Дневник Рубцовского костра в Николе 2016

Альбина Сберегаева
ПЯТНИЦА

6:00

 Алексей Михайлович Новосёлов позвал экскурсию по Спасо-Суморину монастырю. И я пошла. После войны в нём располагался лесотехнический техникум, где учился Николай Рубцов. Новосёлов показал общежитие, учебные корпуса, библиотеку. Стоим перед фантастическим Вознесенским собором, что построен в начале 19 в. в классическом стиле по проекту архитектора В. Казакова, сына известного архитектора Матвея Казакова.

Делаю шаг вперёд, чтобы оценить реставрационные работы и сфотографировать внутреннее убранство. Выстрел в спину из толпы: "А нельзя без благословения заходить, а то вдруг кирпич упадёт или ещё что.....".
Автоматически делаю шаг назад.
В голове крутится мысль, возможно, чужими устами меня и правда судьба сберегла от "моего" кирпича.

Алексей Михайлович продолжает экскурсию по территорию и говорит следующую фразу: "Если будет время, то можете зайти в собор и полюбоваться росписью".

А тут стало смешно над собой. Не нужно придумывать символы. Главное- доверять себе, своей интуиции. Если помыслы светлые, а сердце доброе, то Бог благословляет такого человека на жизнь и поступки.

Урок первый: верить себе.

10:00
Впервые плыву на пароме. Объездила полмира и думала, что меня трудно удивить. Оказывается, что удивлять себя не нужно, а всего лишь почувствовать красоту.
Толшма на всегда останется в списке любимых рек сердца.


11:00

Подплываем к селу Красное. Для меня Красное- это красивое, яркое. Подплываем, вижу заросли травы и пустые глаза домов.

На том берегу стоит Галина Мартюкова и приветливо машет рукой. Щеки  раскраснелись, наверно от быстрого бега. Очень приветливое. Она и правда нам рада? Внимательно вглядываюсь в лицо.

Предложила прогуляться по селу. С удовольствием рассматривала классические дома зажиточных крестьян. Строились с размахом, с выдумкой, на века, для жизни нескольких поколений.

Показали маленькую,заколоченную избушку. Сама для себя решила, что это дом лодочника, где ночевал Рубцов, когда опаздывал на паром.

Увидели ту саму лодку, когда "в горнице моей светло". Не сомневаюсь даже в её подлинности.

Прослушала, как называется маленькая речка, что проходит через село. Бегая с фотоаппаратом, как голодная. Глаза не запомнят, потом на фотографиях можно будет рассмотреть.

13:00
Лучше быть смешной, чем не знать. Подошла и спросила про речку. Оказывается, "это старица реки Толшмы. Местные называют это местечко "озеро")
А для "городских" - прогуглить слово "старица".

14:00
Стою у начала дороги, по которой маленький Николай Рубцов шёл пешком (24 км) в новый интернат. Наворачиваются слёзы. Но одной плакать не прилично. Вот если бы коллективно !

15:00

Едем на автобусе. Остановились , выходим и подходим к луже. Да, да , к луже.
Смотрюсь в неё и жду рассказов Галины Мартюковой.

Оказывается, что у этой лужи остановились и сфотографировались Величайшие. Эта фотография стала обложкой для книги Вадима Кожинова "Размышления". Отличная идея. Пальцем провела по тёплой воде.

15:30

Оказалось, что мы едем не по той дороге, по которой когда-то шли дети в интернат села Никольское . Она проходила по лесу , вдоль реки.
Нам предложили по ней немного пройтись.
Какая красота кругом! Теперь понимаю, почему у Рубцова нет ни одного печального стихотворения о этом факте биографии.
 Со всех сторон нас обступили кусты с ягодами, грибы хватали за пятки и требовали место в лукошках. Мы растерялись, оглохли, ослепли, разбрелись. А воздух можно черпать огромной ложкой!

Бац, и выходим к реке. Рот открыли. Потерялась во времени.

Нас отодрали. Посадили, поехали.

16:00
Горожанину всё интересно в селе. Особенно, как смотрят на тебя, здороваются.
Мы стояли на дороге и смотрели на дом, где когда со своей семьёй жил Николай Рубцов.

Местный морячек (потому что сидел в тельняшке) из дома через дорогу нас увидел, не испугался количества и позвал к себе в гости. Галина не пускала, видимо знала, что там засада.

Морячок использовал сильнейшее психологическое оружие- обещание рассказать байку. Толпа обступила его.

"А знаете, когда -то меня Николай Рубцов курить учил".

Вот это факт! Все  его обступили и заглядывают в рот. Это это почувствовал, замолчал, кайфует и курит. А потом его понесло. Если собеседник интересный, обладает чувством юмора, сыплет местными словечками, то это очень нужная и важная часть общей картины мира.
Мне было очень интересно.
Опять собирают, подгоняют, торопят. Подчиняюсь.

16:30

Не заходить в церковь от праздного любопытства- моё правило.
Они бывают разные: празднично- парадные, музейные, строгие, темно-холодные.

А нас завели в светлую. Я стеснялась, топталась на пороге, вытягивала шею, заглядывала.  Нет фонариков и позолоты. Минимализм. Доверяю. Заходу.  Внутри чувствовалось, что люди её "хотят", с душой строят. В ней черпают чистоту, веру, духовность. Это был Божий дом. Можно закрыть глаза и кожей почувствовать свет.

А потом Галина взяла в руки верёвки и ........
В журнале Православный вестник читала, что в России на колокольнях трудились церковные сторожа, пономари, отставные солдаты. Профессиональные звонари были, скорее, исключением. Но чтобы женщина ? Как это здорово.

Женщина появляется на колокольне тогда, когда там нет мужчин. В любые трудные времена они приходили на помощь мужикам. Их ласково называют звонарочками.
Считается, что мелодичность или резкость звона зависят от характера, темперамента человека и от личной одаренности.

А что Галина? Специально слушала внимательно. Колокола сказали, что человек она сильный, уверенный, позитивный.
Странно, но на рубцовской земле я вспомнила стихотворение Александра Башлачева:

"Долго шли зноем и морозами,
Все снесли и остались вольными,
Жрали снег с кашею березовой
И росли вровень с колокольнями.."

СУББОТА

9:00

Честно, но музеи не очень люблю. Веет от них казёнщиной.
Опыт огромный. В шутку с дочкой сосчитали, что была в музеях 15 стран. Тонны открыток. От магнитов отвисает дерца у огромного холодильника.
Идём в дом -музей Рубцова. Знала, что здания интерната уже нет. Что покажут?

Внимательно смотрела на:

1) Чемодан, с которым дети уезжали из интерната. Он деревянный, а вместо застёжки гвоздик. Он тяжелый. Тихонько чуть- чуть погладила его ручку.
2) Почерк Рубцова. Почему-то понравился, что не колючий, а ясный.
3) Кровать, на которой спали дети валетом.
4) Постояла на месте, где всегда устанавливали ёлку. Есть фотография, где у ёлки стоит маленький Рубцов. Пыталась его представить и почувствовать.
5) Погладила меха той самой гармошки.  Думаю, что их было много. Но для меня она "та самая."Я больше занимаюсь историей музыки, то понимаю, как велика была роль гармониста .

Включились голос Рубцова. Играл 3 блатных аккорда и не уверенно (простите, но я баянистка). Голос очень приятный, располагающий, теплый. Мне показалось, что очень похож на голос Василия Шукшина.

Я сильно отстала от экскурсии и одна  смотрела на экспонаты. Рассматриваю книги. Решила, что одна из них самая любимая. Она растрепанная не сколько от времени, а от того, что её с собой носили и читали.

Вывод: правильно, что зашла в музей.

15:00

Самое главное- костёр.Именно к нему мы шли (плыли, ехали) столько километров. Скажу честно, что никогда не была на кострах и не знала, что там делают. Да, была не готова.

1) Место шикарное. Вернее, у меня нет слов, чтобы передать гармоничную, не вульгарную и неспешную красоту природы. Именно, гармоничную.

2) Зажги костёр. Мне казалось, что Галина Мартюкова была без спичек и он сам запылал). Понравилось, что много было детей, подростков, молодёжи. Что они крутились, помогали, всё видели, общались. Вот это и есть духовное воспитание молодёжи, когда не занудными лекциями, а собственным примером.

3) Люблю слушать чужую иностранную речь. Она похожа на чужую реку, что несёт в своих водах эмоции, особенности, традиции, дух, настроение.

Лу Вэнья из Пекинского университета иностранных языков смотрелась не чужой, не инородной. Над поляной прозвучали на китайском стихотворения «Русский огонек», «Сапоги мои скрип да скрип…» и «Видения на холме».

Какой Алексей Михайлович молодец, что спрашивал о переводах той или иной строчки, отдельных слов.

4) Выступали поэты со своими стихами, чужими.
Лично я делю поэтов на "настоящих и ненастоящих". У настоящих слова естественно струятся, как будто человек с рождения говорит не прозой, а поэзией. Нет вымученных и банальных рифм. Он внутри свободен и стихи читает, как дышит.

Запомнилась Алена Крымова. Важно было всё, как она одета, как двигалась, что говорила, о чем говорила. Стихи лёгкие, как кружево , по-женски теплые и с легкой грустинкой.

5) Самое плохое фото- это бутерброд на моей ноге. Представьте меня: в одно руке чайка вкуснейшего чай, в другой кусок сахара, а на коленке кусок черного хлеба и огромная сельдь и печёная картошечка. Никогда такой еды не ела! До чего же вкусно! )

6) А что сама? Ничего не читала. Застеснялась, хотя для меня это синоним трусости. Сама стихи не пишу. Чужих знаю очень много. Захотелось прочитать Бродского, но не посмела)

Вывод: Вроде что и делали. Всего лишь собрались, зажгли костёр, кушали, читали, танцевали и пели под гармошку. Что тут особенного? А нет, это было очень важно и нужно для каждого человека. Тот костёр не потушен. Он до сих пор горит очень ярко в душе каждого участника.

ЕДУ ДОМОЙ

Прочитал у Андрея Смолина: " Мне так странно, что Николай Рубцов любил Франсуа Вийона. Там есть порыв к жизни, но всё время с какой-то безнадежностью в судьбе."

Безумно люблю , когда писатель выходит за рамки "горизонтального мира", тем самым повергая фанатов своего творчества в шок.

Если меня в следующий год пригласят на "Рубцовский костёр", то с удовольствием прочитаю самое яркое стихотворение Франсуа:)