Шершни

Владимир Борисович Савинов
   Про шершней, которые атакуют пчелиные улья, убивая пчёл, рассказал мне, мальчишке, дедушка Николай.  Но что это за "звери", я всё равно не имел никакого понятия, потому что в наши короткие отпускные деревенские недели больше интересовался футболом "деревня на деревню", купанием в пруду и в бочагах речки Сунжи, лазанием по черёмухам и другими мальчишескими делами.
Во всех этих занятиях заводилой был мой двоюродный брат Валерка. Он был старше меня на два года и владел футбольными бутсами и даже настоящими боксёрскими перчатками.  Дедушка сам возился с ульями в огороде у дальнего забора, а мы с Валеркой помогали ему только тем, что по вечерам крутили ручку медогонки и наполняли банки янтарного цвета мёдом. Мёд скапливался на дне этой большой оцинкованной бочки, внутри которой крутились рамки с пчелиными сотами. Иногда, когда мы мокрыми бежали домой с пруда мимо огорода, нас жалили дедовы пчёлы. Было больно, если попадали в лицо (умные пчёлы знают, где больнее...), но мы не обижались на них, потому что укус компенсировался бабушкой Клавой большим куском медовых сот с белым хлебом и кружкой молока.  Прошло много лет...
   Пришлось мне, однако, познакомиться с шершнями поближе.
В конце августа обнаружил, что под крышу моего дачного дома летают здоровенные насекомые. Интуитивно определил, что это шершни, про которых говорят, что, если пчёл представить в виде овец, то шершни – это волки.  И в самом деле, рядом у соседа – пасека, с десяток ульев.  Лето жаркое, пчёл много, вот шершни и поселились невдалеке, облюбовав пространство под крышей, куда можно было залетать через дырку. Было отчётливо видно, что они, гудя, как транспортные самолёты, носят в своих пастях убитых пчёл.
Что делать?
Призвал к ответу Колю-пасечника.
Пришёл с дымарём и стал в дыру дым пускать: – Сейчас я их выкурю!
Как увидел я летящие из дымаря искры, так сразу Кольку прогнал, чтобы он дом не запалил. А шершни всё летают.
Тогда придумал их по-современному: дихлофосом морить.
Напяливаю на себя плащ, зимнюю шапку, сверху шляпу с сеткой, на руки большие рукавицы, встаю на лестницу и направляю струю газа из баллончика в дыру.
Как загудят!!!  Как полетят!!!
Что как они роем на меня набросятся?  Тут же спрыгнул с лестницы и удрал от дома подальше. Ничего, за мной не бросились, повозмущались и успокоились.
Парочка шершней упали на отмостки...  и всё.
Травил много раз, но толку никакого.
Так и летали с гудением до поздней осени.  Ну что с ними сделаешь?
   Решил я дождаться зимы.
   И точно: зимой после сильных морозов гудение прекратилось. Я разломал под крышей доски, в которых была дыра, и вытащил оттуда всё шершнёвое гнездо.  Это была большая куча чего-то, похожего на бумагу, а в нём вроде бы отделения с ячейками для личинок, что-то ещё, я не сильно рассматривал.
Живых шершней не было.
Заделал я все дырки, с тех пор шершни под крышей больше не селились.
Думаю, что мне сильно повезло, что ни один из этих "волков" меня не куснул.
Может быть, признали во мне хозяина дома, который дал им временный приют?
Умные же твари...

2017 год.