Стихи Екатерины Яковлевой

Татьяна Александровна Андреева
Небольшую подборку стихов Мурманской поэтессы Екатерины Яковлевой мне прислала моя подруга и известный прозаик, Наталья Мелёхина. 

Я прочла стихи с большим интересом и вот, что увидела в каждом из них.

Очень трудно писать гражданственную лирику.  Проще отделить одно от другого, но Е. Яковлевой это удаётся, например, в стихотворении «Клевер», которое одинаково восхитило Наталью Мелёхину и меня.  Его можно описать, как тонкое, глубоко лирическое видение правдивой истории послевоенного голодного деревенского детства.  Лично мне это хорошо знакомо, схожая история описана в прозе, в одной из моих «Вологодских бывальщин».  От прочтения этого стихотворения остаётся щемящее чувство неприятия несправедливого и жестокого отношения председателя колхоза к голодным деревенским детям.  Гражданственность здесь проявляется в исторической правде, а лиризм в языковых средствах выражения.

Каждое стихотворение Е. Яковлевой берёт на вооружение какую-нибудь глубокую мысль или проблему.  Это, может быть, странно звучит по отношению к стихам, но, посмотрите, в тексте стихотворения «Дай мне целое» говорится о том, что человек никогда не удовлетворяется тем, что ему даёт Господь Бог.  Получив, то, что просил, человек требует ещё, он жаден и ненасытен по природе своей.  Не понимает, что пожадничаешь – ничего не получишь, отберётся у тебя и то, что имеешь.  Читая это стихотворение, невольно вспоминаешь Евангельские притчи.  Удивительно красиво, хотя и безнадёжно кончается это стихотворение: «белый снег, как крошки хлеба с неба сыплется»...

Проникновенно и с горечью написано стихотворение «А скатерть в доме том»... В нём поднимается проблема современной бездуховности жизни, сосредоточенности людей на вещном.  Проблема отсутствия в семье самого главного, любви, и страдающего от этого - ребёнка.  В отсутствие любви он растёт равнодушным, и, что самое страшное, понесёт это равнодушие дальше в будущую жизнь.

Стихотворение «Гриня» - жизнеописание современного юродивого, несчастного и жестоко преследуемого больного человека, находящего отдушину в музыке.  Играя на гармони, он на время становится полноценным человеком и вызывает глубокое сострадание.

Удивительно красивое и нежное стихотворение «Старый дом» вызывает у читателя чувство ностальгии, любви, утраченного чувства тепла, связанного с домом детства.  Автор нашла слова, точечно и верно описывающие окружающие предметы.  Кот у неё «изогнулся, как скобка», у кота «бархатный бок», «вечер тягуч, как смола», а «мухи купаются в ведре с молоком».  Я это всё видела в своём детстве и узнала в стихах  Е. Яковлевой, поэтому они мне дороги.

Чудесное стихотворение «Друг мой, потеря вчерашняя», на самом деле не о потере, а о непреходящей ценности любви, которая никогда не кончается. 

Стихотворение «Моей Марине» так и просится быть положенным на музыку, оно поётся, как песня и говорит о материнской любви.

Ещё два стихотворения «Дождь июльский полуночник» и Мотылёк» - пример того, как в стихе может быть использован стилистический приём – олицетворение.  В первом стихе предметы и явления обладают качествами живых существ – «дождь, отыскал в песке» совочек ребёнка и «вспомнил звонкий голос» его, ветер «ласково подул», день назван «новорожденным».  Второе стихотворение, зарисовка, целиком олицетворено: «поселился дождь на крыше», «в окно скребутся ветки», «стая слов», «спит наш дом, вздыхая», «гром грозится».

Как видите, на стихи Екатерины Яковлевой мгновенно откликнулась моя душа.  Настолько они чистые, простые и светлые, будто вышедшие наружу на выдохе, в естественном процессе человеческого дыхания, но при этом умные, добрые и глубокие по содержанию.  Вот уж воистину, автор пишет стихи, как дышит, как видит и слышит окружающую жизнь.  А что ещё нужно для настоящей поэзии, забирающей человека в свой сладостный плен?  И с этих пор я – пленница её стихов.