Истории одного детства-98

Ладо Булах
                ГЛАВА ДЕВЯНОСТО СЕДЬМАЯ.





.............Ну-с,милейший Александр Николаевич,вы в добром здравии! Похвально! Похвально! Анализы в норме,давление как у космонавта,рана чудесно зажила,но всё-таки от резких движений я вам советую воздержаться как минимум месяц! Вот моя визитка,всё забывал вам вручить,дел сами понимаете сколько! Ребятки ,которых я с коллегами прооперировал скоро смогут присоединиться к своим друзьям! Я дам необходимые рекомендации,и всё будет хорошо! -весело сказал Илья Мстиславович осмотрев меня.

-Спасибо,почтеннейший Илья Мстиславович! Я в полном порядке,и это здорово! Видите как ребята сцены из "Ромео и Джульетта" репетируют? Стараются! Даже малыши! А уж танцы и шуточные номера,пародии то тут ребята вовсю позволяют себе иногда пошалить! Ну это нормально,на то они и дети! Скоро будем прощаться с вами. -улыбнувшись ответил я.

-Увы,это неизбежно,но...Знаете,я бы хотел,и моя семья тоже чтобы мы остались добрыми друзьями! Моя внучка Стася очень хочет познакомиться с вами,все уши мне прожужжала! Ей всего десять,но она умная и начитанная девочка. Ей нравятся ваши книжки,даже очень,ведь сейчас очень мало пишут именно для детей и подростков,тем паче показывая жизнь такой какая она есть!-сказал Илья Мстиславович.

-О,благодарю,милейший профессор! Знаете,я давно заметил что времена меняются как в калейдоскопе,дети уткнулись в компьютеры,ноутбуки,планшеты,айфоны. Да что там!
Сейчас в любом мало мальски приличном мобильном телефоне есть опция выхода в интернет! Стары советские фильмы для нынешних детей,если их неправильно им, так сказать, подать,отстой,вместо нормальной речи какой-то сленг нам ,взрослым непонятный! Куда ж это годится?! Вот я и стал писать для ребят,при этом не приукрашивая жизнь,как это очень многие делают.Скоро у нас Родительский день и День Наоборот! Приглашаю вас с внучкой к нам! Там и познакомимся!-улыбнулся я.

-О,спасибо,Александр Николаевич! Непременно придём! О,ребята идут сюда! С вашего позволения я тоже немного послушаю!-улыбнулся профессор.

-Разумеется,послушайте,любезнейший Илья Мстиславович! -сказал я.

Ребята репетировали рядом,в парке больницы. Потому мы могли их видеть и слышать. Дети вошли на террасу организовано,аккуратно расселись и я по их виду понял что они готовы слушать дальше.

-Ну что,зайчатки,продолжаем! На чём я остановился? Ага...Ну-с,поехали!-ласково сказал я.........



..........-Пап,а ты как сюда попал?!-ахнул я.


-Сынок,ты не поверишь,почта цыганская донесла где вы с Таней! Да и Павло рассказал что произошло! Но как так вышло что мой прадед был цыганским бароном?! Что за дар предала тебе бабуня Кулинка?!-сказал папа.

-Никола,проходи,садись! Сейчас я всё расскажу!-ласково сказала Надира.

-Никола,братэ! Рад тебя видеть! Проходи!-сказал Лойко.

-Лойко,старина! Давно не виделись,дружище!-улыбнулся отец.

Они подошли друг к другу и крепко обнялись.

-Джа(тихо),ромалэ! Слушайте что я,шувани вам расскажу!-подняв руку сказала Надира.

Все умолкли. Мы с Таней и Радой подбросили хворосту в ягори(костёр) и устроились поудобней.

-Ай,молодцы,деточки! Видели,ромалэ?! Сами позаботились о ягори! Молодцы! Итак ,слушайте же! Давно это было,сто пятьдесят лет тому назад. Мы,ромы,народ кочевой,любим степь,волю,ценим лошадей,меняем что можно на продукты,гадаем,устраиваем представления на ярмарках и на свадьбах. Правда на нас часто напраслину возводят люди,ну да Бог всё видит и всех рассудит! Так вот ,в 1849 году здесь,вон там, недалеко от нынешней новой школы стояла роскошная усадьба,и жил там такой себе граф Игнатовский,генерал от инфантерии,звали его Ростислав Янович. Был он крепким хозяином,коней любил и разводил,крестьян не обижал,вот у этого пана и работал конюшим Сашин прапрадед,тогда пятнадцатилетний Платон Афанасьевич. Был он у Ростислава Яновича на очень хорошем счету. Спор на любое дело! И всё у него получалось быстро и ловко. И вот однажды летом,приехал в эти края табор,вёл его баро Радомир. Он сам явился к пану Игнатовскому и попросил  дозволить табору остановиться в его имения,которое называлось "Олесево". Ростислав Иванович считал большим грехом пренебрежительно относится к людям любой национальности,а потому и разрешил табору остановиться,даже распорядился подковать и накормить -напоить лошадей табора. Радомир поблагодарил и табор встал на стоянку. Ромы гадали,торговали,меняли свои изделия на харчи,веселили народ на ярмарке и случилось так что Платон подружился с Милицей,дочерью баро Радомира. Ей едва исполнилось четырнадцать. Милица прекрасно пела и танцевала,ребята часто гуляли вместе,пасли коней. Но кто-то донёс в полицию что кто-то из ромов якобы промышляет воровством. Полицейские,во главе с самим начальником полиции грозым,жестоким и беспощадным полковником Бугаевым нагрянула в табор и перевернула всё вверх дном,но ничего ворованного не нашла. Тогда Бугаев со товарищи заявился к Ростиславу Яновичу,и попёр с порога ,мол ,почто табору дозволил стать на стоянку,нешто не знал что цыгане сякие -такие,воры,попрошайки и обманщики?! Ростислав Янович выслушал эту тираду так сказать и ответил:

-Любезнейший господин Бугаев! Барон цыганский,Радомир,сам давеча ко мне явился и спросил дозволу встать стоянкой табору в окрестностях моего имения! И я дозволил! Ибо я есть христианин! А христианам,впрочем как и всем людям,не гоже пренебрежительно относится ко всем людям,коей бы национальности они б ни были! Понеже хочу отметить что людям разумеющим и Бога боящимся надобно не токмо помогать ближним своим но и следует уважать всех людей ,любой национальности и не только не верить худым напраслинам возводимым другими но и самим напраслину не возводить!Всё же под одним Богом и по одной земле все ходим! Вот так-то,милостивый государь! Теперь же соблаговолите удалиться и не докучайте мне боле! Не то самому его сиятельству генерал -губернатору графу Маевскому пожалуюсь на своеволие ваше и самоуправство! -.

Пристыженный Бугаев со товарищи поспешили убраться восвояси не солоно хлебавши. А Ростислав Янович сказал челяди:

-Други мои! Сдаётся мне,что худое кто против цыган замыслил! Надобно всем начеку быть! И ежели что случится ,дружно дать отпор. Слышите?! Так вот ежели где тревога подымется,сразу поспешайте на выручку!-.

Плохое предчувствие не обмануло старого графа. Тёмной августовской ночью на табор напали разъярённые мужики и учинили настоящую бойню,баро Радомир успел отправить Милицу в усадьбу. Девочка в слезах добежала до конюшен и наткнулась на Платона.

-Платоша,беда! На табор мужики разъярённые напали,самогоном за версту от них несёт! Маму мою зверски убили,папа погиб в неравной схватке,они никого не щадят!-плача еле выговорила она.

Платон поднял тревогу немедля и с друзьями они бросились на помощь. Их глазам предстала жуткая картина,табор горел,озверевшие мужики из соседних сёл надругались над женщинами и девочками подростками,родители Милицы, Марика и Радомир были зверски убиты,а в центре стояла шувани Даринда,она прокляла нападавших ,те хотели убить её но Платон и люди Ростислава Яновича скрутили эту свору. На другой день убитых хоронили по православному обряду,ромы оплакивали своего баро! Все гадали кто будет новым баро?! После сороковин по погибшим ромы решили избрать нового барона,да только вся родня Радомира кроме Милицы была убита. Ростислав Янович занимался расследованием этой трагедии,часто ездил в город Проскуров,сейчас-Хмельницкий. И ромы решили спросить совета у шувани. Даринда горящими глазами окинула всех и подойдя к Платону ,взяла его за руку ввела в круг и сказала:

-Ромалэ! Наш баро Радомир погиб! Его родня тоже! Милица ,дочь нашего славного Радомира под защитой этого парня,Платона! Отныне он-наш новый барон! Поклянитесь что никто не узнает что мы избрали бароном казалось бы гяджо,но....Он храбр,молод,дорожит Милицей,и наш славный покойный Радомир благословил их! И я,шувани Даринда от имени нашего народа благословляю их! Горе тому,кто скажет имя нашего нового баро кому-то из гяджо! Он сам заявит о себе,когда придёт время! А сейчас им с Милицей надо уехать! Дети,езжайте в Проскуров,обвенчайтесь и живите счастливо! Платон,Милица,кто будет тут за главного в ваше отсутствие?-.

-Ромалэ! В отсутствие нас ,за главного у вас будет....удалец Бачо!-звонко сказала Милица.

-Быть тому по сему! -сказала Даринда.

Спустя пару дней,Бачо увёл табор на запад,на Буковину,а Платон с Милицей уехали в Проскуров,там они обвенчались,Платон Афанасьевич стал знаменитым конезаводчиком,в марте 1865 года у них родилась дочь Софья,в июне 1870 на свет родился сын Яков,в в апреле 1874 года сын Фёдор,твой ,Сашуня ,прадед,а у Фёдора 4 апреля 1917 года родился сын Степан,твой дедушка,Сашуня! Вот так! Так что ты,как и твой отец и дед с прадедом, имеешь и цыганской крови толику в своих жилах! -Надира умолкла.

Все смотрели на неё и молчали. Я не мог поверить в услышанное!......