Двери, которые хочется открыть...

Владимир Григорьян
…Младенческий крик в роддоме, сопровождаемый пристальным взглядом акушерки и строгая публика, одетая во всё чёрное, внимающая кто-то деланно, с натугой,  порой  с  отвращением, а кто-то с истинной верой в  загробный мир,  словам священника, цитирующего наизусть строки из Библии -между этими яркими мгновениями упакована жизнь человека. Само собой эти стартовые и финишные точки могут совпадать или разниться, но только по своему антуражу-от сверкающих и привлекательных до мерзких и сводящих с ума от чувства безысходности. Также как не слеплен по лекалам и путь от А до Я каждого из населяющих планету Земля. Отягощённый  дурными наклонностями, пожирающий свет из соседнего окна или напротив настолько привлекательный, что превращает  унылую пустыню в цветущий сад. А ещё он может быть скучным, надоедливым и практически безнадёжным, лишённым даже тривиального приключения. И в таком случае мы без сожаления откладываем…книгу  в сторону и забываем о её существовании раз и навсегда!
 Книга без преувеличения была верным спутником для миллионов людей на протяжении не одного тысячелетия, начиная с глиняных табличек Древней Месопотамии и заканчивая великолепными иллюстрированными изданиями. Наверное, трепет охватывает того, кто держит в руках инкунабулу «Нюрнбергские хроники» или берестяные грамоты Древней Руси. Боже мой,  как же чудно пахнул только что вышедший из типографии том «Три мушкетёра»! Неизгладимое воспоминание из далёкой юности, которое иногда всплывает и непонятным образом исчезает. Вероятно, книжное притяжение обусловлено в первую очередь тем, что читатель обретает возможность  войти в пространство именуемое жизнью. Оно случается в некоторой степени отдаёт искусственностью, насыщено буйными фантазиями, но в подавляющем большинстве зиждется на реалиях, в которых  мы все находимся. И наполнено страстями обуревающими нас. Но в последнее время у книги появился опасный и достойный конкурент. Этот конкурент протянул руку визуализации создаваемых нами образов, перенеся их на телеэкран.  Причём (некий парадокс!) несмотря на категорическое порой несовпадение нашего воображения с  телевизионной картинкой мы не отвергаем её с порога, а оцениваем по разным критериям. Критикуем, возмущаемся, негодуем, восхищаемся и…требуем продолжения. Имя феномену- сериал. Да, конечно же, этот  жанр в киноиндустрии появился не сегодня и не вчера, но стал в ней безусловной доминантой именно в XXI столетии. Сериал фактически стал неотъемлемой частью нашей теперешней жизни, выхватывая словно красавец пантерный хамелеон со стереоскопическим зрением свою потенциальную жертву (зрителя) и уничтожая наше  свободное время со скоростью равносильной выбросу языка. А мы и рады оказаться в магическом плену, наполненном до отказа фобиями, отклонениями от норм, непрерывной  борьбой за идеи, диалогами, изящно нашпигованными аллюзиями, роковыми женщинами и брутальными мужчинами, благородными поступками и циничными подонками, то есть в мире, где присутствует полный  набор того, что называется жизнь. Немного истории. Первый сериал датирован 1932-м годом и что примечательно он только прозвучал, так как вышел на радио в виде художественных передач с единым сюжетом. Поэтому будем считать эту попытку предтечей будущему, неумолимо надвигавшемуся айсбергу.  Спустя 12 лет, в 1946-м году 2 октября, по ТВ показали первую мыльную оперу «Фэйрвэй хилл». К сожалению, эпизоды показывали  в прямом эфире и не сделали запись. А было бы любопытно глянуть. В 1949-м выходит сериал «Одинокий рейнджер» ( задолго до неподражаемого Чака Норриса). На протяжении восьми лет, по одной серии в неделю, отважный борец с преступностью бился на смерть со всякой нечистью. Ещё капельку статистики из архивов-самым длинным сериалом признан «Путеводный свет» насчитывающий почти 16(!) тысяч серий.

  В приснопамятные советские времена на отечественном ТВ тоже наличествовали сериалы, тогда, правда, они имели иное название -телефильмы.  Я с удовольствием их перечислю. Не все, но самые, как бы сейчас выразились профи от медиа, рейтинговые:

«Угрюм-река»,  «Сердце Бонивура», «Тени исчезают в полдень», «Обратной дороги нет», «Майор Вихрь»,  «Крах инженера Гарина», «Адъютант его превосходительства», «Большая перемена»,   «Семнадцать мгновений весны»,  «Вечный зов», «Строговы»,  «Как закалялась сталь», «И это всё о нём», «Рафферти»…Стоп! Я поймал себя на том, что этот перечень получится очень длинным. И главное, в подавляющем большинстве советские телефильмы были очень качественными во всех отношениях. Выверенными  что ли. И выход каждого из них ожидался с нетерпением. Анонсом тогда служила программа передач на предстоящую неделю. И действительно, без преувеличения, улицы городов пустели, когда вечером шла очередная серия, в которой Штирлиц вёл хитроумные диалоги с Мюллером и Шелленбергом, герой Костолевского Столетов доказывал свою правоту  Гасилину в исполнении харизматичного Леонида Маркова, а полковник Май-Маевский недоумевал от поступка капитана Кольцова… Но все эти достойные фильмы, оставившие след и желание пересматривать их вновь и вновь не носили массового характера, не превратились в наркотик, без которого сегодняшний зритель уже не продержится и нескольких суток. Тогда телефильмы были штучным товаром, на котором (всё же рискну написать) преобладал знак профессионального отношения к делу, как со стороны режиссёров, сценаристов так и актёров. Ныне на зрителя обрушился девятый  сериальный вал, и захлебнуться в нём можно  с лёгкостью. Практически каждый телеканал транслирует чуть ли не круглосуточно продукцию из пролонгированных историй. Они разбиваются на серии, на эпизоды, наиболее популярные обретают статусность в виде количества сезонов, премьеры коих ждут с нетерпением, граничащим с психическим заболеванием. То есть идёт фактически чуть ли не полное погружение в жизни героев, шагнувших с экрана в нашу реальность. Зритель вникает в  чужие проблемы, заботы, надежды и начинает воспринимать героев сериалов  как членов семьи. Их обсуждают с родными, с  друзьями, коллегами по работе, о них спорят, встают на защиту, оправдывают, нещадно клеймят и жутко расстраиваются в случае гибели по воле сценариста. 
  Бесспорно, все эти бурные коллизии проявляются, если сериал попадает, что называется, в точку. Когда его создатели преподносят такое блюдо к столу, что зритель непременно задумается о добавке, даже не переварив полностью съеденное. И это сущая правда! Среди вышедших сериалов есть настолько глубокие, наполненные разносторонними смыслами, блестящими диалогами и феерическими саундтреками, что хочется пересматривать почти тотчас после финальных титров.

 Упомянутый сериальный девятый вал, похоже, стартовал с легендарной «Рабыни Изауры» под занавес советской эпохи. Тогда ещё только начинало штормить, и тем не менее, бразильская слезоточивая мыльная опера заняла прочное место в сердцах многих граждан нашей летящей под откос Родины. Уверен, попадись тогда негодяй Леонсио, измывавшийся над бедной Изаурой в руки боевому отряду наших дорогих бабулек, коих было несть числа в каждой многоэтажке-ей-богу разорвали бы не задумываясь! Вскоре, чтобы народ не особо тосковал, Гостелерадио закупило вторую сказку, теперь уже мексиканского разлива про «Богатых, которые тоже плачут». «Плакали» они цельный год- с ноября 1991-го по ноябрь же 1992-го. А плакаты с Вероникой Кастро и Рохелио Герро пользовались огромной популярностью. Но штатовская  «Санта-Барбара»  дала жару, так жару, как продолжительности показа (почти десять лет), так и по разного рода спорам и неурядицам. Подробно о них можно прочесть во многих источниках. Честно говоря, не хочется тратить время на  перемалывание этой ерунды. Надо сказать, что страна тогда наша переживала тяжелейший период и сотни тысяч людей были озабочены весьма прозаическим вещами-как прокормиться и одеть себя и детей. Вот это воспоминание всплыло у меня как-то внезапно и я решил  его не вымарывать . И действительно, всё остальное ( и телевидение в том числе) было каким-то фоном. Но жизнь продолжалась. Проводились спортивные состязания, ставились спектакли, уличные питерские художники сидели на раскладных стульчиках у «катькиного сада», а московские «Лужники» превратились в гигантскую барахолку. А вот была ли тогда рыба в Каме ( отсыл к знаменитой миниатюре Аркадия Райкина) я утверждать не могу. Проблемы проблемами, но зарождение нового телеканала НТВ не прошло незамеченным. Передачи НТВ отличались новизной, свежестью и помимо всего прочего редакция канала взяла за правило ежедневно по вечерам показывать лучшие отечественные и зарубежные фильмы. И в один прекрасный вечер  стартовал сериал «Доктор Куинн, женщина-врач».  И я посмотрел почти все эпизоды. Очень уж он мне приглянулся. В чём-то наивный, но какой-то душевный, тёплый и не лишённый романтики. А сериальная буря потихоньку набирала обороты. И НТВ преподносит отличный подарок своим почитателям, начиная показ великолепного сериала «Скорая помощь».  Создатель этого поистине масштабного проекта  достоин большего, чем пару сухих строчек. Хотя бы потому, что является автором книги «Разоблачение». Это Майкл Крайтон. Наверняка, одноимённый фильм с Деми Мур и Майклом Дугласом вышедший в прокат в середине 90-х не прошёл незамеченным. То, что сейчас происходит в Америке в отношении пресловутого харассмента не укладывается в голове. Я себе представить не могу реакцию американской общественности, если бы в нынешних условиях подобный фильм оказался номинированным на премию «Оскар»! Что же касается, «Скорой помощи», то сериал захватил меня до такой степени, что я всерьёз (будете смеяться) взялся за изучение самых странных и удивительных заболеваний, и даже прикупил медицинский справочник. Правда, в итоге окончательно понял, что работа врача не для простых смертных, а для людей обладающих стальными нервами, выдержкой и энциклопедическими знаниями. Во всяком случае, в идеале так всё и выглядит. А «Скорая помощь» заслуженно собрала целый букет наград, 23 премии Эмми что-то да значат. Обязательно надо сказать об отечественных сериалах. После эпохального «Собачьего сердца» Владимир Бортко выдал на-гора целый ряд блестящих работ, от  «Бандитского Петербурга»  до исключительных по качеству «Идиота» и «Мастера и Маргариты». Рискну предположить, что Достоевский и Булгаков благодаря этим работам Бортко, обрели тысячи новых почитателей. А поколение российских актёров доказало, что и они не лыком шиты. Князь Мышкин Евгения Миронова, Парфён Рогожин Владимира Машкова, генеральша Епанчина Инны Чуриковой, Воланд  Олега Басилашвили, филиппенковский ( в его фирменном стиле!) Азазелло и все-все были восхитительны. Позже появились культовая «Ликвидация», «Жизнь и судьба» и «Тихий Дон» Сергея Урсуляка, «Достоевский» Владимира Хотинеко… относительно последних отмечу «Оттепель» Валерия Тодоровского, «Пенсильвания» и «Преступление» (адаптация американского «Убийство», оригинал же вообще датский).

…Моя оценка, конечно, субъективная  (а как иначе?!) и ни в коей мере не претендует на всеобъемлющий анализ. В конце концов, я рядовой зритель, а не профессиональный критик.  Этими фразами я незаметно:)подвожу к своему перечню самых-самых без преувеличения шедевров. Уверен, они уже стали классикой (напоминаю про субъективность). Итак (хронология не принципиальна):

1. «НАСТОЯЩИЙ ДЕТЕКТИВ» ( дуэт режиссёра  Фукунаги и сценариста Пиццолатто  совершил практически невозможное, превратив расследование убийства в путешествие по закоулкам человеческих душ. А Мэттью Макконахи и Вуди Харрельсон (главные герои) «зажгли» не по-детски).


2. «КАРТОЧНЫЙ ДОМИК» (созданный Бо Уиллимоном политический триллер выстрелил даже не в десятку, он попал в самый нерв, Кевин Спейси и Робин Райт добились того, что Белый дом вот уже несколько лет ассоциируют с  Андервудами).


 3. «ВО ВСЕ ТЯЖКИЕ» (невероятный синтез из чёрной комедии, жгучей криминальной драмы, а порой и трагедии на протяжении  пяти сезонов не оставлял равнодушным никого из тех, кто наблюдал за Уолтером Уайтом (в исполнении Брайана Крэнстона) и за  другими  персонажами.  Аплодирую стоя Винсу Гиллигану-автору этой эпопеи).

4. «ФАРГО» (братья Коэны, мастера неонуара и чёрного юмора, в 1996-м взорвали зрителей триллером «Фарго», а Ной Хоули растянул удовольствие уже на три сезона, какие там персонажи(!!), так и хочется процитировать незабвенную тётушку Чарли в исполнении Армена Джигарханяна: «Это что-то!»).


5. «ЧЁРНЫЕ ПАРУСА» (блестящая сага про пиратов, приквел к роману «Остров сокровищ», мгновенно завоевала популярность за визуальные эффекты, сюжетную линию и за игру актёров добившихся абсолютного доверия к тому, что происходило в золотой пиратский век на острове Нью-Провиденс).


6. «РОДИНА» (шпионский триллер вот уже на протяжении шести лет не ослабевает хватку и цепко держит зрителя у экранов)


7. «ИГРА ПРЕСТОЛОВ» ( no comment!-просто потому, что не укладывается в голове, как всё ЭТО можно было придумать?!-на то оно и фэнтези, скажете вы. Если всё что происходит в сериале можно было бы свести к элементарной манипуляции с мифами и сказками, то тогда, конечно, «Игра престолов» едва ли превратилась в целый мир, во вселенную, страшную, заманчивую, отталкивающую и…такую знакомую…)


8.      «КЛАН СОПРАНО» (по сию пору, а сериал завершён уже 10 лет назад, я иногда включаю любой отрывок и переживаю массу эмоций, глядя на перипетии в судьбах мафиозной семейки Сопрано; жаль что так рано ушёл из жизни актёр Джеймс Гандольфини, главный персонаж сериала).

 Как не упомянуть «Калифорникейшн», «Дедвуд», «Аббатство Даунтон», Лиллехаммер», а из последних «Миллиарды», «Озарк» и, безусловно, «Бюро легенд» с Матьё Кассовицем…

 Можно продолжать перечислять виденные мною отличные сериалы ещё долго, но не для того я взялся за эту тему (см. начало).  И при всей привлекательности сериалов надеюсь, что мы не перестанем брать в руки книгу, которая, как известно, «источник знаний» (с). В конце концов, недаром в нашей стране проходит ежегодный конкурс «Национальный бестселлер» и роман «F20» Анны Козловой ,  его последнего лауреата, найдёт своего читателя. Кстати, история из жизни. После окончания премьерного показа сериала «Идиот», моя соседка зашла к нам домой и с порога попросила томик Достоевского! Вот вам и популяризация классики с помощью телесериала.

ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!