беседа Галины Щекиной и Тамары Сизовой.
Вопрос Т. С.
- Ваши героини постоянно погружены в повседневную суету, у них идет конвейер, как написано про Ларичеву в Графоманке - «дальше у нее пошел конвейер кормления и укладывания детей".. .Ларичевой из-за быта некогда задуматься, что происходит.
Г.Щ.- Да, у Ларичевой идет порабощение бытом. Она какие-то банки закатывает, за ягодой в болото идет... Но это потому что муж сказал - стань просто женщиной. И тогда она в пику ему и всему свету бросает писать. Но этот же быт ее отрезвляет. В болоте она могла утонуть. И душа упрямо ноет. Потом, унее есть постоянный оппонент - подруга Забугина, которая может шутя прополоскать белье и выпить рююмочку. Это моральная поддержка. Когда все доходит до абсурда, так Ларичева приходит в себя, напрмер на картошке. Картошка нужна, но не ложиться же в землю с ней. И со снегом.
Вопрос Т.С.
- А ваша Валя Дикарева, персонаж романа "Тебе все можно", она не замужем, ей-то зачем особо бояться быта?
Г.Щ.- У Вали тоже проблемы с бытом. Она каждый вечер ходит по ресторанам и кафешкам, помогает подруге жениха найти. А книги по е словам, покрываются пылью. Она столкнулась с таким делом и взбунтовалась. Потом, она на отдыхе на острове Зеленый оказалась в ситуации поварихи, варила кулеш когда ничего не было, потом всех тошнило от этого кулеша... И она поняла, что хватит уже!
Вопрос Т.С.
-У вас тяготы повседневности всегда падают на женщин?
Г.Щ.- В Графоманке - да. Сын пререливающий рассольник в таз с олготками, конечно, некоторых шокирует. Но в романе Ор как раз они падают на мужчину, Это художник-самоучка Тимоша Тесков. У него жена Марьяна настоящая хозяйка, но вот она пошла работать, а Тимоша готовит еду, прибирается, сколачивает стеллажи, копает дачу, стоит в очередях... Он пришел в магазин отоваривать талоны, а простояв часа три, отоварил совсем не то что надо: его добыча - три кило пшена и трехлитровая банка сгущенки. Пока он стоял, он не раз возмущался всей душой на это безобразие. А еще он слышал разговоры девочек ,в одну он влюбится потом, и вот она тоже возмущается, такое вот совпадение!
Тяготы быта взвалил на себя еще один персонаж - Панкрат, отец Маши Черепахтной: "Когда он топил баню, то вел туда сперва толстую свою Дину, мыл ее как маленькую, мочалкой. Голову отдельно, потом окатывал, закутывал в простыни… В этом Панкрат видел свою надобность ей, в этом аккуратном уходе и тихом расчесывании волос. И не то чтоб не умела она – все она умела, не маленькая, но ей тоже хотелось его побаловать – пусть расстарается. И только когда усаживал закутанную жену у кипящего самовара, брал за руку Машуню, чтобы помыть ее отдельно, и тоже мыл осторожно, волосы расчесывал тихо, приговаривал всякие слова, от которых глаза слипались, как будто было у Панкрата две дочки, большая и маленькая…
Маша Черепахина росла в неге и в холе, хотя это может показаться странным для такой скромной семьи. Главное, Маша никогда не слышала скандалов и оскорблений. Если Дина и сердилась за что, так Панкрат быстро умел утешать. В основном соглашался, да и все.
Маша Черепахина не хотела уезжать от веранды с подсолнухами. Она здесь в такой безмятежности находилась, такие книжки читала, такие мысли думала! Но папа ей говорил: «Негоже, Машуня, прирастать к стулу, надо ехать и пурхаться, жизнь большая. Веранда с подсолнухами никуда от тебя не денется». Именно Панкрат разглядел гуманитарные способности дочки и велел идти в колледж культуры: «Ты у нас в клубе будешь на вес золота». Маша пошла в матушку статью, но душа у нее была добрая, панкратовская…"В этой истории мы видим, что как раз быт становится для Панкрата высшей формой выражения любви". Как будто у него были не жена и дочь, в две дочки, большая и маленькая..
В романе "Тебе все можно" есть такой Андриан Ильич Долганов .Его любит героиня романа, а он человек женатый.
"Он не боялся одиночества. На работе он выжимал себя до отказа, потому что привычно было отрабатывать взятое в долг у государства высшее образование. Хотя большинство людей думает о вузе, как о чём-то естественном, свалившемся с неба, а вот он отрабатывал. Дома, как правило, сам занимался стиркой, уборкой, готовкой еды. На Надину книжку они собирали деньги на одежду, на его книжку — на еду и мелкие расходы. Вот и получалось, что у Нади всегда был карман про запас, а у него никогда не было, есть надо каждый день. Надя после работы занималась уроками Лоры и читала книжки младшей Тасе. В сложных случаях вызывали из кухни папу. Иногда менялись: она на кухне, он с уроками. Может показаться, что это глупости неравенства, но мужчине казалось, что он таким образом и женщине даёт шанс развиваться". Но такие мужчины - скорее исключение, чем правило.
Вопрос Т.С.
-Значит все-таки тут нет рабства, они сражаются на одной стороне баррикады?
Г.Щ.- Конечно, вместе. Когда они вместе ,это уже больше на праздник в походе похоже, чем на унылую повседневность. А помните, как у Ларичевой муж приезжает их командировки, дает жене деньги, печень в пакете. Это же ликование началось полное. Ии когда Ларичева в поле тащится, и ниоткуда входит Нездешний, и начинает ей помогать. Женщиа сразу мир воспринимает по-другому.
Вопрос Т.С.
- А зачем еще нужны эти подробности быта? Моет, проще их опустить и сразу о книжках, о духовном? Илим это для потомков, чтобы знал как в наше время ели и во что одевались?
Г.Щ.- Два "Д". Достоверность и доверие. Читатель себя в этом всем узнает и верит автору - да, так и было. И конечно остаются штрихи истории.
А еще - через детали одежды, еды, быта которые кстати тоже характеризуют персонажей довольно ярко - через них можно узнать то, чего герои сами о себе не скажут. Это своеобразные лирические отступлление. Вы думали, что лирические отступления - это природа, листочки-цветочки? Не, не только. Это еще и ларичевский трикотажный костюм с кожаной аппликацией, это женщина кричит - обратите на меня внимание, я личность. А Валя Дикарева? Когда ее подружку по общаге насилуют на берегу, у Вне, как назло, жарится курица в духовке. В результате ппереполоха курица сгорела. Вот такой кипеж был... А позже? Она как села на берег в длинной юбке и пончо, как уединилась от всех - так ясно, пришло время подумать. Там все пьют-гуляют, а она нахохлилась и думает. Почему, думаете, такой дурацкий девиз у нее возникает в конце романа? Вымыть окна и выйти замуж! Потому что надоело в бирюльки играться... Все становится серьезно...Так что быт - это не унылая данность, это радость жизни. И почти поэзия...
Т.С. В романе "Несвадебный марш" экспозиция не изменилась?
Г.Щ. - Конечно, нет. Она только обострилась, пожалуй. Наверно женщине достается больше испытаний, например, когда она моет рубец в вааной. Это тоже дошло до полного абсурда. Но когда рубец вымыт и сварен, все приходит в норму, все утихает. Его все же едят , хотя могли бы обойтись, все оправдано фразой "борьба с едой и ее отсутствием". Но если вспоиниь сцену, когда Валя и Сева рубят капусту и беседуют о литературе, так это не накзание, это праздник духа какой-то. Потому что они вместе это делают, они, сдерживаясмех и свою влюбленность и
наговориться не могут. Тут даже их разность в культурном плане не мешает. Тут быт становится уже поводом для сближения.
Т.С. - Извините все дозировано по-разному. Сева ездит по заграницам, а жена в это время в малышами сидит, от кошек с ума сходит.
Г. Щ. - Да, и такое есть. Но ведь благодаря Севе Валя сталкивается с соседом-художником. Она начинает журналы по искусству листать, а не только выкройки свои. Ведь что такое этот марш в реальности? Это не сваливание тягот на жещину, а распределение этих тягот поровну. Как они когда шли из больницы, шли навстречу ветру и новым испытанииям. Наверно даже в такой тяжелый момент их голов касалась поэзия. Не зря они вместе.