Красная книжечка

Людмила Гарни
В  конце октября далёкого 1968-го  меня избрали  делегатом в Москву для участия в Торжественном  Пленуме ВЛКСМ  по случаю празднования 50-летия комсомола.
Это событие  предполагало рост карьеры – в двадцать лет я была бригадиром и секретарём цеховой комсомольской организации на швейной фабрике «Большевичка».  Но дальновидностью я никогда не отличалась, – мне просто было интересно  побывать в столице нашей Родины, да ещё и за счёт государства.
 
Накануне вызвали в Смольный. Помню  лабиринты длинных коридоров, покрытых ковровыми дорожками.   Внушительная тётенька в деловом костюме провела  беседу о правилах поведения на столь важном форуме. Собеседование я прошла, и через день  гордо восседала в вагоне   «Красной Стрелы», где разместилась ленинградская  делегация  из пятидесяти человек.  Ехали днём, и всю дорогу пели что-то патриотично-лирическое…

Моросил дождик, когда мы поздним вечером выгружались уже из автобуса у входа в гостиницу «Москва» . К нам подошла парочка влюблённых, и  девушка подарила мне свой букет цветов – так обрадовались москвичи встрече с ленинградцами…

Помню, как потрясла меня роскошь выделенного на двоих гостиничного номера –  до этого мне не  приходилось  жить в гостиницах. Моей соседкой оказалась  миловидная девушка с русой косой – скромная труженица завода «Светлана».  И потом  мы везде появлялись   вместе, благо, что были  ровесницами.  Правда, в первое же московское утро мы (как бы случайно) познакомились с симпатичным парнем  Славой – студентом ленинградского университета.

 Он был  постарше нас,  и с этого момента этот товарищ  неизменно   сопровождал нас на все мероприятия, немного ухаживая за нами – угощал шоколадками и лимонадом.  Прошло много лет, прежде, чем до меня дошло, что Слава был прикреплён спецслужбами к двум молоденьким дурочкам – мало ли, что…на всякий случай…
 
Во время регистрации каждому делегату выдали по огромной коробке, где было всё для счастья: талончики на питание в ресторане, программа мероприятий, блокнотики, ручки, памятные медали, негашёные марки, коробка конфет... В конверте лежала пачка хрустящих новизной купюр – довольно таки приличная по тем временам денежная сумма. За долгие годы  медали-марки-сувениры растерялись, осталась только красная записная книжечка с автографами знаменитостей.


Юбилейное заседание состоялось в Колонном зале Дома Союзов (его давно уже снесли, и гостиницу «Москва» постигла та же участь).  Ленинградцы  расположились  в первых рядах, и весь  президиум во главе с  Брежневым был на виду.  И началось…Речи, речи, речи!  В нужный момент выкрикивались  лозунги из зала, кто-то подхватывал  (группа поддержки работала со знанием дела), и через мгновение весь зал дружно  скандировал здравницы и славословия   коммунистической партии,  её руководителям, комсомолу и коммунизму.

 Невольно возникало чувство единения   и ликования, от которого восторженный крик вырывался как бы сам по себе.  Между рядами прошли с цветами и подарками пионеры… Много лет у меня хранился детский рисунок с трогательным приветствием делегату. Многочасовое сидение  надоедало, и можно было во время коротких перерывов  выйти в холл, и не возвращаться. В холле на экранах телевизоров шла прямая трансляция из зала. Меня в то время это поразило, так же, как и поразили туалеты в Доме Союзов, где, на мой взгляд,  в сверкающей чистоте и уюте могла бы жить даже многодетная семья.


Многие, особенно молодёжь,  бегали за известными в стране людьми, чтобы получить их автограф. Я тоже  протягивала подаренную  книжечку в красном переплёте и литовскому писателю  Эдуардусу Межелайтису, и Виталию Бианки, и чемпиону мира – штангисту, и коменданту Москвы. А когда увидела  неосторожно вышедшего из-за кулис  Валерия Быковского, моему восторгу  не было предела! Героического   лётчика-космонавта тотчас окружили со всех сторон. Мне тоже достался автограф, но моя новенькая шариковая ручка осталась у него, о чём я немного жалела.

 
           Алексей Баталов тоже был в составе нашей делегации, все дни я мечтала его увидеть, но не получалось.  А вот  композитора Андрея Петрова я сразу узнала и смело подошла к нему с хорошими словами и раскрытой для автографа книжечкой.
В течение двух дней, помимо заседаний и концертной программы, было запланировано и посещение Мавзолея Ленина. Помню, как мы мёрзли в очереди…

А ещё пригласили на встречу  с  Рудольфом Ивановичем  Абелем, но мне было гораздо интересней  поехать  в гости к папиным родственникам. В те годы я не знала о легендарном советском разведчике…Позже, видя передачи с его участием по телевизору, я, конечно, жалела о своём легкомыслии.


И был торжественный приём ленинградской делегации в Центральном комитете КПСС…Снова речи, речи, речи…И вдруг слышу: «А представитель фабрики «Большевичка» Людмила Потапова ничего не хочет сказать?» От обалделости я пролепетала одно слово: «Ничего…» В то далёкое время мне и сказать-то было нечего…А пафосно благодарить родную коммунистическую партию, давать обещания (выполним-перевыполним) у меня язык не повернулся…

В последний день накануне отъезда было заявлено с высокой трибуны, что всех нынешних  делегатов  непременно пригласят в Москву на празднование…100-летия ВЛКСМ.  Услышав об этом, мы с Валей  лихорадочно подсчитали, сколько же нам стукнет в 2018-ом году, и  тихонько засмеялись, сидя в первом почётном ряду огромного зала Кремлёвского Дворца Съездов.

 А с Алексеем Баталовым я столкнулась рано утром возле туалета, когда до прибытия нашего поезда на Московский вокзал оставалось несколько минут. Автограф  любимого артиста так и не появился в моей красной записной книжечке.
Сентябрь 2017