Еврейские военные и дворяне в России. Часть 3

Виталий Чумаков
(Часть 2 в https://cont.ws/@vita1chuk/772628 )

Евреи на военной службе в Российской империи
До 1827 года «рекрутская повинность» заменялась для подданных иудейского вероисповедания податью: евреи платили 500 рублей с рекрута, то есть ровно столько, сколько платило за избавление от службы в армии русское купечество . Поголовное освобождение еврейского (иудейского) населения Российской империи от военной службы в рядах Русской Императорской армии вызывало недовольство среди основной, христианской, части населения Империи. http://www.proza.ru/2008/01/06/473

 Император Николай I, впервые в России официально распространив воинскую обязанность на российских евреев, заявил, что считает привлечение евреев к службе в армии «справедливым, чтобы рекрутская повинность к облегчению наших верноподданных уравнена была для всех состояний, на коих сия повинность лежит» (Высочайший Указ от 26 августа 1827 г.).

Правда, во время Отечественной войны 1812 г. евреи принимали участие в военных действиях. Например,  прославленный поэт-партизан Денис Васильевич Давыдов, по поводу подвига одного улана, отмечал: «Весьма странно то, что сей улан, получив за этот подвиг Георгиевский знак (имеется в виду «солдатский Георгиевский крест» - В.А.), не мог носить его: он был бердичевский еврей, завербованный в уланы».

 Евреи принимались на службу в возрасте от 12 лет и направлялись  в так называемые «школы кантонистов», причем все время, проведенное ими в этих школах, не засчитывалось им в служебный срок. Совершеннолетние (достигшие 18 лет) же сразу определялись на действительную службу. На 19-м году жизни евреи приводились к особой присяге. Достаточно "обрусевшие" евреи, сменив веру, в дальнейшем несли военную службу, не испытывая никаких ограничений как евреи по происхождению, ибо в Царской России ограничения существовали по признаку исключительно религиозному, но не племенному или расовому.

Но уже в 1829 г. был издан указ о неназначении, «впредь до особого повеления», солдат-иудеев в «денщики». Затем последовало запрещение определять солдат-иудеев в карантинную стражу, в некоторые инвалидные и мастеровые роты. Указом от 10 февраля 1844 г. было запрещено назначать иудеев в нестроевые роты и отделения, состоящие при войсках Гвардейского корпуса, и другие ответственные части.

 Приказ 16 июня 1845 г. по Морскому ведомству запретил определять иудеев в ластовую роту и нестроевые мастеровые Гвардейского экипажа и служительские команды морских учебных заведений, департамента морского министерства и зданий Главного адмиралтейства. Как видно, эти ограничительные меры вызывались недоверием высшего начальства к моральным качествам солдат-иудеев.

Император Николай I  в 1832 г. разрешил производить солдат-иудреев в унтер-офицеры «лишь за отличия в сражениях против неприятеля».  В 1850 г. было воспрещено производить солдат-иудеев за отличие в унтер-офицеры иначе, как с Высочайшего разрешения. Отметим, что все эти ограничения касались только иудеев- некрещёных евреев, принявшие же Христианство, «евреями» уже не считались и никаким ограничениям не подвергались.

 В память героической Севастопольской обороны в 1866 г. в городе Севастополе над могилой 500 (а по другим сведениям – 3000) павших русских воинов-иудеев был сооружен памятник, увенчанный обелиском из белого мрамора, как зримое свидетельство того, что и иудеи, наряду с сынами других народностей Российской Империи, принимали достойное участие в «Севастопольской страде».

 10 мая 1856 г. был издан Высочайший указ о неназначении впредь иудеев в Русский Императорский флот и о переводе всех матросов-иудеев в сухопутные войска. Этот указ свидетельствовал о крайнем недоверии правительства к боевым достоинствам иудеев, служивших в Русском флоте. Опять же это не касалось крещёных евреев, которые уже евреями не считались, а что они думали про себя во внимание не принималось.

Указом  1856 г. (по случаю Коронации Александра Второго)) предписывалось «рекрут из иудеев взимать наравне с другими состояниями», Приказом военного министра от 1859 г. на солдат-иудеев было распространено общее право на бессрочный отпуск за беспорочную выслугу 15-летнего срока. В 1860 г. было разрешено отставным и бессрочно-отпускным нижним чинам-иудеям Гвардейского корпуса проживать с семьями в столице. В 1861 г. эта льгота была распространена и на проживавших в окрестностях Петербурга. В 1867 г. иудеям - отставным солдатам - было дано право повсеместного жительства в пределах всей Российской Империи.

В 1858 г. было издано постановление о награждении иудеев всеми орденами, которыми награждались и мусульмане. В 1860 г. солдаты-иудеи были впервые официально допущены к службе в Императорской гвардии. В 1861 г. последовало разрешение производить рядовых из иудеев в строевые и нестроевые унтер-офицеры, в том числе и в писаря, на общих основаниях; прослужившим же в унтер-офицерском звании 10 или 12 лет предоставлялось право пользоваться всеми обычными в таких случаях преимуществами, связанными с отказом от производства в офицеры.

Поведение иудеев в Русско-турецкую кампанию 1877-78 гг. (войну за освобождение балканских славян от османского ига) показало, что иудеи оказались столь же мужественными и способными к самопожертвованию русскими солдатами, как и прочие их товарищи по оружию.

(См. картинку в https://cont.ws/@vita1chuk/773818)

Герцль-Янкель Цам. Первый еврей офицер иудейского вероисповедания.

После злодейского убийства Царя-Освободителя «народовольцами» (среди которых, как известно были и иудеи) в 1881 г. и вступлением на Прародительский Престол Императора Александра III Миротворца, положение военнослужащих-иудеев в русской армии вновь осложнилось. Все ограничения в отношении евреев, касались только тех, кто не желал сменить свое вероисповедание.

Между тем, в офицерскую среду, считавшуюся в царской России, пожалуй, наиболее замкнутой, проникало все больше евреев, сменивших свою иудейскую религию на одну из Христианских (причем не обязательно на Православие; чаще всего евреи-выкресты принимали евангелически-лютеранскую или еще какую-либо протестантскую веру).

Генерал А.И. Деникин в своей известной книге «Путь русского офицера» (впервые изданной в 1955 г. в Нью-Йорке) вспоминал, что в рядах Русской Императорской армии были не только низшие офицеры, но и генералы, чисто еврейского происхождения. Об этом же писал в своих мемуарах «Записки генерала-еврея» и генерал Генерального штаба М.В. Грулев – русский еврей, достигший высоких должностей и даже кандидат в военные министры Российской Империи, имевший огромные заслуги в деле изучения Дальнего Востока и Маньчжурии, где в выбранном им пункте и по его указанию был основан центр будущей «Желтороссии» - г. Харбин. 

 Сыновьями евреев-кантонистов были известные генералы, сыгравшие важную роль в истории Февральской революции 1917 г. - Н.И. Иванов (предпринявший по приказу Императора Николая II безуспешную попытку подавить мятеж в Петрограде в феврале 1917 г., а позднее, в 1918 г., возглавивший белую монархическую Южную Армию) и М.В. Алексеев («дедушка русской армии» и член петербургской «гучковско-гурковской военной ложи», изменивший присяге и способствовавший отстранению от власти Императора Николая II в феврале 1917 г., а затем принявший участие в выступлении генерала Л.Г. Корнилова против Временного правительства и в организации белой «непредрешенческой» Добровольческой армии).

С.В. Цейль, сын еврея-кантониста, окончил Михайловское артиллерийское училище и Николаевскую Академию Генерального Штаба. В 1904 г. получил чин полковника. В годы Русско-японской войны был начальником штаба 3 пехотной дивизии, а в 1908-1913 гг. - начальником Азиатского отдела Управления генерал-квартирмейстера Генштаба (с 1910 г. - в чине генерал-майора). В 1914 г., с началом Великой (Первой мировой) войны принял командование пехотной дивизией и погиб в бою в 1915 г.

А.П. Хануков, сын крещеного солдата из евреев и кантонист, также окончил Михайловское артиллерийское училище и Николаевскую Академию Генерального Штаба, дослужившись к 1914 г. до генерал-майора и начальника штаба армейского корпуса. В 1918 г. генерал Хануков - кавалер Военного Ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV степени - был расстрелян большевиками за категорический отказ служить в Красной Армии.

Известному во второй половине XIX-начале ХХ в. художнику Моисею Маймону (1860-1924), выпускнику Российской Императорской Академии Художеств русский генерал от артиллерии Н.К. Арнольди, признался, что и он «еврей, крещеный в кантонистах» (Кандель Ф. Книга времен и событий. Т. 2, с. 323).

Генерал Арнольди заявил художнику, что согласился помочь ему потому, что тот «угадал в нем еврейскую душу, которую», как выразился старый кантонист, «я ношу уже восьмой десяток, хотя вместе с крестом на шее» (М. Бейзер. Евреи в Петербурге, с. 25).

Сыном бывшего кантониста был Александр Сапсай. Он окончил Морской кадетский корпус. В 1910-1912 гг. - начальник штаба Черноморского флота, контр-адмирал. В Первой мировой войне командир бригады крейсеров, вице-адмирал.

Этот перечень можно и продолжить, назвав контр-адмирала Якова Кефали, начальника Военно-медицинской академии Николая Козлова и других.

Естественно, были они евреями этническими, принявшими христианство, ибо человек иудейского вероисповедания в царской России офицером-генералом стать не мог.

В описываемое время все больше и больше русских образованных евреев, относившихся к религии вообще, и к ее смене – в частности, вполне равнодушно, смотрели на необходимость перемены религии, в сущности, как на маловажную формальность, выполнение которой, однако, освобождало их от всех ограничений, и в первую очередь – от ограничения «черты оседлости» - и потому легко переходили в какую-либо Христианскую религию (главным образом – в различные протестантские ответвления Христианской конфессии).

  Но даже эта смена веры требовалась далеко не всегда! Блестящий командир «дроздовцев» в годы Гражданской войны А.В. Туркул повествует в своих воспоминаниях «За Русь Святую» («Дроздовцы в огне») о своем боевом товарище – офицере Дроздовской дивизии, доблестно павшем в бою с большевиками (о котором соратники узнали, что он еврей, только встретив случайно иудейскую похоронную процессию с малиновой дроздовской фуражкой своего геройски погибшего соратника на крышке гроба). Примеров такого рода можно было бы привести великое множество.

 В Русско-китайской и Русско-японской войнах иудеи в составе российских войск по-прежнему участвовали в немалом количестве. По цифрам, приведенным в «Новом Времени» (от 10 марта 1906 г.), число их достигало 20 000 человек, а по другим сведением – 30 000, не считая более чем 3000 иудеев-врачей (Восход, 1905, №3). В некоторых ротах иудеи составляли 10% и более, что объяснялось следующим обстоятельством: при доукомплектации полков до численности военного времени их пополняли иудеями, «как людьми трезвыми и исполнительными» («Будущность», 1904, №5).

Российская печать не раз отмечала мужество, проявленное воинами из иудеев «на сопках Маньчжурии». Не мало их награждено Георгиевскими крестами, есть некоторые, имеющие даже по два и три, и эти кресты давались не начальством, а присуждались самой ротой! самым знаменитым среди целого ряда героев, которых выдвинули из своей среды евреи-солдаты при героической обороне Порт-Артура от японцев, был, пожалуй, Иосиф Трумпельдор.

Приказ от 29 ноября 1904 г. по 27 Восточно-сибирскому полку, квартировавшему в осажденном Порт-Артуре, начинается словами: «Ефрейтор 7 роты Иосиф Трумпельдор, обращаясь в докладной записке от 24 числа к своему ротному командиру, пишет:

«У меня осталась одна рука; но эта одна – правая. А потому, желая по-прежнему делить с товарищами боевую жизнь, прошу ходатайства Вашего благородия о выдаче мне шашки и револьвера». После сдачи крепости Иосиф Трумпельдор попал в японский плен, где, между прочим, получил серебряную японскую медаль за образцовое поведение в плену.

Кстати, эту медаль получили многие русские пленные, не стеснявшиеся носить ее вместе с другими наградами. После большевицкого переворота и кровавой Гражданской войны в России, положивших начало нескончаемой череде жесточайших конфликтов, мир так неузнаваемо изменился, что сегодня себе ничего подобного и представить невозможно!

По возвращении из японского плена в Россию после окончания войны Иосиф Трумпельдор получил чин прапорщика, был уволен в запас и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета – ему, как герою России, полному Георгиевскому кавалеру и офицеру запаса, никакие «процентные нормы», естественно, преградой не были. А пенсия давала возможность безбедного существования.

 http://www.proza.ru/2008/01/06/473

В настоящее время в РФ этнических евреев, полукровок, четвертькровое и т.д. насчитывается от 10 до 25 миллионов человек из 148 миллионов россиян. Директор Центра библеистики и иудаики РГГУ, демограф Марк Куповецкий заявил, что на 2010 год численность евреев в России составляет менее 250 тысяч человек. «Скорее всего, численность еврейского населения России будет 200 тысяч человек плюс-минус 10%. 10% - это фактор того, как люди будут себя декларировать при переписи», - считает М.Куповецкий.

При этом, по мнению демографа, половина еврейского населения России живет в Москве и ее пригородах, пятая часть - в Петербурге и Ленинградской области, оставшаяся - в крупных областных центрах и городах-миллионниках. В Еврейском автономном округе и Биробиджане, по данным эксперта, проживает менее 1% евреев страны.

Остается отметить, что для такого малочисленного народца его представительство в политической, экономической и культурной жизни страны является просто всеобъемлющим.http://rusimperiainfo.com/news/id4673.html

«Древние иудеи» давно исчезли, а сегодняшние «ашкеназы», являющиеся «основными представителями еврейства»,(на 80%) являются потомками тюрков и славян, составлявшими основное население Хазарского каганата, после разгрома которого Святославом, ушедшие на территорию Восточной Европы, в основном в Польшу, где смешались с местным населением и в меньшей степени с иудеями пришедшими из Южной Европы и Германии.