Казнить нельзя помиловать

Елена Ряшина
Сейчас я ощущаю себя героем мультфильма "В стране невыученных уроков", потому что именно от выбора места запятой в коронной фразе, зависит мое восприятие последней экранизации "Убийства в Восточном экспрессе"... Пишу по горячим следам, буквально спустя 20 минут после окончания просмотра, поэтому впечатления еще горячи, и  терзают мою душу...
      Очень сложно отрешиться от багажа знания романа, одного из лучших у королевы детектива, и одного из любимых. И очень сложно отречься от Кеннета Брана, которого считаю хорошим актером и ТЕАТРАЛЬНЫМ режиссером.
      Начну по порядку. Во-первых, это безумно красиво! Картинка ласкает взор и безупречна с точки зрения стиля и вкуса. Это большой плюс фильма, потому что визуальное наслаждение действует очень мощно на все рецепторы. И начинается все очень достойно, подробно и последовательно. Конечно, ставка на звездный состав, это, наверное, правильный рекламный ход, и девочки, сидевшие впереди меня,  охами и ахами встретили появление Джонни Деппа на экране, и были дико раздосадованы, когда поняли, что его роль  быстро закончилась. Но ради наличия Пенелопы Крус, менять героиню шведку Грету Ольсон на Пилар Эстравадос (имя взято от героини другого романа Агаты Кристи), мне показалось бессмысленным. Видимо, это надо прикрепить к цепочке новомодной толерантности, в силу которой обязательно должен наличествовать темнокожий артист, чтобы переписать сценарий и  весь фильм зритель бы жалел угнетенного и ущемленного персонажа, хотя в оригинале  полковник Арбэтнот, британец, с описанием внешности классического англичанина. Так же как и персонаж Маркес, латиноамериканец, тоже появившийся из толерантности видимо, на самом деле в книге Антонио Фоскарелли итальянец.
       Стоит отметить, что фильм очень театрален, хотя это вроде как классический голливудский продукт с рядом клише, которые присущи всем качественным продуктам американской киноиндустрии. В принципе, мне было любопытно наблюдать за поворотами, хотя я безупречно знаю сюжет, но мне не хватило атмосферы самой Агаты Кристи, ее тонкого юмора, ее характеров, которые гораздо богаче, экспрессивнее, комичнее, душевнее и проще. Видимо, слишком много Кеннет Брана поставил в своей жизни трагедий Шекспира, что пытался и в этом материале довести все до мощной драмы с библейскими мотивами. Хотя  вопрос:"Имеет ли право человек взять на себя право вершить суд" достаточно остро стоит и у самой Агаты Кристи в конце романа, но без излишней драмы и страданий. Если честно, мне не хватило хорошего АНГЛИЙСКОГО детектива, не хватило  "серых клеточек" мсье Пуаро, той изящной вязи, которая крючочек за крючочком, приводит нас к разгадке, клубочек не размотался, а обрывался, и многие детали, нужные и важные, остались вне сюжета, а ведь у автора все гораздо сложнее, запутаннее, интереснее на худой конец, гораздо богаче цепочка расследований и подозрений.
          Если говорить об актерских работах,скажу так: я рада была присутствию на экране Джуди Денч, Уиллема Дефо. Джонни Деппа я вообще не люблю, нигде и никогда, но тут он вроде как сильно не раздражает и даже терпим. Многие, кто пишет о фильме, отмечают Мишель Пфайффер, и меня это очень удивляет. Ее персонаж совсем не таков, какой написан в книге, она осталась для меня серой и блеклой, ничего не принесшей в эту работу. Сергей Полунин - нынешняя звезда балета видно, что не артист. Хотя  фактура необычная..
         Вот  сейчас, размышляю на тему актерских работ, и понимаю, что Кеннет Брана сделал фильм имени себя. И для себя! Он вывел Эркюля  Пуаро на первый план, и сделал фильм о многогранном человеке, тонко чувствующем, пытаясь найти в герое и характер,  и глубину его натуры, и даже его любовное прошлое так слегка, апропо сыграно в фильме, хотя это расшифровка для несведущих получилась, это, на мой взгляд, было не нужно. “Может ли быть такой Пуаро?!” - спросите Вы. Да, почему бы нет! При всей огромной любви к литературному персонажу и актеру Дэвиду Суше (лучшему Пуаро, на мой взгляд), я вполне приняла эту трактовку образа. Потому что хороший артист в центре оправдает и вытянет любое действо, и в этой экранизации актер Кеннет Брана переиграл режиссера Кеннета Брана. И вытащил своим актерским  мастерством собственный режиссерский замысел, и как результат оставил яркое впечатление. Абсолютно понятен месседж про смерть на Ниле. (Здесь ставлю смайлик). Так что ждем продолжения нового Пуаро. Тем более, что это наверняка будет так же красиво, так же стильно. А на большом экране эта красота особенно впечатляет. Поэтому сейчас,стоя перед доской с надписью "КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ", держа в руке мел, я вполне разумно и смело ставлю запятую в нужном месте! А именно: "КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ!".