Ч. 4 Последнее сражение парусников

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/11/20/994

Боевые действия на суше славы России не принесли, зато на море всё сложилось гораздо удачнее. 18 ноября 1853 года на Синопском рейде произошло последнее в военно-морской истории большое сражение парусных кораблей.

Это была девятая по счёту война между Россией и Турцией. Воевали два технически отсталых государства, причём турки отставали даже от России. В Синопском бою русская корабельная артиллерия имела абсолютное превосходство над турецкой по калибрам, и по мощи огня.

Русские моряки оказались лучше обученными и морально более подготовленными. Эскадра вице-адмирала Павла Степановича Нахимова полностью уничтожила турецкую эскадру, в том числе и египетский фрегат «Дамита».

Удалось прорваться мимо русских кораблей только пароходу «Таиф». Им командовал английский моряк капитан 1 ранга Адольфус Слейд. Он служил в турецком флоте под именем Мушавер Паша.

В наших исторических книгах его очень ругают и клеймят позором, дескать, нужно было принять честный бой и погибнуть героем. Но что делать,  не захотел англичанин, чтобы о его пароходе слагали на родине песни, как о геройски погибшем «Варяге», предпочёл потом сам писать мемуары.

Потери турок составили около четырёх тысяч убитых и несколько тысяч раненых. Русская эскадра потеряла 37 человек убитыми и около двухсот ранеными, хотя в разных исторических источниках приводят различные цифры. К цифрам в истории вообще следует подходить осторожно, слишком много встречается разночтений.

В плен взяли турецкого командующего эскадрой вице-адмирала Осман Пашу. Тяжелораненого адмирала обнаружил русский офицер с фрегата  «Кагул» при осмотре горевшего  турецкого корабля.

Команда, в панике покинувшая судно, оставила адмирала на волю случая. Энтузиастов выносить на себе раненого командира не оказалось ни среди офицеров, ни среди матросов. Ядро раздробило турецкому командующему ступню левой ноги.

Но, несмотря на эту беду, он оказался большим везунчиком. Русские судовые медики быстренько без наркоза  отпилили турецкому адмиралу ногу до колена, и, как ни странно, после такой операции он остался жив.

К живучему турку отнеслись очень гуманно. Он неплохо, насколько это возможно с одной ногой и на костылях, провёл время в плену, побывал в Москве, а после войны благополучно вернулся на родину.

В архиве я читал, что Александр II даже распорядился вернуть турецкому адмиралу саблю. Но тогда чья же сабля хранится в севастопольском музее Черноморского флота?

Корабли Нахимова уничтожили не только суда, но и береговые батареи. Обстреляли город,  в нём начались пожары, немало жертв оказалось среди мирного населения.
К слову сказать, с турецкой стороны в сражении участвовал фрегат «Фазли Аллах», бывший русский «Рафаил», стыд и срам Черноморского флота.

 Во время войны 1829 года его команда во главе с командиром без боя сдалась туркам в плен.

Вне себя от гнева, Николай I распорядился: «Предать огню  фрегат «Рафаил», как недостойный носить русский флаг, когда возвращен будет в наши руки».
 
Это мне напомнило легенду о древнем персидском царе, приказавшем высечь плетьми море, потопившее его корабли. Но волю императора исполнили: фрегат сожгли в Синопском сражении, о чём Нахимов доложил Николаю I.

Синопской победой мы по справедливости очень гордимся. С тех пор наш флот таких громких побед больше не одерживал. Цусимский разгром со сдачей в плен броненосцев, позор, которого не испытала ни одна страна в мире, был, а вот победы такого же масштаба, как Синопское сражение, - увы!

Дождь  заслуженных наград пролился на участников сражения. Нахимов получил орден Святого Георгия II степени.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/11/22/1509