Гимнастики волшебный мир... Спорт

Анатолий Безнощенко 2
 Звучит музыка… Чуть тревожная и в то же время легкая, ритмичная. Это –  пасадобль, народная испанская мелодия.  В центре зала – девушка. Стройная, изящная. Оригинальный спортивный костюм отлично подчеркивает линии стана. В руках лента. Красная, сверкающая, как живая. Она то нежно обвивается вокруг тела девушки, то быстрой спиралью взмывает ввысь, то змейкой убегает из рук. А девушки все «рисует» и «рисует» в воздухе красные мелодии, вдохновенно подчиняя их ритму музыки, отмечая каждый ее нюанс, малейшие оттенки.
 
И вот происходит странное. Мы уже видим не девушку – гимнастку, а … «тореадора!» Однако не того, что вышел на смертный бой с быком, а иного, романтичного, доброго, задумавшего смелый эксперимент – игру с животным. Вот девушка – «тореадор» взмахивает лентой чуть в сторону, а мы видим … мулету. Красную, раздражающую, на которой изображаемый  бык бросается сломя голову! Но «тореадор» делает изящный шаг в сторону, затем другой, и бык проскакивает мимо, лишь едва задев мулету. Зрители разражаются аплодисментами. Их покоряет ловкость тореадора, грациозность.

 Однако борьба на арене продолжается. Повороты и прыжки становятся все более частыми, напряженными. И вот заключительный аккорд: точным и решительным жестом «тореадор» пресекает атаку животного… Музыка смолкает, но зрители еще долго находятся под впечатлением этой воображаемой борьбы…

Льется легкая, лиричная мелодия. Движется девушка, но в руках у нее уже не сверкающая лента, а необыкновенно послушный мяч. Вот он устремляется за девушкой, бегущей по площадке, катится по стану, едва она наклоняется, как привязанный, скользит по ее плечам, груди, рукам. А то подброшенный летит высоко вверх и «ждет» там до тех пор, пока девушка не проделает несколько акробатических упражнений.
 
И снова начинаются движения, напоминающие жонглирование. Мяч бежит по рукам, плечам, не останавливаясь даже тогда, когда гимнастка делает сложные акробатические кувырки, танцевальные па, высокие прыжки. И все это – в единстве с музыкой. Выходит девушка со скакалкой, затем еще одна – с обручем. И каждый раз мы видим оригинальные упражнения, продуманную, цельную композицию. Но вот что удивительно: казалось бы, хорошо знакомая музыка на сей раз звучит совершенно иначе. Она становится как осязаемой, видимой. И невольно думается: если можно создать образ средствами хореографии, если получила право на жизнь цветомузыка, то почему бы не признать, и вот такую, необычную «видео музыку»? Да, музыку, которая становится такой благодаря искусству движений, выражающих суть музыкального произведения.

Удивительно гибки, изящны и пластичны «художницы». Разумеется, степенью развития этих качеств в значительной мере и определяется исполнительское мастерство, четко фиксируемое судьями. Смело, виртуозно гимнастки владеют предметами – мячом, скакалкой, булавами, лентой, обручем словно в цирке. Да, умелое владение предметами – это пожалуй вторая составляющая нынешней художественной гимнастики.

Далее следует хореография. Искусство танца лежит в основе художественной гимнастики, так как рождалась она, в сущности, с жестов, танцевальных движений.
Выразительность, кстати говоря, является чуть ли не главной отличительной чертой художественной гимнастики. А музыка – одна из составляющих художественной гимнастики. Она – своеобразный «элемент эстетики», отражающий суть упражнения, источник эмоций, которые вызывает художественная гимнастика. Именно она делает это вид спорта сродни искусству.
Вначале в художественной гимнастике использовалась лишь музыка простая и по ритму, и по содержанию. Помнится, считалось, что у этого вида спорта нет средств для выражения музыки более сложной. Однако ныне ритмическая музыка, просто фонирующая, ушла в прошлое.

«Художницы», постоянно совершенствуясь, обретая все более высокое мастерство, стали использовать для своих произвольных упражнений музыкальные произведения глубокого содержания, драматического настроя, лирического или тонкого психологического жанра.

Вот такая музыка, тесно увязанная с композицией упражнения, с его выразительными средствами, содействовала рождению художественной гимнастики, которой мы сегодня так восхищаемся. К слову сказать, приобщение «художниц» к такой музыке заметно отразилось и на повышении их мастерства, заставило совершенствовать пластичность движений, жестов, искать новые средства выразительности и образность. И если это делается талантливо, то у зрителей рождается гамма чувств, и он сопереживает увиденное.

Вспомним упражнение с лентой Ирины Дерюгиной, ее «тореадора», комбинацию Галимы Шугуровой и тоже с лентой, но уже на тему «Кармен». Разве они не вызывали у вас ярких переживаний именно благодаря талантливо созданным образам?
Сегодня художественная гимнастика стала спортивной в значительной степени благодаря виртуозному владению обручем, мячом, скакалкой, лентой, булавами, а это немыслимо без гармоничного развития ловкости, силы, смелости. В то же время предметы обогатили арсенал средств для создания произвольных композиций.

Вот скажем, прыжок в шпагате, ныне используют в полете сквозь обруч, причем высоко и с максимальным размахом. Несомненно, это эффектнее. Или вертушка Шугуровой. Этот элемент без обруча просто не существовал бы. Для доказательства того,  насколько предметы обогатили художественную гимнастику, можно привести много примеров. Они позволили гимнасткам раскрыть свои самые разнообразные способности, проявить индивидуальные качества и в результате создать сложные, насыщенные произвольные композиции, соответствующие самым современным требованиям

Казалось бы, что можно сделать со скакалкой? Но вот с ней «художницы» выполняют самые разнообразные, виртуозные, порой, как говорят гимнастки, затяжные прыжки. Это уже совершенное искусство. Скакалку бросают вверх на четыре – пять метров и ухитряются поймать ее. А в то время, пока скакалка находится в воздухе, проделывают сложные акробатические соединения.
Булавы. Их тоже бросают и ловят с непостижимой ловкостью. Ими жонглируют так, как порой не увидишь в цирке.

Ну а что касается ленты, то это любимый предмет наших гимнасток. И не случайно целый ряд «художниц» использует ее для создания образных произвольных комбинаций. К тому же лента, как никакой другой предмет, позволяет девушке в полной мере продемонстрировать  изящество, грацию, пластичность – иначе говоря, женственность. Змейки, спирали, восьмерки, вертикальные и горизонтальные круги – сотни самых разнообразных движений придумывает гимнастка, чтобы как можно ярче выразить суть музыкального произведения.
А простой мяч? Его в художественной гимнастике давно называют волшебным, настолько большие возможности он раскрывает при составлении произвольных комбинаций.

Однако, вот что любопытно. Можно быть отлично подготовленной физически, обладать исключительной гибкостью или прыгучестью, пластичностью или виртуозно владеть предметами, но полностью успеха не добиться. Именно так, если при этом не будут проявлены индивидуальные качества «художницы», не будет все подано артистично. А как известно, артистизм в художественной гимнастике – это умение спортсменки быть искренней, непринужденной в исполнении комбинаций, это умение заразить зрителей своим настроением, своими чувствами, продиктованными музыкой, темой, образом.
Разумеется, этими всеми качествами, необходимыми для победы, обладают лучшие представительницы художественной гимнастики нашей страны.

                КАК     ВСЕ      НАЧИНАЛОСЬ

Художественная гимнастика по праву завоевала множество поклонников во всем мире. Возникнув сравнительно недавно, этот вид спорта имеет интересную историю.
Красота женщин в Древней Греции и Риме считалась неполноценной, если она не обладала искусством грациозной походки. Научить девушек раскрепощенно и изящно двигаться, свободно владеть своим телом – эту цель и ставили перед собой создатели художественной гимнастики.

В 1913 году при Ленинградском институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения. Ее первыми педагогами стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова – Найпак. Их заслуженно называют пионерами художественной гимнастики. Все они до прихода в ВШХГ имели свои студии или школы, где преподавали «эстетическую гимнастику» Франсуа Дельсарта, «ритмическую гимнастику» Эмиля Жака Дель – Кроза, «танцевальную гимнастику» Доржа Демини, свободный танец Айседоры Дункан.
Россия – родина художественной гимнастики. Это наш подарок олимпийскому движению. Как для англичан – футбол, для канадцев – хоккей, так для России художественная гимнастика – предмет национальной гордости. Когда на ковер чемпионата мира выходят представительницы более пятидесяти государств, мы можем гордиться – они дети русской идеи.
 
Художественная гимнастика – гармоничное сочетание искусства и спорта. Она делает окружающий мир мягче, теплей, ласковей. Она необходима людям как символ красоты, и наш долг сберечь эту красоту. Глядя на юных, очаровательных, изящных девушек – гимнасток, понимаешь: они, их подруги – генофонд нации. Пока они есть, будет существовать и Россия.

Художественная гимнастика это не только ловкость, сила и выносливость. Гимнастки прекрасно выполняют балетные па, фуэтэ, жэтэ, ассамбле. Благодаря унаследованной от балета связи с музыкой  хореографией, она требует от спортсменок чувства ритма и музыкальности, вырабатывает тонкую координацию и выразительность движений, способствует эстетическому воспитанию гимнасток и  всех кто поглощен чарующим миром движений.

В 1941 году в Ленинграде проходит первый чемпионат города по художественной гимнастике. А его первой чемпионкой города не Неве стала Юлия Шишкарева. В декабре 1945 года решением всесоюзной конференции по гимнастике в Москве художественная гимнастика, разработанная ленинградскими специалистами, была признана единой для всей страны . Это было подтверждено приказом № 595 Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта от 22 октября 1946 года.
Через год состоялись первые всесоюзные командные соревнования – 1 Всесоюзный конкурс по художественной гимнастике в Таллине.

             Первой победительницей всесоюзных соревнований по художественной гимнастике в 1948 году в Тбилиси стала выпускница института имени Лесгафта Ариадна Башнина. Участвовали в конкурсе 130 гимнасток из 8 команд: России, Украины, Азербайджана, Латвии, Эстонии, Грузии, Москвы и Ленинграда. С тех пор ежегодно определяется первая леди отечественной художественной гимнастики. Популярность этого красивого девичьего вида спорта росла с каждым годом. В 1963 году в Будапеште прошел первый чемпионат мира. Спустя 15 лет в Мадриде состоялся первый чемпионат Европы, еще через 6 лет художественная гимнастика дебютировала в программе Олимпийских игр и с тех пор является одним из самых дорогих украшений в олимпийской короне.
            Первой официальной чемпионкой Советского Союза в декабре 1949 года в Киеве стала Любовь Денисова.
Современные состязания «художниц» - это в первую очередь состязания многоборок. Многоборье состоит из четырех произвольных упражнений с предметами, которые каждый сезон выбираются из пяти возможных (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). Все упражнения идут под музыкальное сопровождение.

 Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не менее 1 мин. 15 сек. и не более полутора минут.
 Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) – главная олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр).

А вот групповые упражнения, впервые появившиеся на чемпионате мира 1967 г., входят в олимпийскую программу с 1996 года. Только теперь это групповое двоеборье. Пять гимнасток, сначала выполняют упражнение с однородными предметами (например, 5 мячей), а потом второе упражнение с разнородными предметами (скажем 2 обруча и 3 ленты). Продолжительность каждой композиции от 2 минут до 2 минут 30 секунд.

 Первый комплект олимпийских наград в групповом двоеборье был разыгран в Атланте в 1996 году. Его получили испанки. А потом началась непобедимая эра российских граций!