Россия в войне с Наполеоном ч. 35

Николай Мринский
Отступление частей наполеоновской армии из России. Художник Илларион М. Прянишников. "В 1812 году. Пленные французы".

Черноморская сотня в составе отряда графа Орлова-Денисова также принимала участие в этих боях. Затем казачий летучий отряд В.В. Орлова-Денисова пошел на Гжатск (г. Гагарин на Смоленщине), где сильно, оттеснив французов, взял в плен множество солдат и наполеоновский архив тайной канцелярии. Под Малоярославцем Наполеон в 5-м часу утра 13 (25) октября 1812 г. отправился верхом с конвоем и с генералами Раппом, Коленкуром, Мутоном и маршалом Бертье на рекогносцировку к Малоярославцу, чтобы самому рассмотреть русские позиции. Полагая, что находится в полной безопасности среди своих гвардейцев, он едва не попал в плен к казакам. В ночь с 12 на 13 октября ген. М.И. Платов направил три усиленные партии на левый берег р. Лужи под командой ген. Алексея Иловайского 3-го. В 4-м часу пополуночи сводный отряд переправился через Лужу и с большой осторожностью двинулся к столбовой дороге. Казаки остановились и увидели за ней бивачные огни французской гвардейской пехоты. Стали всматриваться и приметили тянувшееся по дороге пешее и конное войско (конвой). Это была артиллерия, следовавшая к Малоярославцу. Решено было на неё ударить. Казачья колонна стала вытягиваться из леса и выстраивать фронт, размыкаясь по полю, изготавливая пики. И вот уже пошли... врассыпную на артиллерийский гвардейский парк и обозы французской армии и кололи, рубили... захватили 40 орудий. Пока одни казаки поворачивали пушки, в намерении увезти их, другие кинулись на обоз, забирая, всё что попадалось. К удивлению, в обозе были найдены бочонки с золотом. Другой большой отряд казаков с пиками наперевес понёсся далее, по дороге на старинный г. Боровск. Их то и увидели французы.

Наполеон вначале подумал, что это его конница, ему не верилось, что казаки могли появиться в середине его войска, около версты от его императорского лагеря.  «Надо было бежать, - пишет Сегюр. - Наполеон же, при своей гордости, не мог решиться на это. Он обнажил шпагу, принц Невшательский и обершталмейстер последовали его примеру; и, став влево от дороги, они стали ждать орду. Их разделяло всего сорок шагов. Рапп едва успел повернуться лицом к этим варварам, как один из них так сильно вонзил копье в грудь его лошади, что опрокинул его на землю». Генералы всё же настояли на том, чтобы император немедленно покинул их и тогда он помчался к гвардейскому лагерю, приказав своему конвою задержать казаков. Столкновение с наполеоновским конвоем (три взвода) было недолгим, казаки разметали его. Вскоре подоспели гвардейцы и отогнали казаков. По свидетельству очевидцев император «сохранил в этой схватке полное спокойствие и хладнокровие», он даже улыбался, а после стычки желал рекогносцировку продолжить. Казаки ген. Иловайского могли бы схватить и самого Наполеона, но, сразу ударив по артиллеристам отвлеклись, потеряли время, не опознали в утренней дымке самого французского императора, успевшего ускакать под защиту своих. Теперь увозили 11 орудий, а 29 пришлось испортить, потому как уже не успевали и были атакованы большим числом конвойных драгунов, конных гренадеров, прискакавших по тревоге на помощь из дер. Городни, под командой маршала Бессьера и красных улан из 2-го гвардейского полка. В ходе боя хвалёные голландцы - красные уланы потеряли более 100 чел., польские уланы - шеволежеровы – около 20.

Тем не менее французы, используя своё численное превосходство, вместе со свитой Наполеона принудили донцов с богатой добычей отступить в сторону леса. Интересным в этой истории является то, что казаки ещё долгое время не знали, что в их руки мог попасть сам Наполеон Буонапарте (наст. родовая фамилия, которую он в 1796 г. изменил на более звучную). Наполеон родился в многодетной и небогатой семье на острове Корсика. У него было 5 братьев и 3 сестры. После окончания Парижской военной школы его карьера стремительно росла. Бонапарт - начальник артиллерии в армии, осаждавшей занятый англичанами г. Тулон. За умелое командование и решительные действия он в 24 года был произведён в чин бригадного генерала. 27 июля 1794 г. в стране произошёл революционный переворот. Бонапарт отличился при разгоне сторонников королевской власти в Париже и стал командующим Итальянской армии. Она брала один город за другим. Итальянцы были в восторге от войск Наполеона, избавлявших страну от австрийского владычества. В этой войне Австрия потеряла все свои земли в Северной Италии, где была создана союзная с Францией Цизальпинская республика. Имя Бонапарта уже гремело по всей Европе... Случай у Городни угнетающим образом подействовал на великого французского завоевателя, лишний раз убедил его в превосходстве русской легкой конницы (казачьи и гусарские полки, башкирские и другие «инородческие» конные формирования) и в слабости его собственной. Наполеона, за долгие годы своей военной карьеры привыкшего к опасности, тем не менее потряс этот случай. Страх попасть в руки к казакам был сильнее смерти и он приказал своему лейб-медику Ювану изготовить для него яд.

ОТСТУПЛЕНИЕ ВЕЛИКОЙ АРМИИ.

Флакон с отравой Бонапарт стал всегда носить на груди, не желая попасть в плен живым. Маршал Бессьер, которого Наполеон отправил осмотреть позиции русских войск, заявил императору, что они неприступны: «Их нельзя атаковать...» Утром 14 (26) октября, французскому императору стало понятно, что на Калугу не пробиться даже ценой больших потерь. Целый день простояли две армии друг против друга. Наполеон созвал совет: «Смоленск был целью. Как идти туда - через Калугу, Медынь или Можайск?» - спросил он. Безрассудный Мюрат просил дать ему остатки кавалерии и гвардию, с которыми он пробьётся в Калугу. Наполеон ответил маршалу: «Мы и так довольно совершили для славы. Пришло время думать только о спасении оставшейся армии». Мнения маршалов разделились, началась ссора, и тогда Наполеон сказал: «Хорошо, господа, я решу сам!» Император отдал приказание спешно отступать через Можайск по разорённой войной Смоленской дороге. Правда, это решение было настолько невыносимо для самолюбия Бонапарта, что непобедимый полководец лишился чувств, ведь он впервые за эту кампанию, да и вообще в жизни не осмелился дать большое сражение. Князь Фельдмаршал Кутузов тоже не хотел нового Бородина, с помощью флангового марша и партизанских действий он гораздо вернее уничтожит вражеских солдат. «Золотой мост» для Наполеона был готов. Уныние поселилось среди французских солдат и офицеров, они начали бежать из России. По мнению ряда военных историков, подвиг ген. Д.С. Дохтурова под Малоярославцем оказался решающим событием в военных действиях осени 1812 г. Ожесточённое сражение под Малоярославцем стало переломным событием в Русском походе Наполеона.

Он окончательно потерял инициативу в действиях, попав под их «диктовку» ген.–фельдмаршалом Кутузовым. С этого времени ослабленная французская армия, была принуждена отступать по тому пути, где всё было выжжено, разорено недавними летними боями и, где её ожидал голод, холод и беспорядки. Начинался и падёж лошадей, в связи с чем по дороге приходилось бросать пушки, зарядные ящики, обозы и даже раненых. 16 октября кончилась теплая погода, на термометре стало минус 4 гр., на лужах появился лёд, и резкий, холодный северо-восточный ветер принёс первое дыхание надвигающейся долгой и морозной зимы. По остроумному замечанию бывшего французского посла в России графа Сегюра, «здесь, под Малоярославцем, остановилось завоевание вселенной, исчезли плоды двадцатилетних побед и началось разрушение всего, что думал создать Наполеон». В преследовании французов Главнокомандующий Кутузов грамотно распределил и направил свои силы, можно сказать, что создал новый тип стратегического наступления. Это не позволило вражеской армии свернуть на юг и делалось всё возможное для затруднения её бегства из России. С востока тылы Наполеона подвергал атакам сильный авангард ген. от инфантерии Милорадовича; севернее Смоленской дороги не давали покоя французам, казачьи части М.И. Платова; с запада Великой армии наносили удары летучие партизанские отряды, а южнее Смоленской дороги, параллельным путём двигались главные силы сохранённой Русской армии. Полководец М.И. Голенищев-Кутузов-Смоленский стремился нанести неприятелю максимальный урон в людях, артиллерии, лошадях и обозах.

«Разорена путь-дороженька
От Можая до Москвы:
Ещё кто её ограбил?
Неприятель-вор француз.
Разоримши путь-дорожку,
В свою землю жить пошёл...»

Народная песня

Наряду с этим он всячески пытался уберечь своих солдат и не допустить ненужных потерь. Князь М.И. Кутузов понимал, что главная цель достигнута и наибольший урон французы несут от голода, холода и истощения. «Голубчик, будь осторожен, избегай случаев, где ты можешь понести потерю в людях», - обращался генерал-фельдмаршал к ген. Ермолову, действовавшему в авангарде. Фельдмаршал Голенищев-Кутузов продолжал поддерживать непрерывную связь и управлять действиями армии адмирала Чичагова и корпуса Витгеншейна, перешедшими на своих направлениях к активным наступательным действиям. «Нам приходилось идти по настоящей пустыне, так как направо и налево от дороги вся местность была вытоптана, обглодана и опустошена армией и теми отрядами, которые пришли на соединение с ней», - описывал Арман Луи де Коленкур отступление Великой армии к Смоленску.

«Отведай, хищник, что сильней:
Дух алчности иль мщенье?
Пришлец, мы в родине своей;
За правых провиденье!»
В.А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов».

А добычей фуражиров часто становились лишь клочки гнилой соломы. «Лошади, не отличавшиеся особенно мощным сложением, погибли все», а солдатам пришлось жечь провиантские фургоны, для которых не хватало лошадей, взрывать порох, который невозможно было везти. В начале отступления от Малоярославца Бонапарт приказал сжигать всё, что было на пути: «Теперь мы видели горящими все сёла… - писал офицер штаба 4-го корпуса Эжен Лабом. - Их тёплый ещё пепел, разносимый ветром, прикрывал трупы солдат и крестьян, повсюду валялись трупы детей с перерезанными горлами, лежали трупы девушек, убитых на том же самом месте, где их изнасиловали». За Можайском наполеоновские солдаты увидели страшную картину: утоптанную, разоренную на несколько лье почву, срубленные деревья, изуродованные холмы со сбитыми верхушками. «Около Бородино мой ужас дошёл до величайших размеров, когда я увидел... убитых во время битвы двадцать тысяч человек, разложению которых помешал мороз, - вспоминал Лабом. - Вся равнина была ими покрыта. Повсюду виднелись остовы лошадей и наполовину покрытые землей трупы, там лежали окровавленные одежды и кости, обглоданные собаками и хищными птицами...» В Колоцком монастыре наполеоновские солдаты увидели «ещё более ужасное зрелище, чем поле битвы». После Бородинского сражения монастырь превратили в госпиталь, куда свезли 20 тысяч раненых, в которых ещё теплилась жизнь. «Когда они увидели, что армия возвращается, что они будут покинуты, что для них нет больше никакой надежды, самые слабые из них выползли на порог; они разместились по дороге и протягивали к нам с мольбой руки!»

Продолжение следует в части  36                http://proza.ru/2020/12/28/951