Юрий Левитан умел и пошутить

Виктор Ардашин
        Фото из интернет

        Для нескольких поколений Советских людей голос Юрия Борисовича Левитана являлся голосом нашей страны, нашей Родины. Впервые на всю страну его голос масштабно прозвучал при зачтении «Обращения к советскому народу» о нападении фашисткой Германии на Советский Союз. Это обращение 22 июня в полдень зачитал по радио министр иностранных дел СССР Молотов В.М. А позже в этот же день это «Обращение» девять раз было повторено по всем радиостанциям СССР, зачитанное Юрием Левитаном.  С тех пор Юрий Левитан регулярно вёл сообщения о сводках с фронтов Великой Отечественной Войны. Миллионы бойцов Красной Армии, партизан во вражеском тылу, тружеников тыла припадали к приёмникам и радиотрансляторам для того, чтобы услышать легендарное:

        - Говорит Москва! Говорит Москва!
        - Передаём сводки СовИнформБюро за …»

        Голос Юрия Левитана воевал вместе со всей нашей страной. Он внушал всему Советскому народу непоколебимую уверенность в Великой Победе СССР над фашисткой Германией. Недаром в списке личных врагов Гитлера фамилия Юрия Левитана стояла на первом месте. За его «голову» была обещана награда в 200 тысяч рейхсмарок –  немысленно большая по тем временам сумма.

        Девятого мая 1945 года именно Юрий Левитан передал всей стране и гражданам всего Мира об окончании Великой Отечественной войны.

        Позже все важнейшие государственные сообщения в основном зачитывались Юрием Борисовичем Левитаном.

        У меня до сих пор звучит в ушах его неповторимый, мужественный и вместе с тем душевный голос. Даже мороз по коже брал при звуках его голоса::

        - Говорит Москва! Говорит Москва!
        - Работают все радиостанции Советского Союза.
        - Сегодня,…

        И передавались сообщения о запуске первого в мире искусственного спутника Земли, о легендарном полёте в космос гражданина СССР майора Юрия Алексеевича Гагарина…

        Просто дух захватывало!

        Мне Юрий Левитан представлялся монументальным богатырём, способным одним своим голосом преодолеть все преграды на пути нашего государства.

        А он был обычным гражданином Советского Союза, живущим в Москве рядом с миллионами простых москвичей и гостей столицы,  Был женат и растил очаровательную дочку Наташеньку, в которой, как и большинство папиков, просто души не чаял. Как и все люди, он мог и любил пошутить. Вот об одной их таких шуток я и хочу вам рассказать.

        Эту историю я слышал в санатории «Вороново» от Никиты Владимировича Богословского. Никита Владимирович являлся личностью поистине легендарной. Композитор  (автор музыки к таким популярным песням, как «Тёмная ночь», «Шаланды, полные кефали», симфонических и камерных музыкальных произведений), дирижёр, пианист, публицист и много-много чего ещё. Никита Владимирович был остроумнейшим человеком. Он постоянно был нацелен на шутки, розыгрыши, экспромты. Богословский был чрезвычайно коммуникабельным человеком и становился центром любой компании буквально с первых минут. Он мгновенно завораживал слушателей своими рассказами. Эти рассказы и истории лились бесконечной рекой. Но, как это часто бывает, когда поступает одновременно большой объём информации, далеко не всё запоминается. Хотя каждый рассказ и каждая история замечательна, но на смену одной истории тут же идёт следующая и так далее и так далее. Вот историю с шуткой при участии Юрия Левитана он нам и рассказал. А я лишь, как её услышал и запомнил, так вам и передаю.


       Никита Владимирович Богословский принадлежал к высшему кругу творческой интеллигенции. Такие люди как магнитом притягиваются друг к другу. Время от времени они любили собираться вместе своей тесной компанией и устраивали эдакие «мальчишеские посиделки». Все они были людьми достаточно хорошо обеспеченными. Им не в тягость было бы организовывать такие встречи в лучших ресторанах Москвы. Но им-то хотелось побыть в своём близком кругу, где они могли без всякой оглядки вволю подурачиться и, что называется, «оттянуться» по полной программе. Поэтому время от времени они устраивали такие «мальчишники» в просторной  квартире одного из своих друзей на улице Горького (недалеко от «Елисеевского» гастронома). На эти встречи каждый участник являлся нагруженным пакетами со снадобьем и напитками. Содержимое этих пакетов тут же выставлялось на стол и использовалось по мере надобности. Кто что принёс - никем не учитывалось и не фиксировалось. Есть что выпить и закусить – и достаточно. Не хватило – вот он магазин – рядом. Цель таких встреч была в приятном общении, а не в дегустации блюд и напитков.

        Иногда на такие встречи захаживал достаточно хорошо известный в то время писатель эН. Этот писатель в основном специализировался на создание эпохальных повестей и романов на тему строительства социализма. Поэтому он был всемерно обласкан властями, имел множество званий, регалий и наград. Но ему тоже очень нравилась шутливая, непринуждённая атмосфера, царившая на таких «мальчишниках». Он тоже любил пошутить. Шутка, правда, у него всегда была одна и та же. В качестве добровольного взноса он с завидным постоянством приносил к общему столу батон белого хлеба. И всё. В этом и была его шутка. А вот внутрь себя во время застолья писатель Н. принимал по полной программе и без всяких ограничений. И в магазин в случае «недобора» бегать уклонялся. Как-то всегда в этот момент в туалете пристраивался. Над ним беззлобно подтрунивали, но от компании не отказывали. Люди собрались широкой натуры, не крохоборы

        Вот как-то раз организовался очередной такой «мальчишник». Пришёл и писатель эН. Как всегда с батоном белого хлеба под мышкой. Приняли, за стол усадили. А в этот день должны были объявлять имена лауреатов Сталинской премии в области литературы. А последний роман писателя эН. как раз и был выдвинут на соискание Сталинской премии. Роман объёмный, вдумчивый. Каждая страница романа пронизана примерами единства партии со своим народом. Как она мудро учит, вдохновляет и при необходимости поправляет заблудших овец. К концу романа даже самые неустойчивые члены общества, наконец, прозревают и становятся передовиками производства.

        И вот итоги конкурса лауреатов подведены. Вот-вот они будут публично  объявлены по радио. Текст такого сообщения по традиции зачитывал легендарный диктор Юрий Левитан. А Левитан-то - вот он. Тоже здесь! Текст уже записан на пластинку. Писатель эН. и так и эдак к Левитану подкатывает.

        - Ну, Юра, ну скажи - кто там в лауреатах?

        А ему ведь важна лишь одна фамилия – его собственная. Есть ли она в списке? Но Левитан стоит как скала.

        - Нет, говорит, дорогой. Не имею права. Я нужную подписку о неразглашении в нужные органы давал. Давай подождём до официального объявления в 15-00.
 
        И вот время наступило. Все притихли. Включили приёмник. А там Левитан зачитывает список лауреатов.

        За такое-то произведение писателю такому-то…

        За такое-то – писателю этому….

        И, наконец, за высокоидейное произведение под названием таким-то – писателю эН. присвоить Сталинскую премию первой степени.

        Гром аплодисментов. Поздравления. Поцелуи.

        - Ты, говорят, дорогой лауреат, здесь батоном хлеба уже не отделаешься. Беги-ка в «Елисеевский» и проставляйся по полной программе.

        А надо сказать, что Сталинская премия, помимо высочайшего престижа, нагрудного знака и почёта имела ещё очень и очень солидную денежную выплату. Такую, что сразу можно было, допустим, и машину купить и дачу хорошую поставить. Писатель эН. разомлел, конечно, расчувствовался. Скупую мужскую слезу время от времени со скул рукавами смахивает. Собрался быстренько - и в магазин.

        Спустя каких-нибудь полчаса заявляется обратно с битком набитыми сумками. Всё самолично на стол выкладывает и выставляет. Тосты пошли. Опять поздравления, опять поцелуи. А тут уже и 18-00 подходит. Сейчас по радио повтор сообщения будет. Ну как же пропустить такое событие! Не каждый ведь день радость такая. Снова включают приёмник. И снова водворяется тишина. Началось! Юрий Левитан в своём голосе.

        - Писателю такому-то за то-то…

        - Писателю этому – за это….

        - А писателю Эн..  – ОГРОМАДНЫЙ ХРЕН !!!
   
        Далее идёт сцена из последнего акта гоголевского «Ревизора».

        В то время только-только начали появляться бытовые магнитофоны. И вот хозяин квартиры, будучи в творческой командировке в Японии, такую модную штучку там приобрёл и привёз в Москву. Ну а дальше, как говорится, дело техники. Автор идеи – Никита Богословский. Исполнитель - диктор Юрий Левитан. Владелец магнитофона – хозяин квартиры. Они ведь вот -  рядом совсем. И тоже пошутить любят

        Больше писатель эН в эту компанию - ни ногой!

        Обиделся, что ли?.