Повседневность как наказание?

Галина Щекина
беседа  Галины Щекиной и Тамары  Сизовой.

Вопрос Т. С.
- Ваши  героини постоянно погружены в повседневную суету, у них  идет конвейер, как написано про Ларичеву  в Графоманке - «дальше  у нее пошел  конвейер  кормления и укладывания детей".. .Ларичевой из-за  быта некогда  задуматься, что происходит.

Г.Щ.- Да, у Ларичевой идет порабощение бытом. Она  какие-то банки  закатывает, за ягодой в болото  идет... Но  это потому что муж  сказал - стань просто женщиной. И тогда она в пику ему и всему  свету бросает  писать. Но этот же  быт ее отрезвляет. В болоте  она могла  утонуть. И  душа  упрямо ноет. Потом,  унее есть постоянный оппонент - подруга  Забугина, которая  может  шутя прополоскать белье и  выпить  рююмочку. Это моральная  поддержка. Когда  все  доходит  до  абсурда, так Ларичева приходит в  себя, напрмер на  картошке. Картошка нужна, но не  ложиться  же в землю с ней. И со  снегом.

Вопрос  Т.С.
- А ваша Валя Дикарева,  персонаж  романа  "Тебе  все  можно", она не  замужем, ей-то  зачем особо бояться быта?
Г.Щ.- У  Вали тоже проблемы с бытом. Она каждый  вечер  ходит по ресторанам и кафешкам, помогает подруге  жениха найти. А  книги по е  словам, покрываются  пылью. Она столкнулась с таким делом и  взбунтовалась. Потом, она  на  отдыхе на острове  Зеленый оказалась в ситуации  поварихи, варила  кулеш когда ничего не  было, потом  всех  тошнило от этого  кулеша... И она поняла, что  хватит уже!
Вопрос  Т.С.
-У  вас  тяготы повседневности  всегда  падают на женщин?

Г.Щ.- В  Графоманке  - да.  Сын пререливающий рассольник в  таз с олготками, конечно,  некоторых шокирует. Но в  романе Ор  как  раз они падают на  мужчину, Это  художник-самоучка Тимоша  Тесков. У него  жена  Марьяна   настоящая  хозяйка, но вот она пошла  работать,  а Тимоша готовит  еду, прибирается, сколачивает  стеллажи, копает  дачу,  стоит  в очередях... Он  пришел в магазин отоваривать талоны, а простояв  часа  три, отоварил совсем не то что надо: его  добыча - три кило пшена и трехлитровая банка  сгущенки. Пока  он стоял, он не раз возмущался  всей  душой на  это безобразие. А еще он  слышал  разговоры  девочек ,в одну  он  влюбится потом, и вот она тоже  возмущается, такое  вот  совпадение!

Тяготы  быта  взвалил  на  себя  еще один  персонаж - Панкрат, отец  Маши Черепахтной: "Когда он топил баню, то вел туда сперва толстую свою Дину, мыл ее как маленькую, мочалкой. Голову отдельно, потом окатывал, закутывал в простыни… В этом Панкрат видел свою надобность ей, в этом аккуратном уходе и тихом расчесывании волос. И не то чтоб не умела она – все она умела, не маленькая, но ей тоже хотелось его побаловать – пусть расстарается. И только когда усаживал закутанную жену у кипящего самовара, брал за руку Машуню, чтобы помыть ее отдельно, и тоже мыл осторожно, волосы расчесывал тихо, приговаривал всякие слова, от которых глаза слипались, как будто было у Панкрата две дочки, большая и маленькая…
Маша Черепахина росла в неге и в холе, хотя это может показаться странным для такой скромной семьи. Главное, Маша никогда не слышала скандалов и оскорблений. Если Дина и сердилась за что, так Панкрат быстро умел утешать. В основном соглашался, да и все.
Маша Черепахина не хотела уезжать от веранды с подсолнухами. Она здесь в такой безмятежности находилась, такие книжки читала, такие мысли думала! Но папа ей говорил: «Негоже, Машуня, прирастать к стулу, надо ехать и пурхаться, жизнь большая. Веранда с подсолнухами никуда от тебя не денется». Именно Панкрат разглядел гуманитарные способности дочки и велел идти в колледж культуры: «Ты у нас в клубе будешь на вес золота». Маша пошла в матушку статью, но душа у нее была добрая, панкратовская…"В  этой  истории  мы  видим, что как  раз быт становится для Панкрата высшей  формой  выражения  любви". Как  будто у него  были не  жена и дочь, в  две  дочки, большая и маленькая..

В  романе  "Тебе  все  можно"  есть такой Андриан Ильич Долганов .Его любит героиня романа, а он  человек  женатый.
"Он не боялся одиночества. На работе он выжимал себя до отказа, потому что привычно было отрабатывать взятое в долг у государства высшее образование. Хотя большинство людей думает о вузе, как о чём-то естественном, свалившемся с неба, а вот он отрабатывал. Дома, как правило, сам занимался стиркой, уборкой, готовкой еды. На Надину книжку они собирали деньги на одежду, на его книжку — на еду и мелкие расходы. Вот и получалось, что у Нади всегда был карман про запас, а у него никогда не было, есть надо каждый день. Надя после работы занималась уроками Лоры и читала книжки младшей Тасе. В сложных случаях вызывали из кухни папу. Иногда менялись: она на кухне, он с уроками. Может показаться, что это глупости неравенства, но мужчине казалось, что он таким образом и женщине даёт шанс развиваться".  Но такие  мужчины  - скорее  исключение,  чем  правило.

Вопрос Т.С.
-Значит все-таки тут  нет  рабства, они сражаются на одной стороне баррикады?

Г.Щ.- Конечно, вместе. Когда они  вместе ,это  уже  больше на  праздник  в походе похоже,  чем на  унылую повседневность. А помните,  как у  Ларичевой  муж приезжает  их командировки, дает  жене деньги, печень  в пакете. Это же  ликование  началось полное. Ии когда  Ларичева в поле тащится, и ниоткуда  входит Нездешний, и начинает  ей помогать. Женщиа  сразу мир  воспринимает по-другому.

Вопрос  Т.С.
- А  зачем  еще  нужны эти подробности  быта? Моет, проще  их опустить и сразу о книжках, о духовном? Илим  это для потомков, чтобы  знал  как в  наше  время  ели и во  что одевались?

Г.Щ.- Два "Д". Достоверность и  доверие. Читатель себя в  этом  всем  узнает и верит  автору - да, так и  было. И конечно остаются штрихи  истории.
А  еще - через  детали одежды, еды, быта  которые  кстати  тоже  характеризуют персонажей довольно ярко - через них можно узнать то, чего герои сами о  себе не  скажут. Это  своеобразные  лирические  отступлление. Вы  думали, что   лирические отступления - это природа, листочки-цветочки? Не, не  только.  Это  еще и ларичевский  трикотажный костюм с  кожаной аппликацией, это  женщина кричит - обратите на  меня  внимание,  я  личность. А  Валя Дикарева? Когда ее подружку по общаге насилуют на берегу, у Вне, как  назло,  жарится  курица в духовке. В  результате  ппереполоха  курица  сгорела. Вот  такой кипеж был... А позже? Она как села  на  берег в длинной юбке и пончо, как   уединилась от всех - так  ясно, пришло время  подумать. Там все  пьют-гуляют, а  она  нахохлилась и думает. Почему,  думаете,  такой  дурацкий девиз у нее  возникает в  конце  романа?  Вымыть  окна и выйти замуж! Потому что надоело в  бирюльки  играться... Все становится серьезно...Так  что  быт -  это не унылая  данность, это радость жизни. И почти поэзия...

Т.С. В романе "Несвадебный  марш" экспозиция  не  изменилась?
Г.Щ. - Конечно, нет. Она только обострилась, пожалуй. Наверно женщине  достается  больше испытаний, например,   когда она моет  рубец в  вааной. Это тоже дошло до полного абсурда. Но когда рубец  вымыт и сварен, все  приходит в норму,  все  утихает. Его все же  едят , хотя  могли бы обойтись, все  оправдано  фразой "борьба с  едой и ее отсутствием". Но  если вспоиниь сцену, когда  Валя и Сева  рубят  капусту  и  беседуют о литературе, так  это не накзание, это праздник  духа какой-то. Потому  что они вместе  это  делают, они, сдерживаясмех и  свою  влюбленность и
наговориться не могут. Тут  даже  их разность в культурном  плане  не  мешает. Тут  быт  становится  уже  поводом  для  сближения.

Т.С. - Извините  все  дозировано по-разному. Сева  ездит по  заграницам, а  жена в это  время  в малышами  сидит, от кошек с  ума  сходит.
Г. Щ. -  Да, и такое  есть. Но ведь благодаря  Севе   Валя  сталкивается  с  соседом-художником. Она начинает  журналы  по искусству  листать, а  не только выкройки  свои. Ведь что такое  этот  марш в реальности?  Это не  сваливание тягот на  жещину, а  распределение  этих тягот поровну. Как они  когда  шли из больницы, шли навстречу ветру и новым испытанииям. Наверно  даже  в такой  тяжелый момент их  голов касалась поэзия. Не  зря они вместе.