Дело - табак

Пётр Костромин
Общался с друзьями на страницах интернета и заговорили о табачных изделиях. меня спросили, помню ли я дефицит на сигареты, папиросы и прочую лабуду. Тут из меня воспоминания, как попёрли!
Конечно, самые первые - это из раннего детства. Тут точной даты не назову, но года три в селе, где я родился и жил первые 19 лет, с куревом были проблемы. Это на рубеже 50-60-х. Отец даже на свою родину в Челябинскую область ездил за куревом. Думал, что там проблем меньше, Аха! Там его двоюродные братья самосад уже больше года курили. Конечно, купил там батя  сигареты "тракторные", аж целых двадцать пачек, ну, и семян табака привёз. Мелкие такие, на маковые зёрна похожие. Весной посеял на удобренную грядку, на солнечной стороне и за ветром. Только не всё, часть семян дома в горшке посеял, на всякий случай, а то весна на Урале непредсказуемая, может и в мае снег выпасть, и в июне, да ещё и пролежать неделю. Но обошлось, только из дома рассаду в парник высадил, вместе с помидорами. Урожай получился приличный. В сарае на вешалах места едва хватило. Табачные кусты прямо с корнями подвешивались и даже с землёй на корнях. После сушки всё было изрезано ножом на мелкие кусочки, а отец выточил себе трубку из корня вишни. Три года у него проблем с куревом не было, каждый год табак сеял, и даже тогда, когда с табачкой в торговле всё стабилизировалось. А на работе у него жестянка из под китайского чая лежала, табаком наполненная, до самой пенсии хранил в портфеле, нет-нет, да закурит махорочки.

Второй такой заброс начался в конце восьмидесятых. Я уже не курил тогда и работал на железной дороге машинистом тепловоза на станции Подольск. Коллега мой страдал и мучался, хоть у него жена и работала в буфете санатория, но табачные изделия туда не завозили. Зато конфет было навалом, всяких. А у нас в Серпухове табачные изделия продавали по талонам. Вот, мы с Михалычем и договорились, он покупает конфеты, а я сигареты на талоны и у нас бартер. В январе 1988 года у меня умер отец, я ездил на похороны и случайно, когда уже после девятого дня разбирали вещи отца, я нашёл мешочек с семенами табака. Вот я их и привёз Михалычу. Правда, предупредил, что состояние не знаю, возраст тоже, но если всхожи, то и флаг ему в руки. А у него свой дом был в Шишкином Лесе. вот и табаком он проэкспериментировал удачно, приносил на работу той махорки, ребят угощал - хвалили. А ещё он на своём участке травки разные высевал: тмин, кориандр, укроп, фенхель и тому подобное до десятка наименований, потом в смеси с тремя разными перцами делал приправу для супа и для жарки мяса. даже на работе у него жестянка из под монпансье была с перемолотыми травками и семенами. В рабочем портфеле лежала. Там же и табак хранил, в такой же банке, но внутри была упаковка папиросной бумаги (о чём я не знал).

Летом 1991 года с табаком тоже перебои были, но уже не очень сильные. Когда я поехал на Дальный Восток, то купил на всякий случай 40 пачек "беломора". Поехали на берег, менять водку на кету, чтоб засолить рыбки на зиму, ну, я ещё рыбакам сигареты предложил в обмен на рыбу. Два блока "интера" выменял на восемь самцов, а водка шла голову за голову, шестнадцать рыбин домой привезли. На следующий день  на рынке поменял весь "беломор" за три литра кетовой икры, а вечером один из знакомых моей сестры нас огорошил, что на такое количество папирос можно было ведро икры выменять, потому, что папиросы у рыбаков в цене, когда сети проверяешь и одновременно куришь, то, если случайно папиросы коснёшься за мундштук, она не промокает, а сигареты намокают и разваливаются. но, что сделано - то сделано.

Когда вернулся из Комсомольска-на-Амуре и вышел на работу, получился очень курьёзный случай. В начале девяностых уже начался спад в перевозках, тепловозов на станции Подольск работало ещё два, но уже с загрузкой примерно 60% рабочего времени у каждого локомотива. После утренней расстановки вагонов на точки выгрузки, составитель ушёл проверить состояние соседей. Жил он рядом со станцией, минут десять ходу, или остановку на троллейбусе. Соседи у него - пьющая семья, а у них парнишке года три, вот и боялся мой составитель за него, хозяева - чёрт с ними, а придут какие подонки, с мальчишкой гадость какую сделают, квартира, как проходной двор.

 Приходит мой Мозер, парнишку лет трёх или четырёх на руках несёт с просьбой, если есть какая еда, то покорми парня, уже сутки не ел, а родители пьяные валяются. Была у меня банка грибного супа и две котлеты, ну, суп он осилил один, а котлеты мы по братски поделили. Тут Володька принёс половинку дыни с выгрузки, мужики угостили. Малец этот ещё пару ломтей дыни съел и уснул прямо в кабине у меня. Мы его аккуратно перенесли на стрелочный пост и разместили на двух креслах (при выгрузке мебели получатели их не взяли, а стрелочники приволокли на пост). вот на этих креслах мы и положили парнишку.

Примерно через час к тепловозу летит пьяная мадам лет тридцати и орёт:
- Где мой Виталик! Где Мозер! Куда он моего сына дел!
- Не волнуйся, -отвечаю, -твой малый на стрелочном посту спит. И Володька там!
Подруга туда, а Мозера там не было, он с кем-то обговорил работу по перестановке и за это ему дали литр водки. Когда поднимался на тепловоз, с водкой засветился, одну бутылку уронил и разбил, его соседка в окно увидела. И всё! Она за ним следом в кабину с воплем:
- Мозер, ты мне по гроб жизни должен, парня моего украл, я просплюсь - на тебя ментам заявлю, если сейчас не дашь мне выпить!

Ну, Володька ей налил в кружку, как на троих, выпила, дыней закусила, а Володька между тем ушёл в диспетчерскую, узнать, где вагон, за подачу которого уже водку пить начали. Подруга эта, пока Володька отсутствовал, в два приёма выжрала всё содержимое бутылки, то, что оставалось. Пыталась исполнить песню про улыбку из репертуара Азизы, но у неё не получилось изобразить движением руки, тела и ноги змею. Тогда она привязалась ко мне, чтоб я ей нашёл закурить. То, что я не курю, пьяной бабе доказать было невозможно и я тут вспомнил про табак Михалыча. Достал его портфель, долго искал жестянку с табаком, всё время под руку попадала жестянка из под монпансье, открыл, посмотрел - вроде бы похоже на махорку, ну, я и свернул козью ножку, да набил содержимым из банки. Подал подруге, та прикурила, затянулась пару раз...

И тут её скрючило! голос пропал, то был сиплый, а тут вообще, только руками показывает, мол, "пить!". ну, я ей кусок дыни. Не было на тепловозе воды, мы из чайника тёплой водой мальца после того, как он поел, умывали.

Тут подругу разодрал кашель, кашляла, чихала, описалась даже. Говорить не может. Выскочила из кабины на площадку, хотела с тепловоза спрыгнуть. Еле её на пост отвёл, чтоб она там у Палыча попила. Когда отпустило, спрашивает, что за дурь, ну, а что я ей скажу, я и сказал, что это Михалыч такой самосад курит.
 А что самое смешное, протрезвела та подруга, как будто и не пила той бутылки водки. Правда и из стрелочного поста не выходила, сушила юбку, но Володька сказал, что такой трезвой её после Виталькиного рождения не видел.