с крюком и четыре гидравлические штанги и подъемник готов в течение 2-4 дней. Местные умельцы так и делали, но горная инспекция запрещает использование самодельные устройства без документов. Я не поленился и просчитал прочность уже готовой стрелы, а остальные то детали не самодельные!

          Такие расчеты, это работа главного механика и главного инженера вообще то. И горная инспекция одобрила расчеты. Нас перестали штрафовать, а мы перестали прятаться. Вот за эти простые предложения и еще 75 подобных, объединение Северовостокзолото присудило в 1988 году мне, персонально, с указанием имени и фамилии, автомобиль ВАЗ 21063 и звание лучшего рационализатора с вручением грамоты. Это очень не понравилось нашему главному инженеру и начальнику ГРП. Они рассчитывали на эту машину, это же был большой дефицит в советское время, а отобрать уже не имели права. И я вынужден был уйти работать в старательскую артель.

На фото магазин Гастроном в Комсомольском
и памятный камень первопроходцам Чукотки.