Вклад нетанийской конференции

Моисей Харитонов
Для подступа к построению концептуальной модели Системы выживания Израиля и для начального, пробного насыщения концептуальной модели некоторыми конкретными элементами и отношениями использую, в данной публикации, две работы.

Одна – доклад, представленный Михаилом Козловым на семинаре в Институте интеграции  и профессиональной адаптации, г. Нетания, позднее, с некоторой редакцией, представленный на Междисциплинарной научной конференции «Многофакторные подходы к формированию комфортной среды», 15 ноября 2017 г., Израиль, Нетания.

Предмет исследования в работе Михаила Козлова - «с момента восстановления государства Израиль одной из основних целей его политики является обеспечение безопасного существования во враждебном арабском окружении» и «логика взаимного существования /с будущим или будущими палестинским государством или государствами/ говорит о неизбежной необходимости налаживания нормальных отношений».

Мне представляется, что надо с определенными оговорками рассматривать такого рода предметы.

Поскольку имеет место ясно оформленное нарастание, по историческим меркам, глобального межцивилизационного противоборства, - руководящие центры ощущают и мыслят мегастратегическими категорями. Израиль, заинтересованный существовать не только ближайшие годы, но и в необозримой исторической перспективе, вынужден озаботиться всей триадой

«стратегия <–> тактическая деятельность <– > оперативная деятельность».

И проработка любого из компонентов триады должна проводиться в системной увязке с двумя другими.

С моей точки зрения, как наблюдателя с интересом «Жизнеспособный Израиль в перспективе трех-четырех поколений», интересующий меня объект представляет собой систему – рис. вверху, над текстом в публикации «Ам исраэль хай» в данном сборнике.

Система состоит из трех подсистем:

1. Внутренняя управляемая среда – совокупность предметов и отношений, которыми Израиль (народ и его государственность) управляет административно и мотивационно, манипулятивно.

2. Внешнее непосредственное окружение – совокупность предметов и отношений, на которые Израиль может оказывать свое влияние. Влияние своими действиями, «предложениями».

3. Дальнее, глобальное окружение, которое воздействует на Израиль опосредованно через влияние на непосредственное окружение. Израиль может прогнозировать и с упреждением приспосабливаться к достигающим его влияниям глобального окружения. Может с опозданием, драматическим или трагическим, реактивно приспосабливаться к поздно выявленным и оцененным влияниям глобального окружения.

Внешнее непосредственное окружение состоит из двух взаимно пересекающихся зон – «позитивно настроенной зоны» и «зоны враждебной конкуренции». Из «позитивно настроенной зоны» можно черпать ресурсы для поддержания внутренней управляемой среды и для формирования проявлений в «зону враждебной конкуренции» с противостоянием конкурентному давлению.
 
Дальнее, глобальное окружение состоит взаимосвязанных факторов различной природы – экологических, политических, экономических, социокультурных, включая накопленный опыт технологий решения проблем той или иной природы.

Для меня, заинтересованного наблюдателя, системой является совокупность всего, что вычленяется под мой интерес из безмерного мира.
 
Эта система являет собой совокупность объединенных компонентов, взаимосвязанных между собой в аспекте влияния на мой интерес. Если я верно выявляю значимую для меня систему, то я ей адекватен – могу выискивать варианты нужного мне поведения – поведения Израиля. Если такой вариант объективно присутствует и будет найден, то его осуществление дает актуализацию интереса, в данном случае – выживание Израиля в обозначенный перспективный период.

Включение или исключение какого-либо элемента изменяет систему. Решение, найденное на такой системе, может оказаться не соответствующим интересу – возникшее влияние лишнего элемента или недостачи элемента сделает найденное решение не обеспечивающим актуализацию интереса.

Из триады «стратегия <–> тактическая деятельность <– > оперативная деятельность» Михаил Козлов, как мне представляется, рассматривает только конкретную тактическую компоненту в искомой стратегии выживания Израиля.
Для подступа к построению концептуальной модели Системы с учетом этой компоненты (с последующим уточнением схемы и фактуры) воспользуюсь публикацией 2012 г. -

Из публикации Михаила Козлова извлекаю следующие элементы и отношения к системной модели (не настаиваю на полноте извлечения, моя задача – прощупать возможность построения системной карты объекта, на котором можно искать пути выживания Израиля в данный исторический период):

1. Израилю, как сформировавшемуся зрелому государству с позиций политики «мудрого патернализма», надо приложить все усилия для создания дружественной окружающей его среды, по отношению к которой необходимо проводить свою индивидуальную долгосрочную политику.

2. возможно, Израилю следует уйти от централизованного финансирования ПА и осуществлять политику экономического обеспечения отдельных палестинских регионов.

3. снизить накал идеологического противостояния.
 
4. само экономическое улучшение в секторе Газы будет способствовать приходу к власти более рационально мыслящих политиков. Цивилизованный конкурент это не озлобленный противник.

5. включить его обязательства о нейтральном статусе, без армии и без размещения на его территории иностранных военных баз. Взамен, по-видимому, Израилю следует дать гарантии защиты его суверенитета.
 
6. не надо при решении задачи доминантно ориентироваться на внешние силы и исходить из случайно сформировавшихся условий, в данном случае на приход к власти в секторе Газы прагматичного политика.
 
7. полагаться всецело на то, что близкие и дальние государства помогут в разрешении палестино-израильского конфликта наивно.

8. может быть выгодно его затягивание, так как это ограничивает возможности Израиля.

9. политика, вырабатываемая в соответствии с историческим и культурным опытом Израиля, должна базироваться на широком горизонте планирования  на основе обоснованных целей и прогнозов, учете субъективных особенностей участников   и нацелена на обеспечение максимального комфорта для всех сторон.

10. на возможность формирования средиземноморского союза с такими лидерами этого экономического аттрактора как Франция, Италия, Израиль, Испания, Турция и Египет препятствующим образом влияют менталитет Ближнего Востока и свойственный ему пока малый горизонт планирования.

      
Этот набор элементов и отношений дополняю из публикации 2012 г. -

11. многовековое противостояние «западная коалиция-исламский мир».

12. всеми участниками отношений четко осознается: Израиль – это хороший инструмент в противоборстве гигантов США-Европа-Россия-Исламизм, …

13. воюющий Ближний Восток позволить себе иметь не передовое оружие не может.

14. Израиль с сожалением констатирует – режим Асада, который был самым меньшим злом для еврейского государства, падет, ему на смену придет самое большое зло – Израиль окажется в кольце суннитов, и конфликт с ХАМАС, в этом случае, будет протекать совсем иначе – второго фронта Израилю не избежать.

15. северная граница не обязательно будет конфликтной, но, можно с уверенностью сказать – напряженной. Но и здесь есть нюансы: сегодня отчетливо видно, Ливан солидарен с Израилем в необходимости «извести» Хизболлу – она мешает ему намного больше, чем Израилю.

16. с падением Асада, Хизболла вынуждена будет либо закрыть свое военное подразделение, либо свести его до оплачиваемого государством уровня – милиции.

17. но есть и такой прогноз: не будет Асада, будет «мирный» президент в Иране, а финансирование Хизболлы продолжится – это войдет в пакет соглашения со странами Запада. Мнение еврейского государства при этом учитываться не будет - в лучшем случае, будет предложено финансирование новых видов ПРО, разрабатываемых в Израиле.

18. Ливан и Израиль будут поддерживать взаимовыгодные холодные отношения, которые, представляется, самая лучшая форма сосуществования с арабами – и для евреев, и для христиан.
 
19. с падением Асада Россия потеряет на Ближнем Востоке все, за исключением странных отношений с Ираном.
 
20. можно предположить – в противостоянии Запада с Ираном Россия попробует оказаться в сегменте тех, кто победит – у нее есть ненулевые интересы в ослаблении Ирана. Прежде всего – из-за противостояния на Каспии, которое, конечно, можно заморозить еще лет на 100, но можно использовать в своих интересах, если Иран ослабнет и вынужден будет согласиться на раздел Каспия по формуле России и двух ее соседей слева и справа – Азербайджана и Казахстана.

21. страны Европы фарисейски пытаются, с одной стороны – ослабить Иран, с другой – ослабить газовый фрагмент России в Европе.

22. есть еще один аспект – природный газ.

23. Германия, кормящаяся на российском газе, так или иначе, поддерживает газопровод Nabucco, доставляющий туркменский и иранский газ в Европу.

24. политика на Ближнем Востоке зажата между военными конфликтами и ценами на нефть.

25. далее, все пойдет по второму кругу, но на более высоком уровне – идеологическом и оружейном.

Таким образом, на эскизном уровне сформировался компонент искомой Системной модели – тактический компонент искомой стратегии выживания Израиля. Еще одним компонентом Системы был мой материал в докладе "Еврейская поведенческая система - ограничивающий фактор жизнеспособности государства Израиль"; в докладе повторены материалы, представленные здесь на моих страницах Портала.