Серёга

Игорь Шевелёв
Три дня назад я получил известие, которое потрясло меня - не стало моего товарища Сергея Рыпалова.
Можно, конечно всё пережить в себе; размышлять, пока переживания не смешаются с жизнью и не затрутся временем. Я не хочу этого. И пишу о Сергее во имя Светлой Памяти о нём.
Не курил, не был подвержен дурным привычкам, отличный семьянин, любящий сын, отец, брат, занимался айкидо, следил за здоровьем, а в детстве вместе со мной ходил в секцию борьбы (пришёл, как и мой младший брат сразу за своим старшим братом Вовой). Был успешным и настойчивым борцом классического стиля (сейчас классическая борьба называется греко-римской).
Он познакомился со своей первой женой у меня дома, куда я пригласил знакомую учительницу, которая пришла не одна, а с группой своих (она куратор) студенток (так как мной был обещан вечер бардовской песни), среди которых оказалась и его будущая жена. С моей, что называется "лёгкой руки" они познакомились и поженились. У них родилась дочь, которую назвали Алисой. Думается, что имя выбирала жена Элина; в самом начале мы с ней придумали такую игру; я называл её Алисой, испросив на это её разрешения; она согласилась и в дружеских компаниях за общим столом (с гитарой!) играла эту роль, представляя себя "Алисой в стране чудес". Время шло. У Сергея и Элины, как я говорил, родилась девочка и назвали её Алисой. Потом родилась вторая дочь. Ей выбирал имя, скорее всего, Сергей; назвали ведь Галя, а так зовут его маму (и моего преподавателя по истории в училище культуры!) Галину Дмитриевну.
Прошли годы...
Должен сказать, что в девяностые годы прошлого века после трагической гибели наших общих друзей Сергей как-то отдалился, замкнулся в себе. Он очень тяжело перенёс потерю близкого друга. Максим был ему, как брат... И вот страшное испытание; надо было ехать на опознание. Больной отец Максима попросил Сергея поехать. Что пережил в тот день Сергей можно только предположить...
Мне никто сразу не сообщил. Случайно я потом встретил старшую сестру Максима, которая рассказала о трагедии. Сергея я не видел со времени своей свадьбы (Максим тогда тоже был у меня на свадьбе). Потом моя личная жизнь потребовала присутствия во Владивостоке. Прошло больше полугода после похорон, когда я узнал.
После этого Сергей стал другим человеком; по-моему, более недоверчивым к людям (до подозрительности), скрытным, к общению не стремился; в основном, занимался бизнесом "всё в дом, всё в семью", отказался от части друзей (в это число попали кроме меня, Павел Федченко - "Пашечка" и Сергей Худяков). Но, когда мы всё же сталкивались случайно в городе, отчуждение постепенно проходило. Он был по-прежнему приветлив. От разговоров и моих расспросов о причине охлаждения он старался уходить, и я больше не затрагивал в последствии эту тему.
В 2001 году, испытывая большие проблемы, я обратился к Сергею за помощью – просил денег. Он отказал, сказал, что не даёт в долг никому. Это произвело на меня тогда сильное впечатление, тем более, что я голодал, бродил по городу, питаясь тем, что удавалось сорвать с деревьев (у частных домов) или украсть с огородов. Тогда в 2001 году у меня произошла переоценка ценностей; я многое пережил и переосмыслил. С тех пор моя жизнь перестала быть прежней. Со временем я простил его. Ведь, если бы он занял мне тогда денег, я не прошёл бы такую школу, я был бы другим; значит так угодно было Богу! И Серёга не единственный, к кому я обращался, и кто мне отказал в тот год. Денег мне дал мой родной Батя. Немного, но мне хватило, чтобы добраться до моря и пережить то лето.
Прошло ещё около десяти лет. Мы продолжали видеться в городе время от времени. Иной раз (стыдно признаться) мне видеть его было неприятно (обида того отказа не выветрилась окончательно). Он производил на меня впечатление мещанина; ходил всегда пешком (может быть сказывались последствия пережитой потери). Шаги размашистые. Туловище большое, лицо одутловатое и бледное, губы тонкие. По-моему, он не брился, или брился редко; ничего не росло – это отнимало от его облика львиную долю мужественности. Хотя впечатление это обманчивое; я знаю его с детства; никогда он не давал своим недоброжелателям возможность усомниться в его мужественности. Здесь я проведу аналогию (если читатель понимает, о чём я) с известным историческим персонажем де Еоном, который выведен Валентином Пикулем на страницах романа «Пером и шпагой». За свою жизнь де Еон кем только не был! И офицером – дуэлянтом, и дипломатом, даже в женщину переодевался, когда этого требовало разумное чувство самосохранения (или политика). Риск, отвага, гениальная актёрская игра, аналитический ум – всё это присуще обоим; Сергей, повторяю – как воплощение де Еона в наши дни!   
И, когда мы всё же заводили разговор, от сердца сразу отлегало – нелепыми казались обиды; мы становились прежними пацанами; он – вдумчивый психоаналитик, я – «белая ворона», которая наступает на одни и те же грабли, но способная смеяться над собой и пытающаяся свои ошибки анализировать.
Однажды он пригласил меня к себе в гости (Он расстался со своей женой и жил у мамы). Со смешанным чувством робости и любопытства я поднялся на, знакомый со школьных ранних лет, четвёртый этаж и позвонил в сорок первую квартиру. Открыл Серёга. Я поздоровался с ним и с его мамой и прошёл в зал. Галина Дмитриевна стала готовить ужин, а Серёга, расспросив про мои проблемы с позвоночником, показывал мне упражнения на растяжение, на выправление осанки.
Потом Серёга кормил меня борщом, чаем с оладьями. Я так «расчувствовался», что потерял на мгновение связь с реальностью и сболтнул лишнее – стал рассказывать о недавней встрече с его женой. Сначала я уточнил – действительно ли они расстались. Сергей подтвердил, сказал, что ушёл, оставил ей и дочерям квартиру, но приходит туда по первому зову, ремонтирует сантехнику и т.п., встречается с дочерьми. Может быть у Элины появился кто-то, но и он, в таком случае, не теряет времени – нашёл сайт знакомств, где уже познакомился и «набил стрелку» с одной молодой особой. Скоро у них свидание.
И он мне предложил подыскать подругу на том же сайте. (Примечание: позднее, когда я устроился работать охранником в городской парк, он приходил туда со своей «интернет» - подругой; она мне не понравилась; высокая, со шрамом на лице и с «остановившейся» (или засевшей?!) мыслью в тёмных глубоких глазах! Но я улыбался и всячески показывал ей, что рад встрече). 
Сергей продолжал пестовать (угощать) своего гостя, а я - свой рассказ о встрече с Элиной; может быть, я думал облегчить его переживания от расставания с ней? Я рассказал ему слово в слово, что говорила мне она, когда мы встретились в городе; она сказала, что ушла от Сергея, что у неё уже своя жизнь. Я спросил её – а как же любовь?! Элина ответила, что любви не было. Я переспросил, мол, как это не было?! Вы же были, как одно целое, жили душа к душе! У вас две прекрасные взрослых дочери! На что Элина ответила: «Значит я претворялась!»
Когда я рассказывал всё это Сергею, я думал помочь ему «отпустить» от себя прежние отношения, но, к сожалению, только причинил ему боль; глаза его наполнились слезами. Никогда не видел, чтобы Серёга раньше плакал! Может быть только в раннем детстве! А тут такая реакция!
Возникла неловкая пауза. Даже из зала, где сидела Галина Дмитриевна я почувствовал такие флюиды, что мог ожидать чего угодно – меня могли вытолкать с треском, если бы это были другие люди, а не мать моего школьного друга и одноклассника и его младшего брата, который был и мне, как брат (несколько раз мы попадали с ним в переплёт; это сплотило нас). В общем, пауза сама собой рассосалась и, благодаря своей способности анализировать, Сергей предположил, что, мол, так как «кроме любви ничего не могло быть между ними», то это, скорее всего, последствия психологической травмы, которую Элина могла получить в течении жизни (в детстве, или позже, что толкнуло её в своё время искать защиты в одной из новообразовавшихся в городе церквей). 
Я до сих пор (а прошло уже шесть лет) испытываю неловкость, что не смог удержать тогда свой «источник информации» на замке. И это был мой единственный визит к Рыпаловым за последние двадцать семь лет.
Ещё одно воспоминание. В 2012 году ко мне на Некрасова (квартира отца) пришёл в гости мой школьный друг одноклассник (и старший брат Сергея) Володя. Мы сидели перед компьютером и смотрели фотографии. Вовик не сдержался и легкомысленно прокомментировал то, как выглядит мой младший брат, мол, как семидесятилетний старик. Я промолчал, не желая с ним ссориться (мы столько не виделись; он мог перепутать и не так выразиться, и просто вот такой он всегда – «за словом в карман не лезет»), но Васильку своему рассказал обо всём, спустя какое-то время. Мой брат сильно разволновался, не мог подобрать слов для выражения негодования. Я попробовал сгладить «эффект» - сказал, что и сам Вова не помолодел за эти годы; увеличился в размерах, изменился в лице и т.д. Василёк улыбнулся; ему стало легче. Мы родные братья; между нами не было секретов; всегда находили понимание. Его уже нет три года. А жизнь, как шла, так и идёт… Надо отдать должное Володе; уходя от меня, он осмотрел мою квартиру (куда, вероятно он попадёт теперь не скоро) и достал широким великодушным жестом четыре с половиной тысячи рублей и протянул мне со словами: «Подарок тебе от меня!» Когда я рассказывал это покойному Васильку, он кивнул головой и сказал: «Настоящий друг!» И больше никогда не вспоминал его обидной оценки; простил. Он не был злопамятным. И я горжусь своим младшим братом, как Володя гордится своим.
Пишу сейчас, а перед глазами проносится вся наша жизнь; с детства до наших дней. Мы росли, учились, женились, потерялись. Но не потеряли! Ни чувства друг к другу, ни корней своих, ни Родины; могилы наших предков держат нас здесь! Мы не стали «Иванами, не помнившими родства».
Через каких-то два месяца я встретил Сергея возле своего дома (у магазина «Антенны») и похвастался, что Вова настоящий друг – дал мне в дар 4500 рублей. Я даже не ожидал (Сергей всегда умел считать деньги!), что тут же он достанет полторы тысячи рублей и протянет мне со словами: «А это тебе от меня! Если не сможешь когда – нибудь собрать эту сумму, ну мало ли, не возвращай – они твои!»
Спасибо, Серёга! Я тебе и тогда сказал, и сейчас повторяю (может быть ты слышишь): Спасибо! Я оценил твой подарок, я понимаю, что это результат немаленькой духовной работы над собой. И ты это сумел! Я горжусь, что у меня такой друг!
Последние встречи с Серёгой произошли, когда у него началась другая жизнь; он познакомился (не знаю, в интернете ли, в жизни ли) с молодой симпатичной женщиной по имени Татьяна. Они поженились, родили дочь. В предпоследний наш с ним разговор, Сергей с радостью мне сообщил, что выучился на права. Одно только огорчение; родители Татьяны, подарившие перед этим ей машину, стали её убирать в «укромное место», когда Серёга получил права и тоже приобщился к «касте водителей» (преодолел себя!).  А говорил он про сложности с доступом к машине, как о временном недопонимании с её родителями; в крайнем случае – купит новую машину и сделает это без обид!
Осуществил Серёга это «без обид» другим способом, с присущим себе шармом; в последнюю встречу – мы увиделись близ нашей родной четвёртой школы , прошли мимо гастронома, вышли к остановке, где распрощались (увы, навсегда…). Всё это время мы говорили, как старые друзья. Серёга поделился, что отправил жену, дочку и (красивый ход!) родителей Татьяны на Юг Китая отдыхать. Он каждый год со времени знакомства с Таней ездил с ней в Санья (а потом, после рождения дочери – втроём). Это было до 2016 года. В 2017 не смог поехать; объяснил мне, что дела (думаю теперь, что и здоровье тоже), сказал, что уже очень скучает по семье!
Мы, как я сказал, постояли немного возле остановки на улице Краснознамённой, ещё поговорили (как всегда на философские темы!), потом я перешёл дорогу и сел на автобус в сторону вокзала, а Сергей пошёл в направлении рынка. Спустя полгода мы встретились с его мамой (парадокс) на том самом месте, где простились с Серёгой; она ехала к внучке (самой маленькой - к Серёгиной и Татьяниной дочурке), была с палочкой, плохо себя чувствовала. сообщила мне, что 16 сентября Серёжу похоронили на городском кладбище в 7 «б» секторе.
Вот она...жизнь…