Восемнадцатый километр. Дорожные заметки

Савельева Анастасия Сергеевна
Пролог
Я живу в такой стране, добрая часть людей которой считает себя ярыми патриотами, однако, каждый из них на отрез отказывается от отдыха на родине. Каждый третий ругает власть, и каждый первый недоволен дорогами, а фраза «этим летом мы будем отдыхать на отечественном курорте» здесь вызывает только жалость. Одним словом, я живу в России.
В каждом государстве, как и в любой семье, есть свои проблемы и недостатки – это нормально. И мы не бежим в чужую семью на выходные, чтобы отдохнуть от своей, так почему же мы позволяем себе проделывать это с Родиной?
Почему мы убегаем, уезжаем, улетаем на две недели или на месяц в другую страну, или на другой континент, и там под палящим солнцем или легким бризом, за чашечкой чая или кофе сетуем на дом, из которого мы приехали, и в котором нас ждут обратно? Почему мы возвращаемся и рассказываем, как там нам было хорошо, но дома все равно лучше?
Самое удивительное, что большинство тех, кому за счастье поругать свою страну, а в частности русские курорты, даже не бывали на них и разок. А ведь это совершенно не справедливо. Ведь когда маленький ребенок отказывается от каши, оправдываясь тем, что он ее не любит, родители на это выдают проверенную годами фразу: «Откуда ты знаешь, ты ведь ее не пробовал?». Я думаю, что эта, уже давно запылившаяся, фраза будет справедлива и по отношению к нашим курортам и людской нелюбви к ним.
Забавно, но углубилась в размышления на эту тему я только после того, как оказалась в автомобиле, мчащем на полном ходу через пол России (здесь я, конечно, преувеличила) из Великого Новгорода в Анапу.







Запись1
Путешествие предстояло не близкое. Две тысячи километров как-никак, да еще и на машине. Тяжело. Особенно для водителя.
К слову, наша «экспедиционная группа» состояла из родителей – мамы и папы, меня, моей младшей сестры и Бинго – моей  мягкой игрушки панды. Может кому-то и смешно, что восемнадцатилетняя барышня в путешествие берет свою мягкую игрушку, однако, я на это внимания не обращаю. Зато мне так спокойно. Таким образом я просто попыталась создать небольшой островок уюта во время путешествия.
За рулем был, конечно, папа, поэтому все основное неудобство в поездке ощутил именно он. Хотя, в свою защиту, все-таки хочется заметить, что задние сидения авто, на которых с таким комфортам я передвигаюсь по городу, удружили мне болью в спине и шее к концу путешествия.
Выезжать было решено вечером, но не поздним, часов около пяти или шести. Весь маршрут тщательно спланирован и просчитан. Все остановки строго по регламенту и в установленных местах. По крайней мере, так было задумано до отъезда. На деле же никто не в силах был сопротивляться природным потребностям, которые возникали далеко не по расписанию.
Нам предстояло преодолеть более десятка городов и еще столько же различных поселений. Первым пунктом нашего назначения стал город, основанный в 1135 году  и расположенный на берегах реки Волга – Тверь. Сам город, к моему разочарованию, осмотреть не удалось, остановка была недолгой, на перекус и небольшой сон. Честно сказать, мне и не хотелось спать.
Рядом было небольшое придорожное кафе, на стоянке которого мы и разместились. Мама предложила выпить там кофе и что-то покушать. Сестра и я согласились, мы были голодны, да и к тому же это отличный повод выйти из машины и немного размять, «почти атрофировавшиеся» в дороге, мышцы.
Папа с нами не пошел, он остался в машине, откинул назад сидение и уснул сладко, но крепко. Ему было не до еды и уж точно не до разминки, он не смыкая глаз, следил за дорогой несколько часов подряд.
Эта стоянка не оказалась долгой, так как, что-то прервало папин сон, и мы непромедлительно двинулись дальше. Ведь в наших интересах было быстрее достичь конечного пункта назначения.
 Всю ночь до рассвета мы ехали и ехали, и ехали. Совсем без остановок на отдых, если, конечно, не учитывать неизбежные - по естественной нужде, но и они были очень короткими.
Вечерние пейзажи давно сменились всепоглощающей тьмой за маленькими окнами движущегося автомобиля. Мы с сестрой пытались уснуть, но ничего не получалось, во всяком случае, у меня. И дело было не только в ограниченности пространства и жутком неудобстве, с котором мы вчетвером  уже, казалось, смирились и даже немного приспособились. В машине было жутко холодно. Я вся продрогла. Оказалось, что выключать кондиционер с его холодными, доводящими меня до дрожи, воздушными потоками было нельзя. Отец включил его намеренно, чтобы его не разморило в тепле и, чтобы не было желания уснуть, ведь на нем большая ответственность – он за рулем.
Запись 2
Город, послуживший для нас следующей остановкой, конечно,  заслужил, чтобы я запомнила его имя, но, к его сожалению и моему счастью, он запомнился мне восхитительно красивым, нежным розово-фиолетово-голубым  рассветом. Ранним-ранним. Девственным, как сама чистота, и совсем ничем не опороченным.
Я, как заворожённая, несколько минут стояла и робко, боясь спугнуть тишину, наблюдала за безмятежностью и совершенством природы окружавшей меня. После холодной, бессонной ночи трудно придумать удачное утро, но оно было для меня именно таким.
Однако, не все разделяли со мной счастье драгоценных минут наедине с природой. Звонким и очень, даже слишком, громким визгом раздался вопль: «Приве-е-ет!». Это был мой десятилетний троюродный брат. Я была ошеломлена! И не только из-за неслыханной наглости моего братца, перебившего музыку тишины своим неуместным приветствием, но и самой ситуацией. Каковы шансы встретить своего младшего троюродного брата за несколько сотен километров от родного города, да еще и рано на рассвете?
Я понимала, что от него вразумительного ответа не получу, поэтому, в поисках объяснения, мне пришлось оторвать взор от зрелища более чем  достойного внимания – моего идеального рассвета. Случайный взгляд в сторону придорожного кафе застрял на моей маме, она пошла туда, взглянуть на меню в то время, пока я наслаждалась своим идеальным утром, папа дремал в машине, а сестра изучала местность. Мама была не одна, с ней, вся такая загорелая, счастливая и одновременно немного потрепанная после дороги, шла ее двоюродная сестра – моя тетя. И тут загадка появления здесь ребенка раскрылась для меня. Теперь меня волновало, откуда взялась тетя.
За ранним завтраком в придорожной кафешке с совершенно отвратительным кофе, выяснилось, что городок, в котором мы находились, расположен не далеко от Москвы. А еще выяснилось, что тетя с семьей едут как раз оттуда. Они буквально пара часов как с самолета. Отдыхали в Египте. Я не была увлечена рассказом о незабываемом отдыхе заграницей, который приходилось слушать моей маме от сестры, захлебывающейся в словах и путающейся в последовательности событий и впечатлений. Меня все еще не отпускало чувство чистоты, легкости и безмятежности. Наверное, по этой причине мне было не до суетливой болтовни за завтраком. В это время я прощалась с моим идеальным рассветом и приветствовала новый день, глядя в запотевшее окно дешевой кафешки.
Запись 3
Какую-то часть пути мы держались друг друга, делали остановки в одном месте, чтобы перекусить или просто отдохнуть. Мама постоянно переписывалась по СМС с тетей, чтоб договориться о стоянке.
Папе не нравилось, что постоянно приходилось соблюдать общую скорость езды и подстраиваться друг под друга, но для мамы, кажется, это было очень важно, поэтому он молчал, и изредка недовольно вздыхал, когда мама в очередной раз просила подождать, отставшую от нас машину. 
Один раз мы остановились в лесу. Погода была чудесная, кругом зелень, солнечные лучи щекотали мне щеки и выкладывали на них легкий румянец,  а веселая мелодия, которую напевали какие-то птички, очень органично дополняла всю картину.
Раз уж такое дело, я решила прогуляться, со мной пошла сестра, а мама с тетей. Они ушли далеко вперед от нас, однако, из виду мы их не теряли. Внезапно, они резко сменили направление пути, и пошли быстрым шагом к нам навстречу. Оказалось, прямо к ним под ноги из кустов выползла змея, и тетя заметила только, когда мама уже чуть не наступила на нее. Они обе были слегка напуганы, а мы с сестрой заинтересованы. Нам тоже хотелось увидеть живую змею, но не в террариуме или  цирке, к слову, там мы змей видели миллион раз, а в естественной среде обитания. Ведь это во стократно интереснее.
Оглядываясь и обращая внимание на каждую веточку на земле мы начали пробираться в гущу. Правда поход быстро прервали родители, окликнув нас по именам и, приказным тоном, велев вернуться к машине.  Мы решили, что пора в дорогу, но дело было не в этом, случай со змеей всех очень взбудоражил: нас с сестрой – заинтересовал, родителей – обеспокоил.
Через некоторое время в пути у нас с сестрой возникла другая проблема. Машина внутри, будто, с каждым последующим часом в дороге, все сужалась и сужалась. Мне ужасно хотелось спать, ведь ночью из-за леденящего холода этого сделать так и не довелось. Как назло, полуденное солнце палило прямо в мое окно. Заснуть не  удавалось, но очень хотелось. Я прилегла головой на колени сестры, по-моему, она была не против. И только я начала погружаться в блаженство сна, как меня скинули, в прямом смысле слова. «Сиди на своей половине, мне тоже мало места» - услышала я после пробуждающего толчка под голову. Это было неприятно, даже слишком.
Следующие четыре часа в дороге мы с сестрой не разговаривали и лишь изредка хмуро переглядывались, когда кто-то из нас случайно переходил грань, делящую заднее сидение автомобиля пополам.
Запись 4
Точно не знаю, по какой причине, но мы с сестрой постоянно все делим. Я все-таки думаю, что все детские дележки, и не только у нас сестрой, происходят из-за родительского внимания, а не из-за конфет, игрушек или вещей, как это кажется на первый взгляд.  Ведь каждая мелочь, которую дает тебе мама или папа, это не просто мелочь, это символ внимания, любви и заботы, именно поэтому мы, дети, обижаемся, когда одному достается чуточку больше.
Атмосфера в автомобиле все больше накалялась: нам с сестрой по-прежнему не хватало места. Мы сидели, забившись в противоположные углы заднего сидения, и каждая из нас следила, чтобы вторая не пересекла воображаемую границу чужого пространства.
Выглядело это, конечно, очень глупо.
Запись 5
Мы даже не заметили, как минуло больше десятка наименований разных рек, озер, поселений и городов.
За окнами небольшого семейного авто проносились красавцы-подсолнухи, поспевали арбузы и кукуруза. У всех в голове, грешным делом, мелькнула мысль, которую осмелился озвучить только папа: «Такие они красивые, эти ягоды-гиганты! Может, стащим один? А что, никто не заметит, вон, сколько их много, поле целое, яблоку негде упасть». Конечно, это была шутка, ведь у арбузных плантаций мы даже не затормозили, а вот перед подсолнухами родителям удержаться не удалось. Около них мы не только остановились, но еще и бесчеловечно срезали пару черно-желтых голов солнечного цветка, после чего быстро дали по газам, стараясь оставить где-то позади легкий стыд от кражи чужого урожая.
Запись 6
До города-курорта оставались считанные километры, но дело близилось к ночи, а папа уже так сильно устал от дороги, руля и водительского кресла, что готов был спать хоть стоя лишь бы не в машине. К слову, у папы все было под контролем, на такой случай он приберег номер телефона знакомой знакомого папиного друга, которую ему очень рекомендовали, другу в смысле. Она держит свой хостел и принимает гостей в любое время суток, а в качестве обслуживающего персонала там работают ее же собственные внучки. Туда мы и направились.
Сам дом был похож на чью-то дачу (наверное, так оно и было), но очень внушительных размеров, около него была даже организована автомобильная парковка и целая столовая под открытым небом. Но, если честно, заметили мы все это только утром, так как приехали слишком поздно, а сил с дороги хватило лишь на душ и несколько шагов до кровати.
Запись 7
Утро нового дня обещало отличное начало отдыха. Я знала, мы уже где-то очень близко к Анапе.
Мы быстро позавтракали в уютной столовой рядом с цветущим садом хостела и незамедлительно двинулись дальше.
По обе стороны дороги один за другим стояли торговые лавки с ароматными, манящими ягодами и фруктами. Глядя на эти, потрясающей красоты, яства мы, буквально, истекали слюнями, но покупать продукты питания прямо вдоль трассы не очень хотелось. Приходилось терпеть.
- Пап, пап, останови! Смотри, какая красота…
Легкой периной туман укрывает поля, засеянные, наверняка, чем-то вкусным. Папа не остановил, хоть и вид ему тоже пришелся по нраву.
- Нам нужно сегодня добраться до города, нет времени на бессмысленные остановки.
Мне не удалось наедине пошептаться с рассветом, рассыпавшимся на поле какой-то растительности, но я ощутила ту же безмятежность, как и где-то в районе Москвы, когда повстречала свое идеальное утро.
Так странно, за свои восемнадцать лет я такое испытывала лишь дважды, оба раза в этом путешествии. В страхе спугнуть это чувство, будто заворожённая, несколько часов, я молча, не замечая окружающих, смотрела в окно и следила, как утро превращается в день. 
Запись 8
Кипящий город встретил нас жуткими пробками на въезде. Но мы в Анапе, а это значит, что отдых уже начался.
Мы подтянулись вверх, поближе к потолку автомобиля, дабы наблюдать происходящее за его окнами и ничего не упустить.
 Папа нажал на кнопочку и, как по волшебству, все четыре пассажирских стекла в нашем маленьком домике на колесах поползли вниз и скрылись где-то между стенок дверей авто. В этот момент я ощутила дуновение ветра, и хоть до моря было еще достаточно далеко, мне мерещился его запах, казалось оно совсем близко…
Через некоторое время моего блаженного изучения местности с заднего сидения машины, мы очутились на месте. Узенькие, квадратные улочки привели нас к месту, где нам предстояло провести ближайшие десять дней.
Вся семья после долгой дороги вышла из транспорта, глубокий вдох был почти синхронным – «Ну вот, мы и на море!» - подумали все, но произнес только папа…
И только спустя десять дней мы вновь почувствуем у себя в горле дорожную пыль на пути домой.