Урок

Дело было в советские времена.Школа ,правда, была на территории ГДР.Наша советская школа.Там и училась Лиза.Имя её в ту пору было редким.Девочка же была обычным ребёнком .Хорошо училась, верила в ленинские идеалы и своей "родной партии" за счастливое детство.В общем, ничем таким особенным Лиза от учеников её 8 класса не отличалась.

Разве что жуткой паникой при виде спортивного зала. Отец девочки был военным,они много колесили и ей приходилось постоянно менять школы.Так уж вышло,что не повезло ей с физкультурой с самого начала.

В первом классе такого урока, как физкультура, вообще не было.Школа была старая,даже туалеты были на улице.Первоклассникам было несколько боязно бегать туда.А спортивного зала в школе не было.Вообще.И на физкультуре дети доучивали то,что не успевали на своих математиках - грамматиках.

Следующая школа не отличалась практически ничем.Разве что, вместо дополнительных занятий уроки физкультуры заменялись пытками.Да -да. Именно пытками.А как ещё можно назвать сорокапятиминутное сидение учеников 2 и 3 классов по команде "смирно".Кто пошевелился - "встать!".

К моменту,когда Лиза попала наконец в школу,где физкультура была физкультурой ей было 10 лет.Она впервые увидела спортивный зал и всё его снаряжение.Ей было всё так непривычно.Теперь со всем классом она должна была  переодеваться "на физкультуру" прямо в классе. Лиза стеснялась первое время.Но потом привыкла.Научилась делать это быстро, даже пожалуй быстрее многих.

Самое же непредвиденное было там, внутри спортивного зала.Там были маты, кони,козлы и брусья с бревном и канатом.И всего этого Лиза стала бояться.Просто животный страх поселился в её душе.Потому что она видела всё впервые.А преподаватель требовал от неё результат.

Как можно "дать результат" на уровне 4 класса, если ты впервые видишь снаряд? И выходило,что не умеет Лиза ни прыгать, ни лазать, ни даже кувыркаться.Ни-че-го то ничегошеньки она не умеет.Посыпались двойки. У девчонки, которая привыкла получать только пятёрки случился стресс.

Врач, обследовал девочку и нашёл изменения в сердце.Её освободили от уроков физкультуры.Это было спасение.Теперь нужно было сидеть на лавочке и просто наблюдать за тем,как одноклассники резво лезут по канату или шумной ватагой играют в мяч.

Школы,города, поезда...И вот он, тот самый урок, в той самой советской школе.Урок физкультуры.В новой школе ,надо сказать, Лиза уже не была освобождена от уроков физкультуры, но учитель относился к ней лояльно и уровень успеваемости не портил.Ни ей , ни классу.Правда, был инцидент,когда он поставил ей трояк.Классная написала записку и отправила Лизу к физруку.

Было ужасно стыдно, но...Что уж было в той записке девочка не читала,после этого он рисовал в конце четверти ей четвёрку.Все были довольны.

В 8 классе поменялся преподаватель.Физкультуру вела теперь классная.Она же вела и историю.Проблема с этой самой физкультурой отпала окончательно.И вдруг, в школу приезжает комиссия.Проверять будут то ли физкультуру, то ли детей.В 8 классе не очень ещё понятно,кого именно приехали проверять.

Классная строго - настрого наказала всем быть в форме.Прорепетированы все подходы ко всем снарядам были многоразово. Урок настал.Лиза так не хотела подвести учительницу! Но она то понимала,что всё, решительно всё сделать ей на норматив не удастся!

И тогда пришла спасительная мысль.Лиза встала на страховке."А что"-,подумала девочка,-" я буду работать, и никого не подведу!"Весь урок она поддерживала одноклассниц,подсказывала им,как надо,помогала.И прыгали,и бегали, и играли, и брусья с бревном были в программе "показательных выступлений".Наконец наступило время подвести итог.

Учитель дала команду.Все построились в шеренгу.Лица ребят раскраснелись.Интересный был урок.Всем понравился.Даже Лизе.Она знала теорию, только вот дикий страх не давал ей возможности сделать то,о чём знала.Ни шага по бревну, ни переворота на брусьях.Сковывал страх,сбивалось дыхание,покрывалась потом и становилась белее мела.А сегодня она была нужной!

Хоть бы эти тётеньки и дяденьки не заметили,что она НИЧЕГО не умеет,думала Лиза,незаметно наблюдая за гостями урока.Надежда Ивановна вела урок как и было отрепетировано.Она объявляла оценки.Каждому говорила о том,что особенно хорошо он сделал.И когда уже хотела отпустить класс один дядя вдруг прервал её и дополнил,показывая на Лизу:

"Вы забыли вот эту девочку отметить!Какая спортсменка растёт!Ей непременно нужно поставить 5!" Классная не спорила,улыбнулась Лизе и объявила:"Да,Лиза,конечно,5 за сегодня!Урок окончен".

Дети ,как стайка воробьёв полетели в раздевалку.И только спустя много - много лет Лиза усвоила урок,который был тогда,в далёком детстве.
Не важно БЫТЬ,а важно СЛЫТЬ.Это, как дважды два, иногда всплывало в её жизни.И ,если там,на уроке физкультуры , она ощущала свою ,пусть и маленькую победу -"не подвела учителя и класс",то теперь становилось горько,когда видела уже в своих учениках желание покрасоваться за чужой счёт.


Вот и весь урок, господа.

Фото с урока физкультуры г.Мариуполь,Украина( из интернета)


Рецензии
Спасибо за поучительную историю и мораль.
С удовольствием читаю рассказы про школу и вспоминаю свою)
Удачи Вам и успехов в творчестве.
С большим уважением.

Поздняков Евгений   11.01.2018 15:14     Заявить о нарушении
Спасибо,Евгений.Взаимно - удачи и не только в творчестве!

Светлана Незабудкина   20.01.2018 10:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.