Казаки на Русском Севере. Казачий рубеж

Димитрий Крылов
Можно опустить почти весь двадцатый век. Гибель империи российской, гражданской усобицы и мировых войн. Казаки как народ, этнос, социальный слой общества были практически перемолоты репрессивной машиной государства, возникшего на обломках империи Российской, в которую система казачьих Войск достаточно органично вписывалась. Но казачьему роду – нет переводу. И казаки выжили, вернее их потомки. И к исходу бурного века стали снова самоорганизовываться. Вот чего не любят наши недруги – это того что казачья община возникает и организовывается там куда бы пару – тройку казаков судьбина не забросила. Будь то крайний Север, солнечная Австралия или жаркая Эфиопия.

Неудивительно, что летом 1990 года в Москве потомки казаков со всех уголков Советского Союза на Учредительном Круге создали «Союз Казаков». И начали планомерную работу по реабилитации Казачества, его Возрождению и Становлению.
Позволю себе обширную цитату из основополагающего документа. Поскольку именно с него все начиналось.

«Исходя из требований Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», в целях полной реабилитации казачества и создания необходимых условий для его возрождения как исторически сложившейся культурно - этнической общности Верховный Совет Российской Федерации постановляет:
1. Отменить как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части, касающейся применения к нему репрессивных мер.
2. Реабилитация отдельных казаков, незаконно подвергшихся уголовному преследованию и репрессиям в административном порядке, производится индивидуально в соответствии с Законом РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий".
3. Признать за казачеством права на:
возрождение традиционного социально - хозяйственного уклада жизни и культурных традиций при соблюдении законодательства и общепринятых прав человека;
установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах в соответствии с Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации»;
возрождение в пределах действующего законодательства традиционных для казачества форм землевладения, землепользования и распоряжения землей (без ущемления прав других граждан, проживающих в данной местности и не относящихся к казачеству), несения воинской службы в частях Вооруженных Сил и Пограничных войск Российской Федерации;
восстановление традиционных наименований населенных пунктов и местностей, улиц, площадей, объектов культуры, просвещения, производственных и иных объектов на основе свободного волеизъявления всех групп населения в местах компактного проживания казачества на основании действующего законодательства;
создание общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и других; их регистрацию и деятельность в общем порядке, установленном для общественных объединений граждан.
Права, указанные в настоящем пункте, обеспечиваются Верховным Советом Российской Федерации, Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными Советами народных депутатов, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, Московским и Санкт - Петербургским городскими Советами народных депутатов и исполнительными органами соответствующих уровней.
4. Перечисленные в пункте 3 настоящего Постановления положения не должны ущемлять права каких-либо других групп населения или отдельных граждан и не означают наделение казачества какими-либо привилегиями, которые могут толковаться как сословные.
Никто не может быть принуждаем к казачьему укладу жизни.
5. Установить, что сооружения, памятные места, иные объекты и предметы, связанные с культурно - историческими событиями в жизни казачества, произведения материального и духовного творчества казачества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, являются общероссийским достоянием казачества и охраняются государством в соответствии с действующим законодательством.
6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
разработать совместно с общественными объединениями казаков комплексную государственную программу возрождения казачества, согласовав ее с соответствующими органами государственной власти и управления;
в срок до 1 ноября 1992 года с участием представителей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и общественных объединений казаков разработать нормативные акты, регулирующие порядок применения пункта 3 настоящего Постановления.
7. Рекомендовать республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт - Петербургу обеспечить необходимые условия для реализации комплексной государственной программы возрождения казачества; рассмотреть возможность создания комитетов (комиссий) по делам казачества» / Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 года  №3321-1 «О реабилитации казачества»/

Как видите, чтоб дело сдвинулось с мертвой точки понадобилось время. Но потом казаки поверили и начали самоорганизовываться повсеместно и по всей стране
Воркуту этот процесс тоже захватил. И возникла организация потомков казаков «Казачий рубеж». Вернее сначала просто собрались потомки казаков, перегутарить. Алексей Алексеевич Сизякин, Александр Васильевич Бордовой, Александр Васильевич Горбунов и Евгений Павлович Строк. И начали подготовку к первому Кругу Рубежа. Читатель может не поверить, но в газете специально вышло объявление для потомков казачьего народа.

«Союз казаков г.Воркуты «Казачий рубеж» приглашает всех желающих включиться в работу по возрождению культуры и традиций казачества. Свои предложения, а также данные о себе просим направлять по адресу: Воркута-1, а/я 408. Правление». Дата этого объявления в газете «Заполярье» - 4 августа 1992 года.

Ни комитетом, ни тем более комиссией казаки назваться не могли и как видим,  организаторы первого Круга казаков назвались просто и традиционно – Правление. Первоначально потомки казаков собирались прямо на квартире у Сизякина. И неудивительно, что осенний первый Круг «Казачьего рубежа» выбрал в Атаманы именно Алексея Алексеевича Сизякина, чьи корни идут с самого Дона-батюшки. Это уже гораздо позже Правление получило помещение на улице Ленина, в центре города. А сначала пришлось помыкаться по разным местам. Даже в район железнодорожного вокзала судьба закидывала. И по-разному складывалось. Но вот эта четверка твердо встала у руля Возрождения казачьего народа на Русском Севере. Один Александр Васильевич (Бордовой) стал Товарищем у Сизякина. Второй (Горбунов) – Походным Атаманом «Казачьего рубежа». А Евгений Павлович – Писарем. 
 Уже первый Круг объединил десятки потомков казачьего народа очень по-разному оказавшихся на Севере. Предков очень и очень многих действительно репрессировали и выслали из мест проживания на этот самый Север. Но как мы уже знаем казаки на Русском Севере жили и прежде. А кого то на Север закинула сама судьбина. Приехал заработать – остался под северным сиянием очень надолго. Некоторые – навсегда.

Как сегодня вспоминает один из зачинателей широкого общественного движения казачьего народа в пределах Русского Севера потомок кубанских казаков Станислав Германович Дронов, тогда все развивалось почти спонтанно и стихийно, но именно с «Казачьего рубежа», с Воркуты. «Мы были первыми, мы были зачинателями. До нас не было ничего и никого по всей Республике Коми». Как видим Старейшина категоричен. Но имеет полное право – он живой свидетель и активный участник всех событий. Станислав Германович вступил в «Казачий рубеж» одним из первых, когда организация насчитывала 5 – 6 человек. Он постоянный участник первых Правлений, прямо на квартире у Алексея Алексеевича.

Вообще начало Возрождения казачества именно в Воркуте иначе как Божьим Провидением не назовешь. Судите сами. Бордовой и Сизякин будучи незнакомы ранее едут из отпуска не только в одном поезде, но даже в одном купе. Знакомятся, общаются в дороге и на воркутинский перрон выходят уже единомышленниками и соратниками. Можно смело сказать, что идея создать общину потомков казачьего народа в Воркуте родилась именно в этой поездке.

Позднее была организована работа с военкоматом, допризывная подготовка казачат. Активно собирались, казалось безвозвратно утерянные в вихре гражданской усобицы и затем многолетнего забвения песни, пословицы и поговорки. Культуру казачьего народа приходилось собирать буквально по крупицам. Например, стараниями Сизякина и ближайших сподвижников Алексея Алексеевича удалось собрать уникальную подборку казачьего фольклора – казачьих песен. Очень многое в понимании казачьего уклада жизни давали наши Старейшины того времени. Василий Иванович Степаненко, а позднее и Геннадий Иванович Анциферов и Петр Васильевич Шелудько и уже упомянутый Станислав Германович Дронов. Именно активное соучастие, как всего Совета, так и отдельных Стариков позволило воркутинской казачьей общине «Казачий рубеж» жить и развиваться. Одна организация пошива справы согласно всем дореволюционным канонам в конце века ХХ,  в самой Самаре, уже дорогого стоит.  И на первом республиканском Круге потомков казачьего народа в Сосногорске делегация казаков Воркуты смотрелась очень достойно, отвечая всем канонам национального костюма. Многие другие делегаты тогда этим канонам не соответствовали вот совсем. Давайте считать это просто недостатком информации во многих казачьих общинах Русского Севера описываемого периода времени.

А как вести Правления и оформлять протоколы у «Казачьего рубежа» учились многие казачьи общины Русского Севера. По свидетельству Дронова, например, известно, что образцы документации отправлялись даже в Архангельск. Сам же Станислав Германович Дронов вскоре стал Представителем Правления Союза Казаков во всем Северо-Западном регионе, активно участвуя в процессе создания казачьих общин Союза на Русском Севере.

Именно Сизякин ездил в Новочеркасск и привез казакам «Казачьего рубежа» первые казачьи офицерские чины. И не стоит считать все происходящее с потомками казачьего народа клоунадой. Казачья служба сегодня – явление общественное и происходит при Правлениях казачьих общин. Существует и образовательный ценз и выдерживается соответствие с военно-учетными документами казака. Чин казака так же может определяться и должностью в составе Правления. Но тогда чин будет должностным. А парадная справа это же дань традиции. Красивая, праздничная национальная одежда. Промежду прочим по строгим канонам, если в общине есть кому за этим следить.

«Казачий рубеж» как общественная организация при Союзе Казаков существует по сию пору. Вот только тех, о ком хотелось бы написать там уже нет. И истории у автора теперь будут другие