Отзыв о книге Сельская учительница

Мария Королева-Чугрова
Случайно попала мне в руки художественная книга Фриды Абрамовны Сухопаровой «Сельская учительница» (1962 г. Изд.)
Читала ее взахлеб, радовалась и печалилась вместе с героиней книги. Хочу поделиться некоторыми мыслями из книги и своими идеями, которые это произведение навеяло мне.
Начало книги посвящено профессиональному становлению главной героини, выбору спутника жизни, трудностям, с которыми столкнулась молодая учительница из города, приехавшая работать в село. Это и непривычный тяжелый деревенский быт, трудные и педагогически запущенные ученики, отсутствие поддержки и веры в ее силы со стороны окружающих. И только безмерная настойчивость, упорство, вера в свои силы и поддержка семьи дали ей возможность не убежать от трудностей, а преодолеть их, наградив бесценным жизненным и профессиональным опытом.
Героиня всегда искала поддержку у общественных организаций, администрации, родителей, зачастую заставляя их задуматься над важностью процесса образования и воспитания нового поколения.
Работая в разных школах, учительница старалась отдавать школе и ученикам не только положенные часы уроков, но и дополнительные занятия, развитие досуга: она вела с ребятами драмкружок, благоустройство школы и пришкольного участка, уход за участком во время каникул.
Книга написана в Советском Союзе и соответствует духу времени – прорагандирует строительство коммунизма. Но наряду с этим в ней описано большое количество очень ценной для современной педагогики информации о воспитании личности ребенка через коллективную деятельность, осознанный производительный труд.
Какие методы работы с детьми описаны в книге:
• Экзамены «на подоконнике» - создание такой непринужденной и доверительной атмосферы во время проведения контрольных и экзаменов, чтобы дети не боялись, не паниковали, а спокойно могли продемонстрировать свои знания;
• Воспитание совместным трудом, приносящим ощутимые результаты;
• Самоуправление – разделение власти с детьми, свобода выбора, свобода слова, самостоятельное планирование работы групп детей на участке.
• Обучение настойчивости при достижении цели: «никогда не отступайте от намеченной цели, - говорила учительница своим классам, - какие бы трудности и препятствия ни возникли на вашем пути!»
• Разъяснительная беседа – учителя ничего никогда не замалчивали, всё обсуждали с ребятами честно и искренне, не осуждая их поведение, а показывая, как можно было бы поступить в данных ситуация по-другому, более эффективно. «Педагоги не упускают ни одной «мелочи», не превратив ее в средство воспитания;
• Выступление ребят с докладами о собственных успехах на родительских и колхозных собраниях. Прилюдное вручение заслуженных наград;
• Личный пример: во внешнем виде, в поведении, в общении с людьми, в любви к родителям, мужу, детям. Личный пример не только на занятиях, но и в неурочное время. Главная героиня всегда помнила, что является моделью поведения для детей, и не допускала никаких оплошностей ни в одежде, ни в деятельности, ни в мыслях.
• Безграничная вера учительницы в силы и способности ребят, а также искреннее доверие важных и ответственных дел. Она ни на минуту не сомневалась в своих учениках, доверяла самостоятельно вести работу, поддерживала, помогала, стояла за них горой перед колхозом, учителями, родителями. Эта вера окрыляла ребят, давала им силы на великие дела.
Мне очень запомнился один из примеров воспитания ответсвенности детей. Учительница вместе с классом весной засевали пришкольный участок. У каждого была своя подшефная грядка. Выходя на летние каникулы, педагог напомнила, что нужно обязательно следить за своими угодьями в течение лета. Однако дети не посчитали нужным проверить свои грядки на каникулах, и весь участок зарос сорняками. Учителя хотели прополоть грядки учеников, но героиня ни в коем случае не допустила этого.
На первом же уроке ботаники она повела класс на участок, и его вид, его заброшенность просто поразили детей. Учитель красноречиво показала и прокомментировала всё, увиденное ими. И урок был очень действенным. Теперь ребята уже не забывали о тех делах и обязанностях, которые брали на себя.
Вот это я понимаю, воспитание ответственной личности! Взялся за дело – так доводи его до конца! А то современные дети привыкли, что за них всё делают «слуги»: учителя и родители. О какой ответственности может идти речь, когда дежурные в классах доски не удосуживаются помыть, и это им сходит с рук!?
-А как делать им замечания?- всплескивают руками современные учителя, - Ведь они же нам будут предъявлять положения из Конвенции о правах ребенка и говорить, что мы их ни за что ругаем, не имеем права!
Так почему же, не дает мне вопрос, почему же современные дети наизусть знают свои права, а об обязанностях даже не задумываются?!
Учительница всегда ставила перед собой конкретную цель воспитания: воспитание трудолюбия, упорства, умения ориентироваться в практических вопросах жизни. Это более понятная и видимая цель, чем та, которую провозглашают современные педагоги: «всестороннее развитие ребенка»
Основным методом работы с детьми у главной героини был коллективный труд. «… и тем, кто поступит в вузы, уйдет в промышленность, науку, искусство, работа в колхозе дала многое. Крылья у них появились, вера в себя, в товарищей…» - говорила главная героиня книги.
Детям нужен осмысленный производительный труд, а не трудовая повинность. Это учит их терпению, настойчивости, умению добиваться своей цели, решать конкретные, реальные задачки и вопросы, применять теоретические знания на практике. Вот поэтому практика очень нужна и в школе, и в университете, не в лаборатории, а на реальном производстве (в школе, магазине, заводе, ресторане, реабилитационном центре – в зависимости от получаемой специальности).
Вот чем нужно занимать детей: реальным интересным и плодотворным трудом! А не учить их прыгать на сценепод фальшивую фонограмму да воровать из Интернета пошлые шутки для КВНа! Ведь всё закладывается в школе. Теперь в школах постоянные праздники, выступления, все хотят быть «звездами», и это желание укрепляется в головах детей, остается после повзросления. Поэтому наш шоу-бизнес переполнен «кадрами».
Читая книгу, я поняла, почему умирает русская деревня, сельское хозяйство. Потому что нет теперь таких учителей, которые прививают детям любовь к сельскому, да и любому другому, труду, энтузиазм в работе. Сейчас оставаться в деревне – позор, остался, значит – неуч! И такое мировоззрение формируют не только родители, но и учителя. Педагоги не могут показать детям, что работа может доставлять удовольствие, потому, что сами этого не испытывают.
Современная школа отказывается от любой трудовой деятельности детей. Что это значит? Дети учатся только по книгам, зачастую даже не вникая в смысл выученного материала. Возможности живого взаимодействия в процессе коллективной деятельности они тоже лишаются. Школьники не умеют и не смогут научиться преодолевать трудности на пути к цели, если у них нет цели, им ничего не интересно в этой жизни. В школе детям не прививают любовь к жизни, не показывают, какая она красивая, удивительная и многогранная, а лишь тыкают в учебники, пугая госэкзаменами. Мы все виноваты в этом, т. к. уже нас не учили любви к труду и лишили возможности применять на практике наши книжные знания. Чему мы сможем научить наших детей?
В книге много написано про выращивание культурных растений, обмен опытом с большим количеством единомышленников учительницы. Написано и про семью героини, которая во всем поддерживала ее и помогала. А в одной из глав описано, как учительница потеряла голос, пережила операцию и в течение года ничего не говорила, но тем не менее вела уроки. Ее преданные ученики ни разу не нарушили дисциплину, выполняли все задания и поручения, безоговорочно слушались, поддерживая тем самым своего любимого педагога. Эта любовь и поддержка дала Учителю уверенность и силы, она вновь заговорила.
Последняя глава «Член правительства» очень напоминает труды психологов-практиков, которые повествуют о сложных случаях психологического консультирования. Здесь есть и работа с супружескими проблемами, и разбор конфликтов родителей и детей. Огромный опыт работы с трудными и не очень коллективами детей и их родителями, решение их разнообразных жизненных проблем, проникновение в их чувства и переживания, глубокая эмпатия сделали из обычной учительницы ботаники мудрого психолога, готового любому прийти на помощь, выслушать, помочь найти правильный путь в сложившейся ситуации.
И каждый раз, разбирая различные житейские случаи, она выносила что-то для себя, задумывалась над своим поведением, преподаванием, училась у жизни мудрости.

Замечательными размышлениями заканчивается книга: «нельзя посылать жалобу для разбора тому, против кого она написана!» Я убедилась на собственном опыте и не раз, что современные чиновники только этим и занимаются: просто перенаправляют письма-жалобы тем организациям и членам администрации, на кого жалуются граждане. А нужно не письма переправлять, а спрашивать, по всей строгости спрашивать, требовать устранения проблем, бороться за то, чтобы чиновники выполняли свою работу, а не просто просиживали брюки, купленные на деньги граждан!