Гувернантка

Галина Коревых
     Маленький ребенок пяти лет – уже личность.  Они все, маленькие, -  личности,  уже с рождения.  Характер мало меняется в течение жизни. А кроме того, природа выдает  им  подарок  - только им,  самым маленьким: чтобы они быстрее вошли в мир.  Это талант усвоения языка без письменности  - через общение. 
      
      Ученые знают, что для этого в возрасте примерно до пяти лет мозг человека обладает особой зоной,  и именно благодаря ей человек в детстве может научиться говорить на родном языке.  Позже она исчезает,  потому  изучение языка ребенком и взрослым – совершенно разные процессы.

      Учить ребенка иностранному  языку можно только после того, как он заговорил на своем родном.  Это касается семей, где все говорят на одном и том же языке.  Если семья двуязычная – все  иначе и складывается стихийно:  с папой – на одном языке,  с мамой – на другом,  плюс среда  и родственники.  Ребенок в такой семье и вырастает двуязычным, хотя с креном в язык страны, где живет.

     Сумасшедшие богатые родители иногда пытаются обогнать время.  Конечно, это – амбиции, если они преждевременно начинают пичкать чадо знаниями,  для которых оно еще не созрело. 
   
   
      ...В конце двухтысячных я занялась преподаванием иностранных языков,  и у меня появился ученик двух с половиной лет:  обеспеченный папа, а мамы не было, - ее заменяла пожилая няня. Мне было велено заниматься с сыном математикой на английском языке.
   
     Как оказалось,  малыш одинаково общался на русском и английском. Откуда его привезли я не осмелилась спросить.   В детской уже была приготовлена грифельная доска для изучения математических формул.
   
     Мой опыт общения с мальчиками такого возраста говорил о том, что они, как правило,  мало управляемы.   Знакомство, однако, прошло хорошо. Говорили мы с темноволосым карапузом исключительно по-английски,  и многое  обсудили об игровом потенциале квартиры.   Далее необходимо было переходить к математике.
Со счетом все у него было в порядке, но задача состояла в овладении действиями.
   
     За пару – тройку занятий вырисовался алгоритм:  заниматься только  в динамике, с частой сменой сюжетов,  сюрпризами, но… понятными.  Потому что грифельная доска,  заготовленная папой относилась к сюрпризам непонятным и отвратительным.  Например, лазать по трапеции,  гонять на автомобильчиках и врезаться – было клево,  а на доске ни рисовать,  ни писать  вообще – полное табу, вплоть до истерики.

   Из этого нетрудно было сделать вывод, что папа уже предпринимал ранее какие-то насильственные попытки образования дитяти через проклятую доску,  нанес ему травму и теперь нанял меня для ее исправления.

   Мальчишка был интересен тем, что много знал, изнывал в отсутствии общества, потому был в определенной степени открыт для новых контактов.  Но не сказала бы, что  полностью.  Нутро у него было абсолютно взрослое, достаточно скрытное.
На самом деле он был то ли полу-кореец, то ли полу-азиат какой-то иной национальности.  В этом маленьком теле уже полностью проступило наследие предков:  превосходство над женщинами,  воля, непреклонный эгоизм и лидерство.

      У меня были свои козыри:  я была его редким развлечением, собеседником, Шехерезадой,  и он чуял, что невыгодно просто отвернуться.   Наш безмолвный поединок  закончился столь же невысказанным компромиссом:  я уступала его варварским играм с гонками, он – слушал и принимал участие в моих байках.

     А байки были нацелены на выполнение техзадания: обучение математике.
Мы выкопали в бесконечной игротеке  этого наследного принца коробку с разноцветными  фишками.   Расположившись на кровати,  я затянула на английском длинный сюжет о девочках и мальчиках,  которым не велено было уходить из деревни в лес.  Фишками обозначились и лес,  и деревня, и действующие лица.  Что удивительно: он слушал.  Вероятно в биографии его был прочерк там, где речь шла о маме, рассказывающей  сказку на ночь.

    Пять синих фишек-мальчиков и три красных – девочки пошли без спроса в лес.
В этом ребенке были задатки хиппи: он был в восторге, что дети пошли без спроса, потому с готовностью сосчитал, сколько всего детей отправилось вон вопреки воле родителей.  Дети уходили и возвращались, менялся их состав – он с готовностью пересчитывал их.

   Пришлось обострить сюжет:  черная фишка сыграла роль волка, затаившегося за подушкой.   Дело  пошло еще быстрее: считать съеденных  девочек и мальчиков, оставшихся,  пошедших на поиски и вернувшихся,  а затем охотников и их добычу не представляло никакого труда.

    И лишь одно было невозможно – нарисовать то же самое на ненавистной грифельной доске.  Даже прикосновение к ней вызывало истерику.  Даже нарисовать зайчика…

      Потом пару месяцев мы строили с двухлетним  парнем огромный небоскреб, для которого у него имелся специальный стол. Мы  считали рабочих, этажи,  подъемные краны, и дело шло споро.   Когда на стройке наступал обеденный перерыв,  мы качались на трапеции,  считали ступеньки веревочных лестниц,  складывали их с количеством висячих колец, отнимали  сломанные перекладины и плюсовали все автомобили игрушечного автопарка.
   
     Няня, по-моему, крестилась втихаря:  на нее свалилась нежданная передышка.
Она  вцепилась в утюг и со вздохом облегчения скрылась за грудой скопившегося белья.   Отца я после первой встречи не видела.  Результатами он не интересовался,   и было даже обидно: успех был,  хотя  его сын и ненавидел знак плюс,   опрокидывал  доску при первом виде мела.  Протест, фактически, был четко сформулирован:  «Я  маленький,  не мучайте меня, не лишайте детства!» 

    Настаивать я  и не собиралась. Общение наше было взаимно обогащающим:  я узнала новое о строительстве,  при том – на английском,  кое-что о трюках на трапециях,  о технике гонок на комнатных  автомобилях,  преимуществах красных машин перед  желтыми и об отвратительности    некоторых мягких игрушек.   

     В эти сведения можно было бы и закопаться с целью психотерапии для брошенного родителями ребенка…  Но в один прекрасный день, явившись на занятия, я услышала, что в семье выходной день,  о котором меня забыли предупредить.

     Мы больше не виделись.